Техника современной классической гитары (упражнения для продвинутых гитаристов)

Современные упражнения на развитие гитарной техники с нотными примерами и поясняющим видео

  В этой статье мы поговорим о технике гитариста. Что там уж воду мутить. Эта статья - прямое руководство к действию для тех, кто метит в профессионалы или уже таковым является. Данные упражнения основаны на школе развития техники Хуберта Кэппеля (известный немецкий гитарист, основатель одного из престижных международных гитарных конкурсов в Кобленце), на упражнениях Юсуки Джимбо (молодой японский гитарист, ученик ещё одного известного гитарного преподавателя Тадаши Сасаки, который долгое время преподавал гитару в высшей школе музыки в городе Аахен, в Германии) и др. Этот курс упражнений рассчитан на 90 минут ежедневных занятий гитарной техникой. С большой долей вероятности можно сказать, что если Вы будете выполнять описанные замечания и пожелания, а также сохранять последовательность упражнений и общую регулярность занятий, то уже через короткий промежуток времени Вы сможете сами убедиться в действенности этих методов. Ваши пальцы правой руки станут гораздо более цепкими и чувствительными к струнам, левая рука значительно окрепнет, улучшится координация движений обеих рук в совокупности. 

  Итак, начнем, пожалуй.

  Сначала разогреем правую руку игрой арпеджио (здесь будут ещё пояснения). Каждое из 6 приведенных примеров арпеджио следует играть аналогично первому, но с разной аппликатурой. Каждое упражнение играть по 2 минуты. Всего 12 минут на эти основные арпеджио.

 

Гитарные арпеджио

Гитарные арпеджио

 

  Далее 6 минут для упражнений на координацию левой и правой рук (пояснения скоро будут) с нижеприведенными упражнениями.

Упражнения на координацию рук гитариста

 

  Упражнения на легато с триолямина разных струнах. Помогает Вашим мышцам левой руки быть в хорошем тонусе (ещё будут пояснения). Общая продолжительность этих упражнений 4-5 минут.

Упражнения для отличного тонуса мышц пальцев левой руки гитариста

 

  Теперь поиграем пассажи в разных "вариациях". Это коротенькие фрагменты гамм. Этот этап подытоживает первичный "разогрев" игрового аппарата. Обратите внимание на то, что спешить, пытаясь сыграть как можно скорее эти пассажи, совершенно не стоит. Будет лучше если Вы добьетесь в игре плавности при скачках и переходах в позиции, а также хорошего звука. 

  Первое упражнение под надписью 5 играем с 4 по 12 лад. Аппликатура правой руки - пальцы i-m. Повторяем пассаж в каждой позиции по 3-4 раза. Общее время звучание примерно 3 минуты.

http://youtu.be/RQRNKHiwoqM

 Пассажи и гаммы на гитаре

 

  Второе упражнение с надписью 6 играем с 1 по 11 лад пальцами в правой руке i-m, повторяя пассаж в каждой позиции по 4 раза. Продолжительность примерно 3 минуты.

Играем пассажи и гаммы на гитаре

 

  Следующее упражнение под цифрой 7 играем с 1 по 9 лад пальцами в правой руке m-a, а также повторяя его в каждой позиции по 4 раза. Продолжительность звучания будет около 3 с половиной минут.

Пассажная техника на гитаре

 

  Упражнение под номером 8 играем с 1 по 7 лад пальцами i-m. Повторяем каждый пассаж по 4 раза. Общее время звучания окажется около 2 минут.

Осваиваем пассажную технику на гитаре

 

  И, наконец, ещё один пример пассажной техники значится под номером 9 , который следует играть со 2 по 12 лад пальцами m-a, также повторяя по 4 раза в каждой позиции. Продолжительность звучания этого упражнения составит 3 минуты.

Работаем над пассажной техникой гитариста

 

  Теперь возвращаемся к упражнениям на легато. Левая рука к этому времени отдохнула от силовой нагрузки легато и находится в хорошем тонусе. Следующие упражнения на легато хоть и похожи на описанные выше, но развивают при этом другую связку пальцев левой руки. Играем оба упражнения с 1 по 5 лад. Длительность этих двух упражнений составляет примерно 4-5 минут.

Развитие техники легато на гитаре

 

  Теперь снова играем основные арпеджио на открытых струнах способом, описанным в самом первом упражнении этого занятия. С 7 по 12 такт (разновидность упражнения) по 2 минутки каждое. Всего требуется 12 минут.

Снова арпеджио на открытых струнах, но с другой аппликатурой

Техника гитариста. Скачки при исполнении пассажей в левой руке.

Комментарии

Геник, а вот вы вообще сюда зачем пришли-вести конструктивную беседу, или так, цепляться к словам или всех переспорить ради искусства вести интернетную демагогию?

Ежели сейчас будем по пунктам цепляться к словам-извольте.

> leothemetal  - у    Ваша фраза "Мой педагог говорил мне-я как никак-профессиональный дипломированный гитарист, не считаю лишним проставить пометки, аппликатуру в листах, уделить час времени скучным упражнениям, ты же пока что не являешься профессионалом, но почему то считаешь это все лишним-и это наглость по меньшей мере" адресована мне? Как-то не грамотно Вы пишите. Не понятно кто говорил и кому говорил, или говорите Вы кому-то, или мне говорите, или в мой адрес, или не в мой адрес?

Это была беседа между мной и моим педагогом. Вас там никто никаким образом не упоминал, по моему, вполне ясно расписано. Ну-не считая того, что я в целом не литератор и уже 12 лет обитаю в Германии, так что и с пунктуацией могут быть проблемы, ибо все реже и реже пользуюсь русским языком. В ваш адрес там никто ничего не говорил. Ну-для образного мышления-это я так, написал один из примеров из жизни, что профессионалы не игнорируют элементарные упражнения для начинающих.

>А по поводу профессионалов и не профессионалов я скажу так: "Профессионал это тот кто играет, кто знает как играть и делает это молча, без выпендрёжа, претендующего на научную статью или ещё на что - либо серьёзное.

C этим я полностью согласен. Тогда вам и вопрос-а что вы здесь делаете? То есть-если брать ваши слова за аксиому-профессионал играет молча, а кто разводит демагогию-он не играет, или не профессионал. То есть...ну, не хочу никого оскорблять, но все таки-вы молча играть не можете. Может вы и профессионал, я лично с вами не знаком, но вот я не пойму странных выпадок с вашей стороны. Вы пытаетесь показать, что вы знаете больше других, умнее, или еще как, да еще и на словах? Какова мотивация ваших несколько не совсем дружелюбных постов? Это просто-по меньшей мере невежливо. Люди, которые тут пишут не глупее вас, и уж точно не уступающие в профессионализме. Так что давайте просто предем на более дружественный тон, и на более конструктивную критику что ли. 

>"...Администрация сайта пошла можно сказать вам навстречу, решив помочь вывести свою игру на новый уровень, предоставила хоть и простые, но весьма полезные материалы, которые могут помочь многим.." Leothemetal,  а Вы что, лично со мной знакомы? Так рассуждаете, как буд-то Вы меня вчера только видели

Я с вами лично не знаком. Но это отношение к делу не имеет. Мы обсуждаем содержание упражнений. Я считаю их вполне хорошими, если вы со мной не согласны-конструктивнее, товарищ. Предложите свой вариант, который действительно лучше. Я так нередко делаю. Есть здесь на сайте несколько поверхностные статьи, где я в комментариях расширял тему. Вот например

http://queenguitar.by/content/kak-podzvuchit-akusticheskuyu-gitaru-dlya-raboty-v-restorane-ili-klube

Спокойно и без лишних попыток указать на некомпетентность собеседника. Учитесь вести беседу, чтобы не так как у Андрея Малахова на его ток-шоу. 

>Ну вот и играйте Каркасси дальше. Каркасси можно иногда играть. Мир не стоит на месте, а развивается и музыка развивается, а Каркасси, - он уже всем надоел давным давно, это очень примитивно и не кому не надо кроме преподавателей, которые работают за нищенскую зарплату, грызутся друг с другом из-за того, что кто-то высказал своё мнение, которое им не понравилось и ходят на работу для того, что бы учить музыке Каркасси и ему подобных устаревших композиторов., не хотят при этом развиваться сами, топчутся на месте, бегают по общеобразовательным школам, собирают учеников для того, чтобы получить по больше часовой нагрузки, чтобы по больше получать в зарплатном эквиваленте и делать вид что без старинной музыки Каркасси никто не сможет ничему научиться. Я вижу в Ваших рассуждениях логику школьного или училищного преподавателя. Вы ещё Эмилио Пухоля вспомните. Там полно подобных упражнений.

К вашему сведению, я студийный гитарист, продюссер, звукорежиссер, концертирующий практик, имеющий контракт с лэйблом и в последнюю очередь педагог. И то, что я играю-это далеко не Каркасси, так что не будем устраивать замеры своих заслуг-тем более что вы вырвали слова из контекста. Я упомянул, что отдельно взятые профессионалы разминаются произведениями каркасси, ну или с большой буквы-Каркасси, суть от этого не меняется. Я нигде не сказал, что это единственная абсолютная истина, делать всем. И сказано это было в контексте-К ЭТЮДАМ И УПРАЖНЕНИЯМ, КОТОРЫЕ МЫ ИГРАЛИ, БУДУЧИ НАЧИНАЮЩИМИ ГИТАРИСТАМИ ПОЛЕЗНО ВОЗВРАЩАТЬСЯ, И НЕ СТОИТ СЧИТАТЬ, ЧТО ТЫ ИХ ПРОШЕЛ И МОЖНО ЗАБЫТЬ.  Это так, оперирование абстрактными понятиями с некоторыми конкретными примерами, а не попытка выдать отдельно взятые примеры за абсолютную истину. 

>А по поводу моего профессионализма, - так я не преподаватель, а практик, и счастлив, что ни какого отношения к этой прогнившей системе, в которой до сих пор играют Каркасси, Карулли и т.д. не имею. И надобности в таких специалистах (в преподавателях муз школ и училищ), я считаю вообще нет. Их надо разгонять, сокращать, от них только бюджет страдает. Лучше пенсии старикам повысить, а бездельников разогнать, в 2015 году при секвесторе бюджета, думаю это и произойдёт, - сами разбегутся.

Я за вас очень рад, хотя не понял, о чем речь. Видимо я живу в другой системе. Но вот этот пост вообще не имеет отношения к обсуждению упражнений, так что давайте умерим пыл. Хотите обсудить отдельно взятые проблемы той прогнившей системы, с которой вы столкнулись-заведите отдельную тему, и не надо засорять эфирное пространство словоблудием, которое не имеет отношения к теме. 

9-ый пассаж, кажется, некорректен.

Что вам кажется некорректно? Все абсолютно правильно написано. Помочь разобраться?

Роман, здравствуйте.
Возник вопрос по поводу упражнений на легато с триолями (упражнение №4 и №10). Вопрос в следующем: это легато нужно исполнять как комбинацию восходящего и нисходящего легато (т.е. пальцами левой руки ударять по струне и после "сдергивать" струну) или же легато в этих упражнениях обозначают просто плавный переход между нотами?

Также, во втором упражнении на координацию, первую часть мы играем парами пальцев m+i и a+m; во второй части пара m+i меняется на обратную (i+m), а вот пара a+m остается такой же. Так и должно быть?

Записал видео для большей наглядности. Если будут вопросы, пожалуйста, спрашивайте.

Техника игры на гитаре / Смешанное легато / Координация рук

Спасибо, очень хорошее обьяснение. Даже не думал что вы видеоролик запишите, за это отдельная благодарность.

На счет упражнения на координацию думаю в статье стоит добавить пояснения ну или сослаться на это видео, так как я изначально соовсем по другому интерпритировал это упражнение. Я играл упражнение по первой струне например парой m i, доходил до 4-го лада, потом возвращался назад до первого лада и в конце играл ноты си-до-си на второй струне 1 раз, потом снова переходил на первую струну и повторял тоже самое той же парой пальцев в течении указанного времени. После нескольких минут только менял на другую пару и делал тоже самое. 

Резюмируя: упражнение играется НА ОДНОЙ СТРУНЕ (сначала на первой, потом на второй и т.д.), играется один раз 0й-1й лад (ми-фа-ми), 1й-2й лад, 2й-3й лад, 3й-4й лад и назад (4-3 лад, 3-2 лад, 2-1 лад, 1-0 лад), в конце НЕ ОСТАНАВЛИВАЯСЬ плавно меняется пара пальцев (с сохранением ритма) и продолжается играть, после второго прохода (1й-4й лад и обратно) опять меняем пальцы и так непрерывно играем указанное время. Я правильно понял? Поправьте, если где-то ошибся.

С акцентами трудностей не возникло, с перестановкой пальцев вроде все тоже нормально. Вся трудность была в интерпретации.