Гитарная социальная сеть
Техника гитариста за 45 минут в день
Хорошая техника гитариста
дает возможности вдохновенного музицирования, исполнения широкого репертуара и изобретения своих творческих решений для раскрытия музыкального образа. Плохая техника способна не только навредить исполнению конкретного произведения, но и лишить стимула занятий вовсе, а что хуже всего - стать причиной более глубоких психических расстройств.
Существуют конструктивные подходы к преодолению сложностей с гитарной техникой. Один из них представлен ниже.
Суть подхода к техническому росту
заключается в каждодневном исполнении комплекса гитарных упражнений, направленных на различные группы мышц пальцев гитариста, разные виды техники и координации движений.
Важно для реализации подхода:
- Точно дозируйте по времени каждое упражнение (в среднем от 1 до 6 минут, что в целом составляет 45 минут на исполнение всего комплекса)
- Правильная последовательность упражнений сохранит здоровые мышцы рук. Все упражнения чередуют нагрузку на пальцы не давая им перенапрягаться в случае правильного исполнения.
Для кого рекомендованы упражнения.
Упражнения подходят в первую очередь для продвинутых учеников музыкальных школ, музыкальных училищ и ВУЗов. Для всех любителей и профессионалов, кто хочет не только однажды поднять свой технический уровень, но и поддерживать пальцы в хорошем "техническом тонусе" долгие годы. Имеются упрощенные комплексы для начинающих гитаристов.
Посмотрите видео с некоторыми упражнениями комплекса и уловите его суть. Если представить комплекс упражнений в виде формулы музыкальной формы (предмет Анализ музыкальных форм), то ее вид может быть следующим:
A B C B A
где А - это упражнения на арпеджио для правой руки на открытых струнах,
B - упражнения на пассажную технику,
C - упражнения на легато, нагружающие мышцы левой руки.
В эту формулу можно вставить другие виды упражнений, например:
- упражнения на скачки в разных позициях
- упражнения на тремоло
- упражнения на аккордовую технику
- упражнения на чередования апояндо-тирандо и т.д.
Дозировка или время игры (в некоторых случаях речь идет о количестве раз проигрываний) каждого упражнения определяется целью всего комплекса и сложностью каждого упражнения во избежание переигрывания рук.
Цели, в свою очередь, могут исходить из уровня подготовки каждого ученика и потенциала его роста. Например, для продвинутых гитаристов и профессионалов (обычно, кто обучается в музыкальных училищах, ВУЗах или регулярных концертных исполнителей) комплекс технических упражнений может включать максимально разнообразные упражнения и длится от 1,5 до 3 часов в день. И это только упражнения! В то же время комплекс "полегче" длится около 30 минут занятий техникой в день и охватывает самые распространенные техники: арпеджио, пассажная техника, легато, стаккато, аккорды.
Особо выделяются "именные" комплексы или упражнения от знаменитых музыкантов. Например, технические упражнения Казухито Ямашиты или Элиота Фиска. Но их использование таит опасность разачарования.
Дело в том, что именные упражнения подойдут лучше всего продвинутым музыкантам, а новичкам покажутся или скучными, или неподъемными. Скучными оттого, что из поля внимания ускользают микроскопические нюансы исполнения (штрих, интонация, пр.), превращая занятия в рутину. А неподъемные - просто очень сложные. Некоторые упражнения могут всерьез вызвать боли в руках и пальцах и даже привести к потере способности играть.
Вам могут понравиться "именные" еждневные упражнения бразильского гитариста-виртуоза Эдсона Лопеса.
Частые ошибки гитариста в работе над техникой.
Первая ошибка новичков - быстрая игра. Хочется играть быстрее и незаметно принебрегается качество. Все виртуозные гитаристы занимаются в медленном темпе, а особенно когда учат быстрые и сложные технические места произведения.
Пренебрежение штрихами и интонационными оттенками - вторая распространенная ошибка. Отчасти происходит из-за отсутсвия музыкального опыта, незнания того, как должно звучать. Помните, что владение интонацией и штрихами является ядром, азбукой вашего неповторимого звучания и интерпретации. Невладение или непонимание понятия интонации в музыке приводит к посредственной и неинтересной игре.
Способы решения проблем и трудностей
Лучше не допустить проблему, чем решать ее последствия - знаем все мы.
Под трудностью в занятиях на гитаре можно понимать поиск профессионального учителя экстра класса. Такого, который
- владеет теоретической и практической частью преподавания, знает что делать и как должно быть в итоге
- умеет донести свои знания до практической пользы ученика, сохраняя баланс между психологическим спокойствием и эмоциональной насыщенностью в процессе работы, что приводит к вдохновенному и стабильному результату для обоих участников (самого учителя и ученика)
Проблемы в результате неправильных занятий техникой (и занятий вообще), о которых говорилось выше, могут привести к переигрыванию рук. Это болезненное состояние мышц пальцев и рук, при котором больно прижимать и защипывать струны (не имеется ввиду боль на кончиках пальцев из-за отсутствия мозолей). Первая помощь - прекратить занятия. Однако и после этого руки могут продолжать болеть. Кто-то рекомендует теплые ванны, кто-то мази и крема. Если проблема сохраняется, то следует обратиться к врачу.
Вам может понадобиться гимнастика против боли в пальцах от доктора (будет ссылка)
Используете ли Вы подобные комплексы упражнений на развитие техники в своей педагогической или исполнительской практике?
Видео подготовлено в качестве ознакомления. Для получения полного комплекса упражнений опишите вашу задачу в комментариях (для кого/цель/нынешняя техническая подготовка/вопрос по этому материалу).
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 8545 просмотров
Комментарии
Замечательно, что я заглянула
Замечательно, что я заглянула на эту страничку с такими полезными упражнениями.. Скажите, пожалуйста, вы сторонник того, что техника гитариста поддаётся развитию всю его жизнь, либо всё же, что успел во время учёбы схватить, то есть, какого уровня добился, то и имеешь? Интересно. У каждого наверняка есть свой потолок в технических возможностях. Или всё возможно? Спасибо.
Первое не исключает второе.
Первое не исключает второе. Технику можно развивать всю жизнь, с одной стороны. В то же время, наиболее эффективный период развития технических навыков - молодость.
Да, у всех абсолютно есть свой потолок. Но в то же время никто его не может знать наверняка. Тот самый момент, когда нет предела совершенству.
Поэтому я за оптимизм. Это понятие растяжимое.
Если бы вопрос поставить, например, так:
- можно ли исполнить технически гладко 100 нот в секунду в молодом и в пожилом возрасте? - сам ответ становится очевидным.
Но есть одно универсальное и всеобъемлющее лекарство, побеждающее любые технические ограничения. Интересно?)
Правило 10.000?
Правило 10.000?
Нет. Любовь к тому, чем
Нет. Любовь к тому, чем занимаешься. Это более универсально и всеобъемлюще.