Как улучшить технику гитариста, сочиняя стихи

Гитарист Борис Бельский делится секретами преодоления технических трудностей

Как улучшить технику левой руки? Как научить детей выразительной фразировке и лёгкости овладения ритмическими трудностями? Как выпустить свой продукт, сделав запись своего исполнения качественной?

Предлагаем к просмотру интересный и содержательный вебинар-практикум украинского гитариста, педагога и композитора Бориса Бельского, в котором он делится своими педагогическими находками и опытом, даёт ответ на ряд важнейших, волнующих многих исполнителей вопросов.

Левая рука – это довольно понятливый, очень исполнительный и тщательнй оркестрант, который подчиняется указаниям дирижёра (правой руки гитариста). И если правая рука определяет время, когда прозвучит звук, громкость, тембральную краску, то левая обычно предваряет действия правой руки и действует на опережение.

Для развития гибкости левой руки, готовности к скачкам Борис Бельский предлагает несколько действенных упражнений:

 

Упражнение гитариста Зигзаг (Кликните по картинке для раскрытия)

1. Зигзаг (вертикальная растяжка пальцев), 10:50 – 17-33 нарезка

Хроматическая гамма октавами (Кликните по картинке для раскрытия)

2. Хроматическая гамма октавами (вертикальная растяжка пальцев) 17:45 – 19:47

3. Игра шире, чем позиция по три звука на струне (горизонтальная растяжка пальцев) 19:48 – 21:47

a. хроматизм с пропуском через палец в первой позиции

b. растяжка между вторым и третьим пальцами

4. Растяжка аля Майкл Джексон 21:48 – 23:20

Скачки октав

5. Смена позиций (игра октавами) 23:21 – 25:59

6. Смена аккордов при смене позиции 26:00 – 29:22

Техника безопасности: обязательно при выполнении упражнений давать отдохнуть левой руке, не доводить её до спазмов! Ни в коем случае нельзя играть через силу, через боль!

Совет: после того, как получились упражнения, попробуйте их играть не глядя на струны и гриф, желательно даже выключить свет, чтобы максимально активизировать музыкальный слух!

Также Борис Бельский делиться со слушателями своими секретами о том, как убрать первый палец левой руки 35:00 – 37:28.

Для преодоления ритмических сложностей и выработки связной и выразительной фразировки при обучении детей игре на гитаре автор рекомендует использовать словесно-образные модели. Педагогом

придумывается к небольшой фразе слова не обязательно в рифму, но в которых очень ясно структурируется сила долей. Их необходимо проговаривать и пропевать с учениками. В крупных пьесах возможно даже создание сюжетного словесно-образного повествования от лица главного героя.

Обложка диска гитариста Бориса Бельского

Также на примере записи собственных компакт-дисков Борис Бельский рассказывает о тех сложностях, которые могут возникнуть перед исполнителем, и предлагает учесть ряд важных моментов:

  1. Знать для чего записываете диск (развитие, контроль, взгляд со стороны, звуковая визитка)
  2. Учитывать разницу в сценическом и студийном исполнении
  3. Тщательно подходить к выбору программы
  4. Осуществлять запись в домашних условиях, чтобы приучить себя к работе к студии
  5. Определиться какой тип записи хотите, выбрать любые 2 слова: быстро, дёшево, качественно
  6. Перед записью лучше подготовить несколько композиции и работать с ними точечно, поддерживая в руках остальной репертуар
  7. Использовать струны, на которых играли не менее 5-7 дней, но не старые
  8. Продумать и прочувствовать свой динамический диапазон
  9. Сделать обработку ногтей (перед записью и даже в перерывах между записью дорожек)
  10. Осуществлять контроль над призвуками (вычищать позиции дома)
  11. Следить за шумным дыханием (можно взять в рот карандаш и тренировать при исполнении тихое спокойное дыхание)
  12. Тщательно подойти к выбору одежды, исключая шелестящие аксессуары и ткани (в идеале – футболка либо хлопковая рубашка), стараться не делать резких движений
  13. В студии выбрать подходящий стул (лучше с металлическими ножками), поставить его на коврик, чтобы меньше было посторонних звуков
  14. Правильно расположить микрофон (расстояние от гитары до микрофона не должно быть слишком близким, т.к. будет слышна вся работа пальцев, лучше использовать несколько микрофонов)
  15. Контролировать звук в наушниках (чистый звук вы должны слушать в наушниках, настроить звук до начала записи)
  16. Не смешивать дубли разных дней, использовать дубли только одной сессии
  17. Сделать несколько полных дублей в темпе и в нужном характере, выбрать основу
  18. Сделать запись множества фрагментов, в том числе напомнить звукорежиссеру, что нужно записать и шум (фон), который нужен для дальнейшей обработки записей
  19. В течении записи обязательно контролировать строй, подчищать его каждые 15-20 минут
  20. После записи осуществить монтаж, довести проделанную работу до идеала
  21. Дать материалу отлежаться, чтобы услышать его «свежим ухом», понять, что вам хотелось бы изменить
  22. Компрессировать пики
  23. Не выравнивать динамику
  24. Использовать естественную и программную реверберацию, выбрать подходящую степень реверберации в каждой из пьес
  25. Продумать издание диска, определиться с видом упаковки (пластик или бумажная)
  26. Найти дизайнера и продумать с ним оформление диска (картинка, шрифты, наполнение)
  27. Найти подходящее издательство, обсудить с ним сроки изготовления продукции
  28. Продумать способы реализации диска (на концертах, через интернет пространство и т.д.)

Присоединяйтесь к Битве гитаристов, чтобы познакомиться с другими ценными и эксклюзивными материалами о гитарном мастерстве!

#битвагитаристов

Технические упражнения гитариста, словесно-образное модели в преподавании гитары и запись CD