Абсолютный слух

  Трудно себе представить хорошего спортсмена без крепкой мускулатуры и отличной физической подготовки, хорошего оратора без умения красиво говорить и свободно выступать перед публикой. Так и хороший музыкант немыслим без развитого музыкального слуха, который включает в себя целый комплекс способностей, необходимых для успешного сочинения, выразительного исполнения и активного восприятия музыки.

  В зависимости от музыкальных характеристик существуют разные виды музыкального слуха. Например, звуковысотный, тембровый, ладовый, внутренний, гармонический, мелодический, интервальный, ритмический и т.д. Но одним из самых необъяснимых по-прежнему остается абсолютный слух. Давайте же разберемся, что собой представляет это загадочное явление.

  Название этой разновидности слуха происходит от латинского слова absolutus, что в переводе означет «безусловный, независимый, неограниченный, совершенный» . Под абсолютным слухом понимается «способность определять точную высоту звука без соотнесения его с другим звуком, высота которого известна» (словарь Гроува). То есть, абсолютный слух позволяет без настройки, без сравнения с каким бы то ни было «эталоном» высоты мгновенно, а главное безошибочно узнавать и называть высоту слышимых звуков.

  Интересно, что понятие абсолютного слуха появилось лишь во второй половине 19 века. И с того времени ученые умы пытаются найти ответ на вопрос: «откуда у человека появляется такая уникальная способность?». Исследователями выдвигаются самые различные гипотезы по поводу происхождения абсолютного слуха. Однако однозначного ответа на этот вопрос до сегодняшнего дня так и нет. Одни ученые считают его врожденной (и к тому же наследуемой) акустико-физиологической способностью, которая зависит от анатомических особенностей слухового аппарата (точнее строения внутреннего уха). Другие связывают абсолютный слух с особыми механизмами головного мозга, в коре которого имеются специальные формантные детекторы. Третьи предполагают, что абсолютный слух формируется благодаря сильным звуковым впечатлениям в очень раннем детстве и хорошо развитой особенно в детский период «фотографической» образно-слуховой памяти.

 Абсолютный слух – довольно редкое явление даже среди профессиональных музыкантов, не говоря уже о простых ценителях музыкального искусства, которые даже могут и не знать, что природа их наградила этим редким даром. Определить есть у вас абсолютный слух или нет довольно просто. Для «диагностики» этой способности специалисты используют фортепиано, на котором вам предложат определить и назвать тот или иной звук. Но, чтобы справиться с этой задачей необходимо как минимум знать названия самих нот и то, как они звучат. Поэтому, как правило, абсолютный слух обнаруживается в раннем детстве: у детей примерно на 3-5 году жизни, обычно после знакомства с названиями музыкальных звуков.

Особенно важен абсолютный слух для таких музыкальных профессий, как дирижер, композитор, исполнитель на инструментах с нефиксированным строем (например, струнные инструменты), поскольку он позволяет более тонко воспринимать высоту звука, более точно контролировать строй. Да и музыканту-любителю наличие абсолютного слуха не навредит: настройка гитары, подбор аккордов к знакомым мелодиям, безусловно, гораздо легче даётся обладателям абсолютного слуха.

Но наряду с неоспоримыми плюсами (прежде всего для музыкантов-профессионалов) у этой уникальной способности есть и свои минусы. В определенных случаях абсолютный слух может стать и сущим испытанием, в особенности для тех, кто знаком с азами музыкальной грамоты. Сидите, вы, к примеру, в ресторане во время романтического свидания. А вместо того, чтобы наслаждать беседой или ароматом вкусных блюд под тихий фон звучащей музыки в вашем сознании периодически «проплывают» заветные нотки: «ля, фа, ми, ре, ми, соль, до…». Далеко не каждый в такой ситуации способен «отключиться» и сосредоточить свое внимание на собеседнике.

Кроме того, трудно найти хуже пытки для абсолютника, чем слушать пускай и вдохновенное исполнение произведения теми, кто «абсолютно глух». Ведь при таких способностях человек не только слышит точную высоту звука, но и абсолютно точно определяет фальшь, малейшие отклонения от правильного эталонного звучания. Можно только искренне посочувствовать абсолютнику во время концертного звучания совместной игры плохо настроенных инструментов (особенно струнных) или неслаженного «грязного» ансамблевого пения.

По большому счету не так уж и важно есть у вас абсолютный слух или нет. Но если вы решили посвятить себя музыке, а может даже и стать первоклассным профессиональным музыкантм, то хороший музыкальный слух вам жизненно необходим. Его развитие впредь должно стать для вас действием целенаправленным и регулярным. Помочь в этом непростом деле могут занятия по специальной дисциплине – сольфеджио. Но особенно активно музыкальный слух развивается в процессе музыкальной деятельности: во время пения, игры на инструменте, подбора по слуху, импровизации, сочинения музыки.

  А главное, друзья, учитесь слушать и понимать музыку! С любовью и благоговением вслушивайтесь в каждый звук, искренне наслаждайтесь красотой каждого созвучия, для того, чтобы в дальнейшем дарить счастье и радость от общения с музыкой своим благодарным слушателям!!!

 

Статью подготовила музыковед: Александра Зубик

Комментарии

Хорошая, интересная статья . Особенно - позитивное завершение.Но, к сожалению, в мире нет ничего "абсолютного" .То, что называют "абсолютным слухом" ,по моему , является звуковой памятью.Вё отноительно .Эталонная частота колебания а1 ко времени изобретения Камертона в 1711 англ. музыкантом Дж. Шором была 419,9 герц (839,8 простых колебаний в секунду). Впоследствии она постепенно повышалась и в сер. 19 в. доходила в отд. странах до 453-456 герц. В кон. 18 в. по инициативе работавшего в Петербурге композитора и дирижёра Дж. Сарти в России был введён "петербургский камертон" с частотой а1=436 герц. В 1858 Парижская АН предложила т. н. нормальный К. с частотой а1=435 герц (т. е. почти такой же, как петербургский). В 1885 на Междунар. конференции в Вене эта частота была принята как междунар. эталон высоты звука и получила назв. муз. строя. В СССР с 1 янв. 1936 действует общесоюзный стандарт с частотой а1=440 герц. И музыкальный слух имеет 4 разновидности: мелодический , гармонический, тембральный и интонационный .Осталные - вариации. А вот пример (не музыкальный) использования острого звукоиого восприятия : некоторые автомеханики делают диагностику двигателя автомобиля по слуху ! В музыкальном мире таких "абсолютников " называют " слухачами ".Они , зачастую, сами осваивают музыкальные инструменты, подбирая на слух любимые мелодии или аккомпанимент для песни.Это безусловно дар, но и целеноправленным трудом достигается многое...

 

Пётр, спасибо! Очень интересное доволнение о эталонах звучания. О том, что абсолютный слух по своей сути есть звуковая память - в самую точку!  

Петр, я конечно, был в курсе того, что в разное время камертоны разные были, но спасибо, что собрали факты воедино. 
Кстати, нынешние немецкие классические музыканты любят отстраивать свои инструменты под 442, а то и 442 с половиной герца. Ну-типа натяжение струн-имеется в виду рояля, а то и гитары какой-выше, они звонче-теоретически. многие музыканты считают, что 443-это уже перебор-ибо там слишком звонко, до рези в ушах...ну, по мне-высоту тона можно определить, а вот насчет таких оттенков тембра...по мне-если заменить струны Дадарио на ханабах карбон-эффект более звонкого тембра будет куда более заметный, чем натяжение струны на два лишних герца. Но-у музыкантов свои заморочки-и у меня тоже. 
Я вот сам наблюдал интересную картину-все встретившиеся абсолютники в моей жизни были скрипачами и виолончелистами. У меня даже теория возникла-они всегда сталкивались с проблемой точного попадания в ноты-инструменты безладовые. Так что пока однозначно никто не ответил-настолько ли абсолютный слух является врожденным, или при желании натренировать можно. Пианистам проще-да и гитаристам в какой то мере-ежели инструмент настроен, то и ноты на своих местах находятся. Не столько много внимания нужно уделять попаданию в ноты. 
Профессиональные музыканты утверждали, что это природное явление-врожденный талант, абсолютный слух, дано не каждому. Ну вот-ляпнул ноту-а человек сразу-опа, а это си бемоль. Вот мой вопрос тогда никто не понял. К примеру-есть у индивида природные данные. Но-пока ему не расскажут, что такое ноты, х**н он скажет-вот те, батюшка, си бемоль. Может он вообще к музыке не будет иметь отношения-хотя и высоту звука определять способен. Но в какой то момент его просто надо с системой музыкальных звуков познакомить, чтобы он уже их по полочкам расклаывал. А все остальное-ну собственно у вас выше и было описано-в разное время и звуки разные были-слегка. 
А насколько это врожденный или приобретенный опыт-пока никто мне до конца не ответил. Или никто не задавался вопросом. 

Все способности проявляются в деле . Одно без другого не может быть.В творческом процессе ,благодаря этому , происходит саморазвитие  и рост .Конечно, встреча с хорошим педагогом многое определяет. Всё это таинство.Я  работаю с певицей, у которой  от природы и слух , и голос.Нигде никогда не училась,но поёт романсы так,что мурашки по спине...Ни разу я не слышал за 20 лет нашего сотрудничества ни одной  фальшивой ноты! В таких случаях уместна "шутка"  : "Всё хорошее от Бога, а плохое от педагога" . Вон у меня сын 10 летний напевает " В лесу родилась ёлочка." и довольно точно интонирует.Никто с ним не занимался, а значит хорошо представляет песню,помнит и пытается воспроиэвести на "губозубоскрипофоне" сам .Это и есть -внутринний слух. А "абсолютный слух" имеет к Музыке такое же отношение , как и гитарный тюнер, по моему.