Настройка классической гитары для профессионалов и для тех, кто хочет им стать

  На сегодняшний день известно много способов настройки классической гитары. Это и настройка с помощью электронного тюнера, настройка под фортепиано в унисон, настройка через флажолеты и через интернет сервисы и программы, а также, для особо одаренных, встречается настройка визуальным способом, при которой предлагается следить за вибрацией вступающей в резонанс настраеваемой струны с настроенной. Мы не ставим задачей описать как можно больше способов настройки классической гитары, а лишь представим один из них. Выбор подходящего именно Вам способа зависит от Вашего уровня мастерства владения инструментом, качества гитары и поставленных перед самим собой целей.

  Качество гитары. Ни для кого не секрет, что гитара - очень капризный инструмент в смысле настройки. Бывает такое, что настроив хорошо инструмент в одной позиции, он совершенно не строит в другой. Или все струны хорошо строят, а третью просто невозможно настроить. В этом случае естественно то, что качественный и, как правило, дорогой инструмент не просто лучше строит после настройки, но и настраевается совершенно легко. Немаловажным фактором хорошего строя являются, конечно же, струны гитары, а также многочисленные внешние факторы, такие как влажность воздуха, температура и даже пот на руках исполнителя и физическое самочувствие последнего. Мы же будем говорить о настройке гитар среднего и высокого класса, не отвлекаясь на дешевые штамповки и плохие струны.

  Поставленные перед собой цели. Здесь хочется сказать о современных приборах настройки гитар - тюнерах. Действительно - это замечательная вещь, которая порой помогает, а особенно когда приходится настраивать гитару не слыша ее в шумном помещении, где собрались ещё несколько коллег-гитаристов в ожидании своего выхода на сцену и разыгрываются наперебой кто громче. Или же во время концерта с оркестром прямо в паузах можно подстроить гитару с помощью того же тюнера, крепящегося на головку грифа. 

  А что делать если села батарейка в тюнере? А если его забыть нечаянно дома? Да и мало ли что? Ведь с его помощью можно совершенно быть глухим человеком и при этом настроить гитару?! Но разве можно музыканту быть глухим? А как же во все времена люди настраивали гитару, скрипку и т.д. с помощью одного лишь камертона или же вообще по памяти (здесь речь уже об абсолютном слухе, который как и относительный можно развить). В любом случае каждый сам ставит себе цели, а мы лишь недвусмысленно намекнули о полезности настроики любимого инструмента имея в наличие свои уши и понимание сути дела, подкрепленного бесценным опытом.

  Ваше мастерство как гитариста. Здесь можно сказать, что не для всех подойдет наш способ. Он доступен только тем, кто знает прием натуральный и искусственный флажолет, а также кому не надо объяснять какая нота находится на 14 ладу 4 струны. И хотя статья будет снабжена детальными фотографиями о настойке гитары описываемым способом, но если магические слова ми-си-соль-ре-ля-ми Вам ни о чем не говорят, то, простите, почитайте для начала статьи о строе шестиструнной классической гитары.

 

Описание настройки гитары.

Первая струна (нота ми) настраивается под камертон или тюнер как обычно. 5 лад на первой струне - нота ля, которая и в камертоне, и, говорят, в трубке телефона выдает те самые 440Гц. Здесь все просто.

 

Вторая струна (нота си) настраивается также классическим способом. Будучи прижатой на 5 ладу она должна звучать в унисон с уже настроенной первой открытой струной. Здесь, думается, тоже не должно возникнуть вопросов. Просто внимательно слушать и сопоставлять звуки. (Ее также удобно и правильно можно настроить через ноту си на первой струне на седьмом ладу, которая по звучанию должна равняться флажолету на 12 ладу второй струны - тоже нота си).

 

Третья струна (нота соль), та самая капризная струна. Мы предлагаем ее настроить не через 4 лад, как это делается обычно, а через ноту ля, которая берется с эталонной первой струны. Итак, прижмите 5 лад первой струны (нота ля второй октавы по записи) и 2 лад третьей струны (здесь должна располагаться нота ля первой октавы при правильной настройке). Теперь прижатая первая струна и искусственный флажолет на 14 ладу третьей струны должны звучать все в тот же унисон. (Эту струну можно аналогично настроить через ноту соль, т.е. натуральный флажолет на 12 ладу третьей струны должен совпадать по высоте тона с нотой соль, взятой на первой струне на третьем ладу).

 

Четвертая струна (нота ре) может быть настроена под первую. Нота ре второй октавы на первой струне на 10 ладу должна звучать в унисон с натуральным флажолетом, взятым на 5 ладу четвертой струны. 

Четвертую струну можно также перепроверить через открытую первую. Прижмите второй лад на четвертой струне (здесь должна быть после настройки нота ми первой октавы по записи). Искусственный флажолет на 14 ладу четвертой струны теперь должен звучать в унисон с первой открытой струной. 

 

Пятая струна (нота ля) лучше всего настраивается через натуральный флажолет на 5 ладу. Возьмите на 5 ладу первой струны ноту ля и извлеките натуральный флажолет на 5 ладу пятой струны. Они должны звучать в унисон. 

 

Шестая струна (нота ми) настраивается тоже под первую струну. Натуральный флажолет на 5 ладу шестой струны (это будет нота ми второй октавы после настройки гитары) должен звучать в унисон с открытой первой струной.

 

  В заключение несколько слов о трудностях в настройке классической гитары. Обладая несовершенным строем, гитара никогда не может быть настроена идеально в физическом смысле этого слова. Даже если Вы настроите ее открытые струны с помощью современных тюнеров, то уже прижав струну строй извлеченной ноты будет неточным. Однако, это не мешает нам этого не замечать. Ведь неточность эта относительная. Примерно похожие вещи происходят и в настройке фортепиано. Настройщик никогда не настраивает инструмент идеально по приборам, а лишь настроив эталонную ноту ля настраивает относительно нее другие ноты на основе музыкальных интервалов. Гитаристы порой настраивают гитару ориентируясь на тональность исполняемого произведения. Или ища компромисс между аккордами, так как все вместе они идеально не строят, но лишь относительно лучше или хуже. Скрипачи настраивают свои инструменты используя интервал чистую квинту и кварту. В гитаре такое тоже возможно, но, в отличие от скрипки, гитарист ограничен фиксированными ладами гитары и не может в случае "нестроя дотянуть", доинтонировать ноту как это делают скрипачи (на самом деле гитаристу это тоже под силу, но это вопрос уже высшей исполнительской техники).

  Мы также не рекомендуем использовать для настройки 7 лад гитары. Есть способ, при котором 7 лад, к примеру, четвертой струны и 5 лад пятой струны можно настроить в унисон. Да, там действительно совпадают ноты. Но. Приверженцы этого способа не учитывают то, что флажолеты на 7 ладу разных струн гитары дают большую погрешность, завышая тон. И поэтому общая погрешность строя увеличивается. Также при настройке гитары с использованием 7 лада разница в строе добавляется ещё за счет того, что каждая последующая струна настраивается относительно каждой предыдущей. В вышеописанном нашем способе все струны настраиваются только под одну первую струну и только с использованием "проверенных" более точных флажолетов. 

  В описании настройка классической гитары может показаться очень непонятной и сложной, но на самом деле, освоив этот способ, Вы ощутите значительные плюсы вышеописанного способа и будете наслаждаться хорошим строем Вашего любимого инструмента, а трудности настройки уже через несколько повторений покажутся совершенно простыми и доступными вещами.

Настройка первой и второй струн
как настроить гитару
настроить классическую гитару
настроить шестиструнную гитару
профессионально настроить гитару
отличный строй гитары

Комментарии

Ноту ля можно также записать на сотовый телефон и настраивать гитару во время концеота

  Для тех, кто берет с собой ноту ля в телефон лучше тогда приобрести электронный тюнер для настройки гитары. Это будет гораздо практичнее в концерте.

Я в свое время настраивал гитару под песню металлики-nothing else matters. Потому что в наше время не то чтобы камертон-гитару достать невозможно было. Неужели при всем техническом развитии не нашлось лучшего варианта, чем настраивать по сотовому телефону?

Мне нравится тюнер с прищепкой-цепляется на голову грифа, в нем встроен вибросенсор, он анализирует частоту вибрации, ему не мешают постороние шумы. При выступлении на телевидении в даже в отностительно прямом эфире-вещь неоценимая, когда шоу должно идти без остановок, а зрителей не волнует, насколько правильным методом ты настраиваешь гитару, и почему ты не мог ее настроить заранее. По крайней мере ля можно взять и оттуда, а остальное настроить по слуху, если у вас есть недоверие к электронным тюнерам или ваш инструмент не совсем чисто интонирует.

А мне помогает настраивать самое обычное "пианино'' на смартфон. Быстро и практично