Трудности записи акустической гитары

  Запись акустической гитары – это комплексный процесс, в котором не бывает мелочей. Каждый нюанс на разных этапах звукозаписи крайне важен и напрямую сказывается на конечном результате. Часто многие исполнители, решившиеся записаться, сталкиваются с рядом трудностей, вызванными техническими причинами, либо ввиду так называемого человеческого фактора.

  Среди трудностей технического аспекта, встречающихся при записи акустической гитары, сопение в микрофон, шумы, отсутствие объёма и яркости звучания или просто низкое качество записи - являются весьма актуальными проблемами. Не редко это вызвано неправильным взаиморасположением микрофона и гитары. Поэтому не лишено смысла немного поэкспериментировать и найти позицию микрофона, при которой вы получите наивысшее качество записи. Вот наиболее подходящие конфигурации:

  - Попробуйте расположить микрофон на расстоянии 20-40 см напротив 12-го лада (зона присоединения грифа к корпусу). Направив микрофон в сторону резонаторного отверстия вы обеспечите наиболее глубокое звучание или же яркие, чёткие тона - повернув его к грифу.

  - Сопение, шумы связанные не только с физиологическим фактором со стороны гитариста, но и с неправильным расположением микрофона. Если не удаётся устранить сопение, попробуйте расположить микрофон на расстоянии 1м, направив его к резонаторному отверстию. Не рекомендуется устанавливать его близ струнодержателя (имеется ввиду нижний порожек гитары), так вы можете подчеркнуть шумы, вызванные медиатором. Сопение также может быть вызвано близким расположением микрофона к голове исполнителя. Такое положение объясняется желанием обеспечить сходство живой игры, которую слышит гитарист и записанной версии. В данном случае лучше всего расположить микрофон слегка впереди головы.

  При записи акустической гитары в идеале подходит микрофон конденсаторного типа, который прекрасно передаёт звук игры во всех диапазонах. Весьма важно обратить внимание на диафрагму микрофона. Если гитара обладает довольно глубоким звучанием, и вы желаете снять весь звук струн и деков, лучше использовать при записи микрофон с широкой диафрагмой. Желаете более яркий, выраженный звук? – Тогда с узкой.

  Порой, даже при грамотном расположении микрофона, проблематичным становится получить объемный звук. В таком случае лучше использовать два микрофона, а точнее стереопару – микрофоны со схожими техническими характеристиками.

  Однако, не стоит забывать, что качество звукозаписи напрямую зависит от самой гитары. Вот почему, на подготовительном этапе важно отыскать достойную модель, при необходимости заменить на ней струны и, безусловно, настроить её.

Комментарии

Как блин тут все просто и понятно, хоть сейчас конкурируй с Эбби Роуд.
Запись любого инструмента-процесс достаточно простой, если вы знакомы с пониманием задачи.
В звукорежиссуре есть одно золотое правило-универсальных рецептов не бывает, есть рекомендации, но подход каждый должен найти сам для себя.
Без общей технической подготовки действительно тяжело разобраться в процессе, но гугл вам в помощь. Вот только информации полезной крайне мало. Ну-для начала можно разобраться, чем конденсаторные микрофоны отличаются от динамических, а динамические-от ленточных, да еще не игнорировать кое какие пьезозвукосниматели, поглядеть, для чего нужно фантомное напряжение, а далее...и вот тут начинаются советы звукорежиссеров среднего пошиба-вроде поставь один микрофон так, а другой вот эдак, и будет тебе счастье. Либо-возьми микрофон с большой диафрагмой.
Увы-вот здесь уже каждый должен сам экспериментировать. Конечно, лучше послушать советы бывалых, причем желательно именитых, работавших с Элтоном Джоном, Майклом Джексоном, Полом МакКартни и прочими знаменитостями-как ни крути, а у них звучание на порядок выше продукции среднестатистических студий. Они нередко делятся своим опытом, причем часто через ютуб. Как я заметил-ни один из них не пытается навязать свой метод записи, они лишь делятся своим опытом, как у них это получилось, ну и они плюс ко всему поясняют-причем достаточно доходчиво, почему они направили микрофон именно на 12 лад, а в другой работе-как раз на подставку, почему они не рекомендуют направлять микрофон непосредственно на розетку, почему они иногда распологают второй микрофон над головой гитариста, или почему вопреки казалось бы здравому смыслу они взяли не стереопару, а два разных микрофона. Да и потом-они нередко объясняют, что все микрофоны разные, и даже не в том дело, что они хорошие или плохие, а просто иногда какой то спектр удачнее звучит при наличии какой то конкретной модели. Не всегда получается предугадать, как поведет себя микрофон в какой то ситуации, бывает, что перед записью звукорежиссер делает тестовую запись десяти разных микрофонов. Ну и потом-еще до того как заморачиваться с микрофонами, не мешало бы проверить свою комнату одесской комуналки за пригодность ее к данной операции-присутствует ли в комтане нежелательное эхо, искажает ли комната звук, ну и наконец-а не запишется ли дополнительно любимый сериал, врубленный на всю мощность у соседей за фанерной стенкой.
Ну и напоследок-а куда вы собираетесь вообще записывать? Есть ли у вас подходящее оборудование, либо вы нашли в кладовке старый пленочный диктофон и решили поразить мир своей записью?
Ну и в конце концов-а какой вам представляется звучание гитары на записи? Звук-это тоже художественный, а не технический элемент, о чем, к сожалению, забывают многие.
И лишь после обработки большого количества информации можно приступать к экспериментам со звуком, и со временем у вас не будет возникать вопросов-чего и куда воткнуть.
Ну и напоследок-если вы уж взялись записывать-не забудте приобрести хоть сколько нибудь пригодные студийные колонки. Для записи оно может быть и не настолько важно, но вот оценить готовый результат ваших трудов на бытовой акустике крайне затруднительно-где то вам будет казаться, что у вас мало басов, вы попытаетесь выправить это эквалайзером, а на самом деле у ваших компьютерных колонок линейный диапазон может начинаться с 60 герц-а под это даже пятая струна на гитаре не попадает. Прослушивание такой фонограммы на более качественной системе может дать обратный результат-будет перебор по басам.  Более того-конолки желательно расположить так, чтобы звук попадал вам на ухи, при этом нежелательно, чтобы он отражался от каких то поверхностей, например от вашего письменного стола или стены, да и помещение желательно подогнать под приемлемое прослушивание.
На удивление-многие из вышеперечисленных моментов игнорируются даже профессиональными звукорежиссерами в Германии. Ну, то есть как профессиональными....все началось в восьмидесятые, когда на рынок выпустили четырехдорожечные портативные студии-эдакий магнитофон, работающий на компакт-кассетах, пишущий на четыре дорожки, при этом весьма неплохо. Вот тут народ порадовался, и давай хватать и экспериментировать. А далее пошла цифровая запись-там возможностей как у профессионалов, стоит дешево, всем доступно-аппаратура, но не понимание проблемы. Самые настырные по фотографиям воссоздали у себя некое подобие студии-пульт, колонки, а у самых заядлых даже отдельная звукоизолированная кабинка есть, вроде как для записи вокала, но построена не из акустических соображений, а так, для наличия, ее объем никто расчитывать не собирался, вот и звучит абы как. А потом в Германии пооткрывали кучу курсов по освоению прикладных программ, вроде кьюбэйса. Наиболее состоятельные сняли помещение, навели в нем дизайн по фэн-шую, смотрится привлекательно, а на стене висит сертификат об окончании курсов пользования кьюбэйсом. И не дай бог посадить из за какой нибудь Лоджик или другую какую программу, а про запись на магнитофон не может быть и речи-они сразу начинают паниковать при виде нестандартного аппарата. Мне доводилось бывать в студиях, где не было набора микрофонов, так что я бежал домой за своими, потом выяснялось, что у них нету стоек, а после этого-я еще и кабеля свои приносил. Потом я открывал америку звукорежиссеру о разных типах микрофонов, бежал домой за вторыми наушниками, приносил свой предусилитель, объяснял, куда его включать, потом рассказывал, что три контакта-это не всегда стерео, а в данном случае симметричный моно сигнал...ну симметричный, ну, как в XLR разъеме, только переделанный на джек...симметричный, он же сбалансированный-это когда переменный ток раскладывают на два пол-периода, каждый из полупериодов гонят по отдельному проводу, а в середине земля, делается это с целью снижения шумов и наводок...ну-переменный ток, синусоида.....плюс с минусом меняются.....и вот такое выражения лица у звукорежиссераSurprised. Потом он мне заявляет-я заканчивал курсы, не парь мне мозг, ты же не понимаешь что говоришь.  В конце концов выяснялось, что в Германии развелась куча халтурщиков, которые организовывают скоропостижные курсы в любой сфере, дают какой то набор поверхностных понятий, даже не наводят на мысль об анализе, а так-вот тебе пара действий, заучи и радуйся, вот тебе сертификат. В общем-реклама бешенная, опломбу много, цены как за настоящие услуги, но записываться я там категорически не хочу, ибо результатом я не доволен. Получается технически приемлимая вещь, которую можно слушать, но не гениально звучащая. Хотя любителям Gangnam style, не замороченным на звуке вполне подходит.
Это конечно не значит, что звукорежиссеров здесь вообще нет, просто адекватные видимо пристраиваются на телевидение, или работают где то в Берлине, записывают Раммштайн и просто так на дороге не валяются.

Вот это напор, вот это комментарий! Я догадывался, что Тебя заденет за живое такой текст. Меня тоже задевает, но добавить особо нечего. А Ты прямо так, Лёнь, прямо так взахлеб. Вот бы сам взял и написал свой текст. Так ведь только комментарий. Смысл ВСЕГО вышесказанного сводится к тому, что все плохо, непонятно и здорово. А и правильно, где же взять конкретную "здоровую инструкцию" по записи гитары акустической? Кстати, статья и не претендует на инструкцию, но лишь осветила очень малую часть возможных трудностей, с которыми может столкнуться, скорее, непрофессиональный звукорежиссер. Что тут добавить. Только спасибо и за это.

Я вот тоже столкнулся с сопением при записи гитары. Нашелся товарищ, который посоветовал надеть противогаз). Хотелось бы услышать ещё варианты о том, что можно ещё надеть, но лучше, как это решается без противогазов и прочего. . . .

Ну дык, комментарий-тоже вроде как текст Smile, и я его написал Wink. Оно не все плохо, просто оно как то поверхностно, хотя и не лишено смысла. Статья склоняется к тому, чтобы предложить пару готовых ответов на все, однако пара описанных  способов могут дать хороший результат на одном инструменте, а на другом получится нечто удручающее. А много других аспектов вообще не затронуты. Вот я и дописал остальные детали, которые мне пришли на ум, если порыться-то можно найти еще больше.
А сопение...вообще то лучше выработать привычку не сопеть, не топать в такт-если это не художественный элемент, не скрипеть стулом, в общем-стараться не издавать посторонних звуков. Я сам какое то время боролся с этим фактором. В общем-дышать дозволено, но не стоит пыхтеть как паровоз, тогда и проблем не будет, если не поставить микрофон на уровне носа.