Акустические гитары

  Вопреки расхожему мнению, акустическая гитара — это не просто классическая гитара с металлическими струнами и даже не этап на пути человечества к электрогитаре, это самостоятельный инструмент, имеющий свою биографию, собственный репертуар и приверженцев во всем мире.

  История акустической гитары начинается еще в пятнадцатом веке, хотя ранние изображения похожих инструментов встречались и до этого. Отцом современной «акустики» считается американец Мартин, который на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков столкнулся с проблемой усиления звука обычной классической гитары — и решил эту проблему. Решение стало возможным благодаря изобретению стальных струн, в противовес ранее использовавшимся жильным. Натяжение таких струн было куда сильнее, что потребовало более габаритного корпуса и особенного Х-образного крепления пружин верхней деки — именно это новшество сделало американцу имя и принесло ему кучу денег. До сих пор компания Martin & Co производит едва ли не самые пафосные, дорогие и желанные инструменты.

  Мартин назвал своё детище folk-guitar. Это определение существует и до сих пор, хотя более употребляемыми в народе все-таки стали термины «вестерн» или «эстрадная гитара» — не иначе, в противовес камерной и консервативной классической гитаре. Однако неправильно считать, что все вестерны похожи друг на друга, как братья, и отличаются только лейблами производителей. Сейчас это разношерстная семейка инструментов, различать которые удобнее всего по форме корпуса.

  1. Дредноуты. Гитары, повторяющие форму тех самых ранних Мартинов. Для них характерен большой корпус, по форме приближенный к прямоугольнику, гриф с анкерным стержнем и жесткие струны. Устанавливать тонкие струны на большинство акустических гитар вообще не рекомендуется — «раскачать» более тяжелое, по сравнению с «классикой», дерево им не под силу.

  2. Джамбо (или суперджамбо). Самые большие и громкие гитары, также под толстые струны. Форма корпуса уже больше напоминает привычную восьмерку.

  3. Если уменьшить суперджамбо, мы получим гитару гранд аудиториум (иногда в ходу термин мини-джамбо или просто джамбо). Достаточно универсальные гитары, которые подходят как для домашних занятий, так и для концертов.

  4. Фолк. Так в последнее время стали называть уменьшенный вестерн, напоминающий по форме и габаритам классическую гитару, но из более тяжелого дерева, узким, оснащенным анкерным стержнем, грифом и стальными струнами. Гитара была в почете у старых блюзменов и приобретает популярность сейчас.

  5. Parlor. Это еще более компактные гитары, совсем чуть-чуть побольше укулеле, но сохраняющие мензуру и общие ощущения, характерные для игры на полноразмерном вестерне. Ян Андерсон из Jethro Tull в какой-то момент обзавелся такой гитарой и так к ней прикипел, что не расстается с малюткой до сих пор. Однако основное назначение parlor-гитар — выступать в роли походного инструмента.

  6. Ovation. Название этой фирмы быстро стало нарицательным и начало обозначать целый класс гитар, задняя дека которых сделана не из дерева, а из синтетических материалов — углепластика, эпоксидной смолы и так далее. Самостоятельный звук у таких инструментов тихий, но Ovation прекрасно выступают в роли электроакустических концертных инструментов, давая полноценный звук акустической гитары и прекрасно уживаясь с пьезодатчиком, чем могут похвастаться отнюдь не все деревянные гитары.

  7. Двенадцатиструнные гитары — инструменты, которые собираются на основе усиленных корпусов дредноута и джамбо, также могут быть с синтетической задней декой. Для таких гитар характерен более широкий гриф и парные струны, внутри пар, как правило, настраивающиеся в унисон. Звук, следовательно, еще более богатый и громкий, но сам инструмент требует особенного подхода.

  На большинстве акустических гитар играют медиатором, хотя в последнее время, благодаря старанием вундеркиндов, вроде Томми Эммануэля и Тони МакМануса, приобретает популярность техника «фингерстайл», позволяющая акустической гитаре вести несколько самостоятельных музыкальных партий, что, в некоторой степени, роднит этот инструмент с фортепиано.

  Практически все акустические гитары могут быть превращены в «электроакустику» путем врезания пьезодатчика и установки специальной электроники. У всех серьезных фирм существуют модели, на которых оборудование для подключения инструмента к усилителю устанавливается прямо на фабрике. Некоторые экземпляры оснащены вырезом-катавеем, облегчающим доступ левой руки к ладам в высоких позициях.

  Традиционно, лучшие инструменты делают в США и Европе, но многие азиатские и мексиканские фирмы довольно удачно копируют модели ведущих производителей, а иногда и толково предлагают что-то своё. Ошибочно мнение, будто «акустика — это дёшево». Качественные инструменты не уступают в цене даже топовым моделям электрогитар. Можно даже сказать, что дорогая акустическая гитара честнее отрабатывает свою стоимость, потому как весь её звук, что называется, налицо, его уже сложнее подправить усилителями и эффектами. Однако, слепо вестись на высокую стоимость и, вместо гитар, покупать лейблы производителей тоже не стоит. Рынок сегодня весьма насыщен, предложений столько, что, вдумчиво изучив вопрос, каждый сможет подобрать себе инструмент, подходящий по запросам, амбициям и бюджету.

  Акустические гитары широко применяются в блюзе, роке, кантри, фолке, авторской песне, цыганской и кубинской музыке, а также для домашнего музицирования. Пожалуй, главной особенностью этих инструментов, являются их доступность, относительная простота освоения для начинающих и обилие методического материала, не имеющее аналогов среди других музыкальных инструментов.