На пути к новому….

Как биография и знание истории музыки помогает становлению гитариста

1. Учеба на чужих ошибках – наиболее легкий путь к мечте с минимальными рисками и потерями. Пожалуй, с этой очевидной мысли можно было бы начать разговор о том, для чего так необходимо изучать биографии наиболее выдающихся исполнителей. Перефразируя известный закон: если хочешь добиться большего, нужно общаться с более успешными личностями, можно то же самое сказать и про путь музыканта. Современные возможности по доступу к информации позволяют если и не заменить прямое общение, то приблизиться к опыту состоявшихся в профессии людей, изучая их биографии, творческий путь и то, как они пришли к своим достижениям. Ведь ознакомившись с этим подробно, можно запасаться вдохновением на годы вперед. Ибо примеры успешного преодоления трудностей в овладении музыкальным инструментом помогают выстоять в собственной «битве». Изучая пути известных музыкантов, можно выделить и взять на вооружение сразу несколько общих закономерностей. Таких, как ежедневный и упорный многочасовой труд, которого и это не секрет, не хватает столь многим обучающимся. Даже сам Пако Де Люсия про себя говорил, что в его достижениях 99% упорного труда (все детство — ежедневно более 10 часов), и лишь 1% таланта! Или поиск возможностей выступать везде, где это возможно, искать и находить для себя новых учителей и профессиональный опыт, поступать в престижные учебные заведения и т. д.

2. К этой же стороне вопроса относится и необходимость изучать историю того, как создавались музыкальные шедевры далекого и недавнего прошлого. Ведь именно это является венцом творческого пути многих музыкантов. Поэтому, обращаясь именно к опыту создания произведения как творческому процессу, а не только к его изучению, мы можем лучше понять смысл, заложенный автором под влиянием, например, исторической эпохи, географии и периода жизни автора и его жизненной ситуации с прочими нюансами на тот момент времени, когда велась работа. Все это позволяет нам лучше понять и затем исполнить музыкальное произведение, а значит — более точно отразить изначальный замысел автора, обусловленный, в частности, перечисленными выше нюансами.

3. Густаво Сантаолалья (Gustavo Santaolalla), композитор и двукратный лауреат премий «Оскар» как-то сказал, что каждый, кто слушает музыку, добавляет в нее что-то свое, поэтому этот процесс очень важен в ее создании. К этому смело можно добавить, что тоже самое в не меньшей степени относится и к тем, кто музыку исполняет. Разные музыканты привносят в свое музицирование свою школу, профессиональный и жизненный опыт и многое другое. И каждый по-своему учит слушать и слышать, т. к. оба этих понятия всегда предшествуют успешному исполнению и сколько-нибудь высоким профессиональным достижениям. Потому, прослушивание одних и тех же произведений в интерпретациях разных музыкантов вообще, и в джазовой музыке, например, в особенности, дает нам некоторую полярность представлений и некоторое «равновесие» в вопросах понимания тонких граней, за которыми интерпретация уже превращается в инвенцию и т. д. Вообще, художественное воплощение интерпретации зависит от психологических и профессиональных качеств музыканта: его музыкально-слуховых представлений, интеллекта, темперамента, эмоциональной отзывчивости, музыкального опыта, исполнительской выдержки, концентрации внимания, владения и способности контролировать свою игру. И наблюдение того, как все эти качества реализуются в процессе исполнения одного и того же произведения у разных музыкантов как бы позволяет нам научиться, «выхватить» или понять какие-то альтернативные профессиональные моменты и нюансы, по разным причинам недоступные в виде тех или иных школ и методик.

Однако, если данный разговор об одной из составляющих слухового опыта попробовать перевести в практическую плоскость, то имело бы смысл сказать и о том, что иногда в информационном пространстве встречаются музыкальные ресурсы, обратившись к которым возможно, в том числе, и сравнить как звучат одни и те же произведения и композиторы в исполнении разных маэстро. Например, «Воспоминания об Альгамбре» в исполнении Джона Уильямса и Рафаэля Агиррэ или стандарт Wave в исполнении Лагрена Бирелли в его альбоме «Storyteller» от 2018 г. и, скажем, бразильского дуэта Cesar Camargo Mariano and Romero Lubambo (ссылки ниже):

https://teleg.one/guitarexperts

Хотел бы сказать несколько слов об одном из таких ресурсов. Это телеграмм-канал, полностью посвященный гитарному исполнительскому искусству и просто качественной музыке, которая там представлена в большом количестве (ссылка ниже):

"Гитарный канал номер один" создавался, отчасти, как практическая «секция» или «слуховой» раздел по гитарной муз. литературе. Дело в том, что в сети имеется огромное количество разнообразнейшей музыки от всевозможных исполнителей. Это и сайты, и каналы…один YouTube чего только стоит. Но «найти и выудить» в этом музыкальном «океане» качественные музыкальные подборки, сконцентрированные в одном месте, гораздо сложнее чем все остальное, как это ни парадоксально звучит. Здесь речь не о ресурсах, где все видео или аудио в огромных количествах «свалены» в одну кучу, а именно качественные музыкально-гитарные подборки, отобранные по целому ряду критериев. Например, не просто разделы и направления, а скажем, исполнители класса «А» или наиболее оригинальные в своем жанре, подобранные по качеству звука более удачные концерты и выступления. Или только формат FLAC, когда речь об аудио-концертах.

Также развивается и методический раздел, где представлены своими уроками, или планируют — известные российские гитаристы-исполнители, методисты и преподаватели. В общем, для огромной аудитории почитателей инструмента всех направлений и уровней – много качественной гитарной музыки и не только. 

 

Материал подготовил Андрей Ростовский

 

Видео инструкция по каналу последняя