Гитарная социальная сеть
История создания нового гитарного репертуара в Республике Беларусь
Введение
В данной работе рассказывается о появлении первых гитарных сборников в новой истории Беларуси, изданных как за счет авторов, так и с поддержкой государства. Автор работы попытался систематизировать материал по годам, рассказывая о многих гитарных проектах и наиболее популярных авторах.
Цель работы - освятить деятельность профессиональных белорусских композиторов, пишущих для гитары: о гитаристах-композиторах, создающих основную часть гитарного репертуара и занимающихся издательством новых сборников.
Огромным достижением можно назвать появление альманаха «Ренессанс гитары» в 1998 году, журнала «Белорусская гитара» в 2000 году, создание в 2001 году Международного конкурса композиторов «Семь нот - шесть струн». Нельзя не упомянуть о роли нотных редакторов «Finale» и «Sibelius», с помощью которых современные авторы производят запись новых произведений и создают новые сборники.
Внедрение новых технологий с появлением гитарных сайтов «Gitara.by», «QueenGuitar.by» и музыкальной платформы «Musicaneo», где можно публиковать свои пьесы, размещая нотный текст и музыкальные файлы, значительно увеличивают аудиторию, знакомя слушателей с новыми произведениями.
Советский союз обладал мощными музыкальными издательствами. Декретом Совета Народных комиссаров от 19 декабря 1918 года все нотные издательства перешли в руки государства, а в 1921 году объединились в Госиздат, и к 1930 году реорганизовались в Музгис. Наряду с Музгисом к 1956 году организуется новое всесоюзное издательство «Советский композитор» с отделениями в Москве, Ленинграде и Киеве. К 1964 году эти два издательства объединяются в одно – «Музыка». Тиражи этих издательств просто поражают своими размерами. В нашей стране выпуском нот, по большей части, занималось издательство «Беларусь».
Основная часть
Первый нотный гитарный сборник, вышедший в новой истории Беларуси в 1991 году, назывался «Обратное восприятие гитары» - автор и составитель Игорь Шошин. Ноты написаны каллиграфически, но от руки. Притягивает внимание интересная обложка и рисунки художника И. Попова, которые прекрасно дополняют нотный текст. В сборнике представлены произведения Д. Леннона, П. Маккартни, М. Мессера, а также авторские пьесы И. Шошина, большей частью в дуэтном изложении. На последней странице стоит тираж 5000 тысяч экземпляров, и в этой цифре уже угадывается масштаб личности тогда ещё малоизвестного автора. В 1991 году появляется «Мирский замок» Галины Гореловой для гитары соло и сюита для гитары «Intavolatura» Александра Литвиновского.
Издательство «Беларусь» в 1994 году выпускает «Альбом юного гитариста», составителем и автором идеи которого стал Валерий Живалевский. Сборник составлен из авторских пьес белорусских композиторов и гитаристов: В. Живалевского, С. Бурова, А. Винника, С. Плужникова, В. Захарова, И. Кузьмицкого, В. Дмитриенко, В. Войтика, А. Леднёва. Кроме этого в альбом включены переложения и обработки старинной музыки. Также в 1994 году выходит «Концерт для гитары, струнных и колоколов» в 3-х частях Галины Гореловой. В этот период белорусские профессиональные композиторы продолжают писать для гитары: уже упомянутые Г. Горелова, А. Литвиновский, а также В. Кузнецов, написавший «Игра в бисер» для гитары с оркестром; В. Войтик «Пять прелюдий»; Е. Поплавский «Люди света луны» для гитары и камерного ансамбля.
В 1995 году в КГБ (клуб гитаристов Беларуси) пришло письмо из Италии от Марка Бузотти - гитариста, переводчика и сотрудника журнала «Шесть струн», в котором он попросил Олега Копенкова познакомить своих соотечественников с музыкой белорусского автора. Выбор О. Копенкова пал на гитариста и композитора из Гродно Владимира Захарова с его самобытными, красочными и необычными миниатюрами. В течении двух лет В. Захаров высылал рукописи пьес с подробным описанием различных приёмов, которые им использовались. Наконец, в 1997 году эта работа завершилась и Итальянское издательство «Berben» опубликовало «Детский альбом» В. Захарова.
1995 год знаменателен состоявшимся в Гомеле 1 гитарным фестивалем, который в декабре 1996 года получил название «Ренессанс гитары». Организатором и создателем выступил Игорь Шошин.
В 1996 году Валерий Живалевский выпускает сборник «Белорусская гитарная музыка» Выпуск 1, а Владимир Захаров - сюиту «Ностальгия по Великому Княжеству».
1997 год радует выходом сборника «Гитара в ансамбле», где представлены ансамбли в различных сочетаниях белорусских композиторов: составители - В. Живалевский и Е. Поплавский.
В 1998 году Игорь Шошин и Виктор Киеня выпускают гитарный альманах «Ренессанс гитары», а в 2000 году выходит в свет первый номер журнала «Белорусская гитара». Эти два издания публикуют увлекательные статьи, интересные материалы, информацию, связанную с гитарой, а также размещают ноты.
По инициативе Игоря Шошина в 2001 году был создан «Международный интернет-конкурс на лучшее сочинение для детских музыкальных школ», позже получивший название «Семь нот - шесть струн». Конкурс композиторов дал огромный импульс авторам, пишущих для гитары. В первом конкурсе участвовало 27 миниатюр. Постепенно количество участников увеличивалось, расширялась география стран. 1 конкурс принёс звание лауреата и 2 место Сергею Бурову с пьесой «Колыбельная июля».
В том же году выходит учебно-методическое пособие Игоря Кузьмицкого «Арпеджио для шестиструнной гитары».
Появление нотных редакторов «Finale» и «Sibelius» значительно сократило путь от создания нового произведения к донесению его до слушателя.
Ещё одна веха в истории нотного издательства в Беларуси - это 2002 год. Двум минским гитаристам Олегу Копенкову и Сергею Кабанову приходит идея создать серию сборников, где будут собраны лучшие образцы гитарного репертуара. Купив на рынке «Ждановичи» диск с нотным редактором «Finale», два энтузиаста столкнулись с немалыми трудностями в освоении этой программы. Пришлось по многим вопросам набора нот консультироваться у Игоря Шошина и Виктора Киени. Этот год принёс любителям гитары четыре сборника «Тетради гитариста», которые строились по принципу «от простого к сложному» и «Тетрадь дуэтов». Кроме всего, что было новым, к тетрадям прилагался диск с записями изданных нот. Надо сказать, что первоначально эти сборники изготавливались в домашних условиях.
2002 год дарит всем, кто интересуется гитарой, сборник В. Живалевского «Белорусская гитара» Выпуск 2 и концертную сюиту «Семейный альбом» И. Кузьмицкого, в котором собраны посвящения самым близким людям (портреты отца, мамы, брата и жены).
В 2003 году продолжилась работа дуэта О. Копенкова и С. Кабанова по изданию «Тетрадей гитариста». Их вышло семь, и были изданы «Дуэты-2», «Квартеты» и две тетради «Испанской гитары». Все эти сборники до сих пор пользуются большой популярностью у гитаристов и неоднократно переиздавались, но уже в типографском исполнении. Выходит «Романтическая гитара» И. Шошина, где собраны полифонические фантазии на темы «Битлз», Д. Бенсона, М. Мейс, Б. Джоэла и пьесы самого автора.
2005 год - выход сразу пяти сборников для гитары, составителем и автором которых выступил Евгений Гридюшко: «Музыка для гитары» (собственные сочинения), «Белорусская музыка 16-19 столетий» (переложения для гитары 6 пьес из «Полоцкой тетради», музыки Т. Костюшко и М. Радзивила), «Гитара в ансамбле» Выпуск 1, «Гитара в ансамбле» Выпуск 2, «Популярная музыка». В. Живалевский представляет сборник «Произведения для гитары и клавесина».
2006 год - это появление Олега Копенкова в новом качестве, не только как составителя и издателя нот, но и композитора. Выходят его три сборника: «Пьесы для гитары» №1, №2, №3, где автор знакомит слушателей со своими произведениями и ведет просветительскую деятельность, рассказывая о различных стилях, жанрах и музыкальных формах. Этот год радует изданием авторского сборника Игоря Лонского «Купалинка», где собраны произведения, написанные в период 1995-2005 годов, и блестящей работой Игоря Шошина «Пингвины летят», куда вошли переложения и оригинальные пьесы.
В 2007 году началась большая и кропотливая работа по составлению «Сборника пьес Минских гитаристов» (идея Олега Копенкова). В сборник вошли произведения гитаристов - композиторов, которые живут и работают в Минске. Там представлена музыка Сергея Бурова, Светланы Ветушко, Евгения Гридюшко, Валерия Живалевского, Сергея Колгана, Олега Копенкова, Игоря Кузьмицкого, Романа Ташпулодова и Максима Цехановича. Весь набор нот осуществлялся О. Копенковым, за что все участники этого проекта выразили ему большую признательность и благодарность. В начале следующего года долгожданный сборник поступил в продажу. 2007 год - это выход ещё двух авторских сборников О. Копенкова «Мой любимый край» и «Карнавал».
В. Живалевский в 2008 году выпускает книгу «Лютня и гитара на белорусских землях» с нотным приложением, а И. Лонский - авторский сборник «Буратино».
2009 год - выход первого авторского сборника Светланы Ветушко «Пьесы для гитары». Это учебное пособие для учащихся 1-4 классов. В это же время поступают в продажу сборники И. Кузьмицкого: «Пьесы для гитары» Выпуск 1, «Семь нот для шести струн» и учебно-методическое пособие «Изучение гамм, трезвучий и арпеджио в классе гитары в ДМШ», а также «Давай споём» О. Копенкова.
С 2009 года в Беларуси заработали два гитарных сайта: «Gitara.by» (создатель Алексей Отраднов) и «QueenGuitar.by» (создатель Роман Ташпулодов). Каждый из сайтов оригинален по-своему и имеет своё «лицо» и пути развития, предоставляя каждому пользователю необходимую и всестороннюю информацию, связанную с её Величеством Гитарой, благодаря слаженной работе команд и самих пользователей.
В 2010 году издаются «Дуэты и трио для гитары» и «Детский альбом» С. Ветушко, также совместные работы О. Копенкова и С. Ветушко «Только крупные формы» и «Миниатюры». И. Кузьмицкий представляет сборник «Гитара в ансамбле» и методические пособия: «Освоение техники на начальном этапе обучения», «Пять этюдов на развитие прогрессивных видов техники», «Тремоло на гитаре». И. Шошин выпускает «Гитара по нотам + аккорды». Эти работы будут интересны тем преподавателям, которые ищут новые формы преподнесения материала на начальном этапе обучения.
В одну из звёздных ночей 2010 года Сергей Буров, находясь в бескрайних просторах всемирной паутины, обнаружил сайт «Load.CD», который позже переименовали в «Musicaneo». Это удобная интернет-платформа, которая даёт возможность композиторам, исполнителям, а также любителям музыки узнавать друг о друге, и реализовывать свои творческие замыслы. С. Буров зарегистрировался сам и помог это сделать своим друзьям - О. Копенкову и С. Колгану. В настоящий момент на сайте зарегистрировано 15359 современных композиторов. Каждый зарегистрированный композитор получает персональный сайт, где может публиковать свои творения, размещая нотный текст и музыкальные файлы. Произведения можно размещать как для бесплатного скачивания, так и для продажи. На сегодняшний момент «Musicaneo» является одним из действенных инструментов композитора для быстрого продвижения к слушателю своих произведений. Загрузив ноты и музыкальный файл, можно в реальном времени получать первые отзывы пользователей из разных стран. С каждым годом интенсивность издания нот в Беларуси возрастает.
В 2011 году Олег Копенков выпустил серию авторских сборников: «С миру по нитке», «Только для тебя», «Друзьям», «13 пьес для гитары» со всеми атрибутами мистицизма.
Появляется новый проект О. Копенкова и И. Кузьмицкого «Альбом для домашнего музицирования», где авторы делают переложения для гитары известных мелодий. В дальнейшем этот проект О. Копенков продолжил один, и в 2011 году вышло четыре «Альбома для домашнего музицирования». И. Кузьмицкий представляет «Пьесы для гитары» Выпуски 2 и 3.
Содружество четырех композиторов-гитаристов: Сергея Колгана, Сергея Бурова, Игоря Лонского и Светланы Ветушко в результате совместной работы привело к выпуску сборника «Романтика гитары». Пьесы подобраны для исполнителей с разным уровнем технического мастерства и могут использоваться как в учебных целях, так и в концертной деятельности.
В 2012 году О. Копенков продолжает серию авторских сборников: «Страсти по Джулиани», «Студённая Гута», «Танцуют все», «Конкретно для начинающих». Пополняется серия сборников «Альбом для домашнего музицирования» номерами №5, №6, №7, №8. О. Копенков и С. Ветушко показывают совместную работу «Ансамбли «Гитара +». Евгений Гридюшко выпускает три новых сборника, где выступает дизайнером обложек: «Музыка для гитары», «Популярная музыка для гитары» и «Переложения для гитары». И. Кузьмицкий представляет сборник «Выпускная румба».
2012 год - это начало ещё одного проекта – серии сборников «На троих», трёх белорусских композиторов Олега Копенкова, Сергея Колгана и Владимира Мальганова, с изумительным дизайном Татьяны Мальгановой. Вышедшие в этом году два первых сборника представляют сольные произведения авторов. Сочетание пьес разного уровня сложности и направлений в представленной музыке сразу привлекло внимание к этому проекту.
В 2013 году В. Живалевский выпускает «Прелюдии для классической гитары», С. Ветушко - сюиту «Буратино» для трио гитар, написанную по сюжету сказки Л. Толстова; И. Кузьмицкий продолжает серию - «Пьесы для гитары» Выпуск 4. И. Лонский издаёт пьесы для гитары «Блеск карнавала», где есть сольные произведения, дуэт, квартет и вариации.
Выходят сборники из серии «На троих-3» дуэты, «На троих-4» квартеты, «На троих-5», где авторы представляют свои новые сольные произведения. О. Копенков обрабатывает самые знаменитые мировые хиты и пополняет «Альбомы для домашнего музицирования» номерами №9, 10, 11, 12. Редактором данной серии с 2013 года стала О. Ковалевич. Запускается новый проект О. Копенкова «Хрестоматия гитариста» подготовительный класс, где очень интересно подобраны простые мелодии со стихами для детей, позволяющие в игровой форме освоить нотную грамоту. Выходит в свет школа И. Шошина «Импровизация. Пентатоника для детей и взрослых», которая позволяет любителям гитары сделать первые шаги, а также двигаться дальше в освоении импровизации.
В 2014 году выходит новый сборник серии «На троих-6», который всецело посвящён этюдам, где авторы О. Копенков, С. Колган и В. Мальганов, предлагают свои идеи развития технического мастерства, а также «На троих-7+» дуэты, с участием С. Ветушко. Наряду с «Альбомами для домашнего музицирования» №13, №14, №15, О. Копенков продолжает тему хрестоматий. Появляется «Хрестоматия гитариста 1 класс», «Хрестоматия гитариста 2-3 класс», «Хрестоматия гитариста 4-5 класс». Они включают в себя переложения для гитары популярной музыки, обработки народных песен и авторские произведения. С. Ветушко выпускает пьесы для гитары «Маленькая фея», где представлены сольные произведения, дуэты и трио, изложенные доступным музыкальным языком. И. Лонский создаёт новый сборник «Виват, гитара!» по названию одноимённого конкурса, который проходит в Могилёве, где напечатаны авторские пьесы для больших ансамблей.
За период с 2001 по 2014 годы на Международном конкурсе композиторов «Семь нот - шесть струн» белорусские авторы, сочиняющие для гитары, неоднократно становились лауреатами и дипломантами.
Далее, хотелось бы привести статистику по годам побед белорусских авторов на этом престижном Международном конкурсе.
Год |
№ конкур-са |
Кол-во пьес |
1 место |
2 место |
3 место |
Диплом |
2001 |
1 |
27 |
«Колыбельная июля» Сергей Буров |
«Элегия» Генадий Чайковский |
||
2003 |
2 |
54 |
«Прощание с прошлым» Игорь Кузьмицкий |
|||
2004 |
3 |
60 |
«Настоящая любовь» Павел Смотрицкий |
«День ангела Алисы» Вечеслав Дацкевич «Волшебный вальс» Алексей Парков |
||
2005 |
4 |
54 |
«Маленький танец для Алисы» Вечеслав Дацкевич |
«Цитра и Басс» Михаил Журавский «У моря» Юрий Позняк |
||
2006 |
5 |
57 |
«Хромати-ческий вальс» Евгений Гридюшко |
«Оазис» Евгений Гридюшко |
«Романс одинокого гитариста» Юрий Позняк |
|
2007 |
6 |
72 |
«Песня осени» Евгений Гридюшко |
«Тихий снег» и «Танец» Евгений Гридюшко «Карнавал» и «Белорусская старинная мелодия» Олег Копенков «Брат Александр» Сергей Колган «Что хранит океан» Максим Цеханович |
||
2008 |
7 |
62 |
«Душа актёра» Сергей Буров |
«В облаках» и «Старинная мелодия» Евгений Гридюшко «Забытая мелодия», «Танец кокеток», «Босса-Нова» Олег Копенков «Ой, да не вечер» (обработка) Виктор Киеня |
||
2009 |
8 |
54 |
«Когда душа плачет» Игорь Кузьмицкий «Весна в Нью-Йорке» Евгений Гридюшко «Triste» Максим Цеханович «www.odnoklassniki.ru» Анатолий Федорков «Старая песня» Олег Копенков |
|||
2010 |
9 |
50 |
«Воспомина-ние о лете» Евгений Гридюшко |
«Ангелочек» Сергей Колган |
«Хей, Джон» Сергей Колган |
«Ещё не выпал первый снег» и «Девушка из Димитровграда» Сергей Колган «Тайна Шопена» Игорь Кузьмицкий «Играй на бис!!!» Сергей Буров, «Сентиментальный вальс» Александр Огарок, «Ехали казаки» Олег Копенков |
2011 |
10 |
51 |
«Танец-скерцо» Евгений Гридюшко |
«Попурри» С.Буров «Несказанная осень» Сергей Колган «Сомбреро», «Снова осень», «Опять зима» Олег Копенков, «Алиса одна дома» Вечеслав Дацкевич |
||
2012 |
11 |
75 |
Категория 1 страница |
|||
«Пинг-понг» Евгений Гридюшко |
«День рождения зари» и «Вальс светлой печали» Сергей Колган «Белая румба», «Коробейники», «Реченька» Олег Копенков |
|||||
Категория 2 строчки |
||||||
«Вечерний менуэт» Сергей Колган» |
«Ламбада» Олег Копенков |
«Украинский хуторок» Сергей Колган |
«Грустиночка» Сергей .Колган, «Мамбо», «В Гуте перед рассветом», «Ча-ча-ча» Олег Копенков |
|||
2013 |
12 |
72 |
Категория 1 страница |
|||
«Адажио» Сергей Буров, «Шарлотка» Игорь Кузьмицкий, «Млечный путь», «Унесённые счастьем», «В ожидании Рождества» Сергей Колган |
||||||
Категория 2 строчки |
||||||
«Медведь » Олег Копенков |
«Тема в А» Сергей Колган |
«В русской глубинке» Олег Копенков |
«Маленький принц» и «Одинокий органист» Сергей Колган, «Посидим у реки», «Песня 60-х», «Сомнение», «Танцуют все» Олег Копенков |
|||
Категория - дуэты |
||||||
«Вальс над Сожем» Олег Копенков. |
Заключение
За период, охваченный в этой работе с 1991 по 2014 годы, создано большое количество нового гитарного репертуара, которое с успехом используется в различных музыкальных заведениях и исполняется на городских, республиканских, международных конкурсах, как у нас в стране, так и за рубежом. Удалось систематизировать по годам сборники, выходившие для гитары, кратко коснувшись некоторых из них, и рассказать о наиболее крупных проектах и совместных работах композиторов, сочиняющих для этого инструмента. В настоящий момент, большинство гитарных нот, издаваемых в нашей стране, выходят в свет за счёт средств авторов. Небольшое количество отдельных изданий вышли в печать с поддержкой государства, но этого явно недостаточно для всех, кто интересуется и живет гитарной музыкой в нашей стране.
Результаты Международных конкурсов композиторов, приведённые в этом исследовании, отчетливо показывают огромный творческий потенциал музыкантов белорусской гитарной композиторской школы. На сегодняшний день нам есть чем гордиться. Работа, которая ведётся во всех звеньях образования - начальном, среднем и высшем - приносит свои плоды.
За период новой истории Беларуси появилась целая плеяда талантливых авторов, которые создают новый гитарный репертуар: Г. Горелова, А. Литвиновский, В. Кузнецов, В. Войтик, Е. Поплавский, В. Живалевский, Е. Гридюшко, В. Захаров, И. Кузьмицкий, И. Шошин, О. Копенков, С. Колган, И. Лонский, В. Мальганов, С. Ветушко, С. Буров, Д. Асимович, Р. Ташпулодов, Г. Чайковский, В. Дацкевич, А. Парков, П. Смотрицкий, М. Журавский, М. Цеханович, Н. Трусов, Ю. Позняк, Э. Эмерт, А. Войцеховский, В. Ткаченко, С. Антишин, В. Угольник , А. Огарок, О. Чернявский, А. Пономаренко.
Автор работы Сергей Колган
Вложение | Размер |
---|---|
История создания гитарного репертуара в Республике Беларусь (скачать в формате pdf) | 1.44 МБ |
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 13020 просмотров