Ноты или табулатуры?

Ноты или табулатуры?

 

Ноты или табулатуры?

Вот уже не первый раз ко мне приходят ученики (подростки), которые полностью уверены что табулатуры, или как их сейчас называют - табы, современное изобретение. Оно придумано умными людьми, чтобы освободить наконец-то человечество от этих никому не нужных нот, которые так сложно выучить. Для меня это конечно очень забавно всегда, однако, друзья, давайте не будем смеяться, а немного разберёмся.

Табулатуры для гитары, лютни, виуэлы и других струнных-щипковых инструментов (и не только) были придуманы ещё до 16-го века. В 16-ом веке, вместе с появлением печатного станка, появилось довольно много сборников для гитары (тогда ещё четырёхрядной, потом пятирядной) где музыка записывалась в виде различных типов табулатур. Так продолжалось до второй половины 18-го века.

Почему? Ведь ноты тогда уже изобрели.

На мой взгляд, было несколько причин:

1. Отсутствовала стандартизация, т. е. в те времена было очень много различных щипковых инструментов, которые имели различные размеры и настраивались совершенно по-разному, иногда довольно сложно. Только у гитары в 17-ом веке существовало более восьми способов настройки. Виуэла или лютня, также могли настраиваться от разных нот, сохраняя общий принцип строя. Запомнить звукоряд каждого было сложно. Тем не менее профессиональные музыканты того времени прекрасно разбирались и в нотах.

2. Все типы табулатур для гитары точно указывали, цифрой или буквой, куда поставить палец на грифе и даже иногда каким пальцем играть. Длительности нот давались в очень упрощённом виде. Примерно так, как сейчас пишут для начинающих - одноголосно. Это давало возможность играть в любом строе. Для того чтобы сыграть пьесу по табулатуре, нужно было просто знать цифры или буквы, а также немного разобраться как считать длительности. Иногда и длительности не писали. Подразумевалось, что человек знает, как звучит музыка. 

Просто мечта современного любителя гитары) Чувствуете аналогию с современностью?

3. Аккорды записывались буквами (была такая система их записи – «альфабето», немного нелогичная, но, тем не менее, просуществовавшая более 100 лет), запомнить которые было совсем несложно. Очень редко цифрами. Часто любителю, играющему в определенном стиле, было достаточно небольшого набора аккордов, которые он мог красиво обыграть.

4. Основной репертуар гитариста той эпохи - танцы. Всем известные и несложные по форме и фактуре.

Подробнее про табулатуры 16-18 вв. для гитары в моей работе "Табулатуры для гитары. История", её легко найти в интернете, по названию.

Во второй половине 18-го века, т. е. тогда, когда появилась классическая шестиструнная гитара,  постепенно стали пользоваться в основном одним способом настройки (именно таким, каким мы пользуемся сегодня) и от табулатур отказались.

В чём же причина этого отказа?

1. Появилась стандартизация, как в размерах, так и в высоте звука. Т. е. , конечно же, гитары могли настраивать по-разному, но больше употреблялся все-таки один строй (такой же, как и современный). Я не пишу здесь про русскую семиструнную гитару, так как это отдельное явление, получившее распространение именно в России, но для неё тоже почти всегда писали нотами.

2. Появилась потребность записывать музыку точно, показывая голосоведение, динамику, темп и другие нюансы, чтобы исполнители не искажали первоначальный замысел композитора, а табулатура не показывает, какую ноту вы играете, лишь нужный лад. Гитарист может прочитать музыку, записанную в виде табулатур, а музыкант играющий на другом инструменте нет. С помощью табулатур невозможно записать голосоведение, хотя попытки такие были.

3. С помощью табулатур невозможно было изучать теорию музыки и гитарист, не знающий нот, так и оставался дилетантом, не понимающим что он делает.

4. Техника игры, форма и фактура музыкальных произведений усложнились.  

5. Смена культурной традиции требовала от музыканта другого подхода к игре. 

Почему же сейчас мы опять возвращаемся к этой записи?

1. Если в 16-18-ом веках многие не учили ноты из-за большого количества по-разному настроенных инструментов, то сейчас большое количество любителей гитары - просто не желает учить ноты (лениво). Им хочется быстро и "эффективно" научится играть, не прилагая особых усилий, не вдаваясь даже в самую элементарную теорию музыки. Часто их интересует не сама музыка, а внешние эффекты, (например, модный нынче «фингерстайл», который конечно же имеет право на существование, но как вспомогательное средство для определённой музыки) с помощью которых они смогут произвести впечатление на окружающих.

2.  Коммерсанты, продающие ноты в интернете (часто имеющие хорошее музыкальное образование и прекрасно понимающие, что они делают) конечно же, поддерживают этих любителей. Ведь это огромное количество потенциальных покупателей их творений. Зачем заставлять их учить ноты, если можно сделать им пьесы или переложения популярной музыки попроще и записать их в виде табулатуры. Не желающий учиться любитель конечно охотнее приобретёт музыку с такой записью.

Как мне кажется, это две основные причины такого широкого распространения табулатур. Хотя, на самом деле, все гитаристы должны достаточно бегло уметь читать и эту запись, но использовать её как второстепенную, а не основную. Например, с помощью табулатуры можно уточнять какие-то сложные аппликатурные решения, так как табулатура является пошаговой инструкцией.

Друзья, научиться играть на гитаре, не освоив при этом нотную грамоту, вы конечно сможете. Но вопрос в том, чему именно вы научитесь? Давайте пофантазируем)

1. Вы выучите определённый набор аккордов и научитесь несложным способом их обыгрывать (несколько видов арпеджио-переборов и доморощенных расгеадо - боёв), например, аккомпанируя себе или кому-то другому. Для этого вам не нужны ноты, да и преподаватель, скорее всего не нужен. Правда это чревато неправильной постановкой рук и невозможностью развиваться дальше, но зато усилия минимальные и бесплатно.

2. Вы хотите играть в определёном стиле, например, фламенко. Идите к преподавателю. Он без нот научит вас небольшому набору танцев в этом стиле. Правда этим всё и ограничится. Даже если вы обладаете  большими музыкальными способностями, желанием, усидчивостью, темпераментом, то всё равно не сможете достигнуть вершин, так как не являетесь носителем этой культуры. Не испанец, вы) При этом любая другая музыка будет вам недоступна.

3. Вас интересует блюз или рок-музыка. Идите к преподавателю. Он без нот выучит с вами несколько пентатонических боксов с блюзовыми тонами и характерными аккордами и даже создаст иллюзию вашей импровизации. Но на этом, скорее всего, всё и закончится. Не афроамериканец, вы) При этом любая другая музыка будет вам недоступна.

4. Хотите играть цыганскую музыку? Идите к народным музыкантам. Никто лучше эту музыку не играет. Но и не цыган, вы) При этом любая другая музыка будет вам недоступна.

5. Вы просто хотите играть переложения для гитары известных мелодий. Идите к преподавателю. Возможно, ему удастся без нот обучить вас какой-то простейшей технике игры, и через некоторое время вы по табулатуре сможете осваивать какие-нибудь несложные мелодии. И всё)

Если ваши амбиции ограничиваются выше сказанным, то конечно вам не надо учить ноты. Но если вы действительно хотите научиться играть на гитаре и стать музыкантом, друзья - учите ноты!

1. Ноты это буквы, с помощью которых можно постепенно научиться читать любую музыку. Выучить их совсем несложно, при желании. 

2. Зная ноты можно разобраться в теории и играть осмысленно. 

3. Человек умеющий читать ноты легко сможет играть с любыми другими музыкантами.

4. Зная ноты и понимая законы музыки, можно сочинять и делать собственные аранжировки.