Марафон. Задание от В. Захарова

"Влесу родилась елочка" В. Захаров

1. Кто автор музыки и слов "В лесу родилась елочка"? Встречались ли они, что было первое слова, или музыка?

Авторами были Раиса Кудашева, написавшая слова, и Леонид Бекман, сочинивший музыку.

Не встретились, поскольку Леонид Бекман умер в 1939 году, а подлинное имя автора слов открылось лишь в 1941 году.

В декабре 1903 года журнал "Малютка" опубликовал стихотворение "Елка". А музыку к стихотворению лишь через два года (1905) написал столичный дворянин и ученый Леонид Бекман. Отсюда следует, что слова были написаны раньше, чем музыка.

2. Как в музыке называется форма, где есть повторения с изменениями?

Вариационная форма.

3. Виды техники, встречающиеся в этой обработке?

Арпеджио, двухголосие, нисходящие лиги, флажолеты, триоли, вибрато, апояндо в басу (р-палец) с чередованием тирандо (i-m-a).

4. Преодоление художественной и технической трудностей при работе над данным произведением.

В преодолении трудностей важную роль играет правильно выбранная (выученная) аппликатура. Аппликатура не только средство преодоления технических трудностей, но и средство музыкально выразительности. Необходимо учитывать аппликатуру не только левой руки, но и обращать внимание на аппликатуру правой руки - точное чередование пальцев (не должно быть повторения одним и тем же пальцем).

Технической трудностью могут быть скачки. Отрабатывается эта трудность упражнением "Купи козу" (Б. Бельский) т. е. усложняем "сложность" (прыгаем дальше, чем нужно, постепенно добавляя один лад, затем возвращаемся к первоначальному скачку), и тогда "сложность" оказывается не такой уж и сложной. 

Трудности с арпеджио можно отрабогтать с помощью упражнений Каркасси (22 упражнения), Хюберт Каппел (стр. 54 "А1", стр. 64 "А7").

Одновременно тс работой над техническими трудностями, решаются и художественные задачи: характер мелодического развития, звуковая выразительность, правильное метро-ритмическое исполнение.

Для более точной передачи художественного образа пьесы "В лесу родилась елочка" в обработке В. Захарова, можно представитьтри части пьесы, как три эпохи "Елочки". У "Елочки были счастливые и несчастливые времена.

I часть Largetto простая мелодия песни в сопровождении баса - так скромно звучит "Елочка" в разгар Первой мировой войны. Когда начальство в крупных городах не рекомендовало обывателям устраивать Елки, так как положение было тяжелым, начались перебои с топливом и транспортом. А дальше - больше: после революции большевики и вовсе исключили Рождество из празднечных дней календаря, усмотрев в нем религиозный предракссудок.

II часть Piu mosso вариация, написанная в очень интересном современном стиле. Наша "Елочка" как бы пережила свое второе рождение. Новогодний праздник возвратили в середине 30-х годов. Правда вместо вифлеемской звезды елку стали увенчивать звездой, напоминающей кремлевскую. Так звучит "Елочка" и в наши времена.

III часть Andante полифаническая фактура вариации возвращает нас к истокам происхождения "Елочки" , показывая нам истенный ее смысл. Мы погружаемся в атмосферу Рождества. Это Рождественский гимн многодетных семей и приютов, гимназий и церковно-приходских школ. Полифония указывает нам на религиозный характер, а хроматизмы придают сказочности, атмосферы ожидания чуда.

5. Для чего изучать биографию композитора и историю создания музыки гитаристу исполнителю?

Изучив биографию композитора и историю создания произведения можно отыскать "ключ" к пониманию, КАК оно должно быть сыграно. В каком характере, темпе, настроении. Можно точнее исполнить произведение, богаче, нежели не изучив.