Как быстро стать виртуозом и что играть?

Как долго нужно учиться, чтобы быть виртуозным гитаристом?

Ввиду повторяющихся вопросов на гитарные темы, я попробую вести регулярные записи-ответы на них в блоге. Вопросы эти приходят из моего онлайн преподавания игры на гитаре, из музыкальных школ и частной практики.

Давайте пробовать.

1. Как долго нужно учиться, чтобы быть виртуозным гитаристом?

Вопрос требует уточнения. Часто начинающие гитаристы до конца не понимают, что конкретно они подразумевают под понятием "виртуозный гитарист". Предположим, имеется ввиду исполнитель, который может играть общепринятые виртуозные пьесы и регулярно (более 1 раза в месяц) выступает в концертах.

Виртуозы наверняка скажут, что это непрерывный процесс и будут правы. Становление виртуоза может затянуться на годы и десятилетия с одной стороны. С другой - определенного уровня для выхода на сцену с виртуозными пьесами можно достичь в течение нескольких лет. Именно так проявляют себя лучшие ученики музыкальных школ. Они выступают с блеском на сцене и выигрывают международные и пр. гитарные конкурсы.

Можно сказать: "Детям легче дается. У них другая пластика", - и это правда. Лучшие годы - детские и чем раньше произойдет знакомство с музыкой (в том числе с исполнительством на гитаре), тем лучше при благоприятном стечении обстоятельств.

Посмотрите, что говорит о разивитии техники известный гитарист Сергей Руднев (видео внизу)

 

Если говорить о шансах стать виртуозом с нуля взрослому человеку, который никогда раньше не брал гитару в руки, то шансов значительно меньше, хотя они есть. У кого-то получается быстро осваивать гитару с первых занятий, у кого-то - идет тяжело. Здесь, скорее, вопрос терпения, упорства и регулярной "пахоты". Если такие свойства натуры вам доступны - шансы увеличиваются. Но если проходят месяцы и более, а сдвигов нет, то, возможно, лучше не гоняться за этим эфимерным понятием "стать гитаристом виртуозом", а научиться наслаждаться самим процессом музицирования (кстати и в первом случае "виртуоза" - это критический важный фактор). Получать удовольствие от гармоничных сочетаний собственноручно извлеченных звуков - большое счастье. И с этим тоже нужно работать. Поверьте, радость не заставит себя долго ждать при правильной установке и ожиданиях от занятий.

 

2. С каких пьес лучше начинать играть, если знаешь только нотную грамоту?

Есть разные подходы. Сходство, пожалуй, в одном - начинать от простого к сложному. По самим пьесам кто-то идет по классическим основам (непосредственно классика, народная музыка, популярная, гаммы, этюды, пр.), а кто-то отталкивается сразу от изучения пьесы, которая нравится.

В детстве у меня состоялся именно второй случай. Когда мне показали 3-4 аккорда песен Виктора Цоя со всеми вытекающими последствиями. Но я не могу сказать, что я прямо блестал своей игрой. Подвижки начались когда я, зная музыкальную теорию, под управлением первого учителя начал играть и классическую, и популярную музыку, и сольно, и в ансамблях. Другими словами, когда мне была предоставлена возможность стать "всеядным".

Сегодня, имея почти 20 лет преподавательского опыта скажу, что нет универсального репертуара, но есть универсальные принципы.

  • Нужно играть то, что нравится изначально или найти способ полюбить то, что нужно играть для роста
  • Осваивать гитару лучше от простого к сложному
  • Верить в то, чем занимаешься и любить это занятие
  • Хороший преподаватель отвечает за правильную организацию как самого процесса обучения, так и за подбор репертуара. (в этом принципе есть исключения, но это тема отдельной статьи).

Ну и два слова о моем опыте. Я перемешиваю репертуар на основании предпочтений и вкусов ученика, направляя его (репертуар) на развитие технических и музыкально-творческих способностей. Терпеть не могу примитивизм в музыке.

Возможно, будет полезно ознакомиться с нотным разделом на сайте. Здесь можно подобрать репертуар по уровню сложности, составу и цели, например, для начального обучения или для развития техники.

 

3. Существуют ли какие-нибудь "фишки", чтобы ускорить процесс обучения игре на гитаре?

Да, фишек много. На мой взгляд все они касаются исключительно дисциплины.

Эффективных упражнений и техник игры на гитаре - тонны. А вот осваивают их - единицы. Почему? 

Если проанализировать успешных гитаристов (да и вообще людей), то на 99% они говорят о таких вещах как: 

  • концентрация на том, чем занимаешься
  • регулярность занятий
  • постановка понятных и выполнимых целей в требуемый период.

Пример по целям. Ученик играет, занимается из недели в неделю. Что-то получается, что-то нет. Вдруг учитель объявляет, что ровно 15 декабря, т.е. через 3 недели - концерт. Играем 2 пьесы. Их нужно исполнить наизусть, музыкально и убедительно. Примерно так. Чувствуете разницу? Вот это и есть фишка! А дальше - "пахота" до результата.

 

Хочется верить, что мои ответы будут полезны и я буду рад ответить на новые вопросы.

 

Сергей Руднев - Физиология или талант | 1 часть

Комментарии

Из моих наблюдений, к учителю идут уже только те взрослые, которые сами пробуют научиться играть на гитаре, и у них не получается. Чаще всего это проблемы с ритмом, а у многих и с памятью, проблемы со звукоизвлечением. Из всех вышесказанного ритм самое тяжело дающееся... Скажите, Роман,были ли у вас такие ученики? музыкальному ритму, уже в зрелом возрасте, можно ли научиться?