Сценическое волнение. Причины и решения

Как побороть сценическое волнение музыканту (гитаристу). Как заниматься и о чем думать

Музыкантам знакомо сценическое волнение. Негативный опыт выступлений схож у исполнителей любого уровня: одни, испытывая трудности с волнением, преодолели их «с кровью», другие - отказались от концертной карьеры вовсе. Попробуем разобраться со "сценическим мандражом" и его преодолением.

 

Играете хорошо на кухне, а на сцене - плохо? Объективные причины:

  • Дискомфорт: холодно (деревянные пальцы), шумно (себя не слышно), яркий свет бьёт прямо в глаза, неудобный стул, неудобная подставка, неудобные условия ожидания выхода (тесная «гримёрка»), плохая организация концерта: спешка или наоборот - длительное ожидание. Проблемы с транспортом (пока добрался - как будто сутки отработал), и т. д.

  • Сценическая работа - это искусство мгновенного сосредоточения. Этот навык нужно вырабатывать и появляется он в процессе целенаправленной работы не сразу.

 

Переоценка собственных возможностей, превратное их понимание. Подстерегает обычно начинающих гитаристов. Если вы полагаете, что дома играете хорошо, а на сцене плохо, то можете искренне заблуждаться: правда в том, что и дома вы "не дотягиваете"! Просто дома вы не обращаете пристального внимания на огрехи, наслаждаясь звучанием инструмента. На публике уже не до развлечений, и вдруг вся игра становится "обнаженной"...

 

Обычная ошибка начинающих - выбор слишком сложного репертуара. Не стоит играть то, что потребует 100% технических возможностей. Выносите на публику пьесы, которые вам уже действительно легко даются.

 

Умение держаться на сцене появляется с опытом! Используйте любой повод, чтобы этот опыт увеличить: выступайте при любой возможности. Играйте друзьям и знакомым, на любых мероприятиях, не отказывайтесь от предложений.

 

Психологические причины сценического волнения лежат в чрезмерном самолюбовании: волнуется тот, кто много думает о самом себе. Не важно, считаете ли вы себя выдающимся гитаристом, или наоборот, увлекаетесь сильным «самобичеванием»: и в первом, и во втором случае ваши мысли поглощены собственной персоной.

 

Во время выступления важно думать только о музыке. Искусство «мгновенного сосредоточения», упомянутое выше, требует полного погружения в работу с первой ноты и до занавеса.

 

Как заниматься с инструментом:

  • Следует определиться, как вы хотите звучать и как на самом деле звучите. Записывайте свою игру чаще, слушайте, смотрите и исследуйте эти записи;

  • Используйте для репетиций помещения, похожие на те, где предстоит выступать (в идеале - те же самые). Привыкайте к обстановке, температуре, акустике;

  • Избавьтесь от вредных гитарных привычек: наигрывать небрежно «шёпотом», не заботясь о плотном звучании, гонять пьесы целиком, не отрабатывая проблемные фрагменты, бездумно "брынчать" ради развлечения, не контролируя качества каждой фразы, и т. д.;

  • Имитируйте концерт, представьте людей в зале, устройте себе спектакль: наденьте концертный костюм, произнесите вступительные слова и сыграйте программу целиком с первой попытки. Сыграйте кошке, цветку на подоконнике, своим друзьям и родным, и делайте это постоянно;

  • Периодически имитируйте неудобства, которые подстерегают на концертной площадке: шум, жара-холод, освещение, звонок мобильного телефона, любые отвлекающие факторы. Проверьте, сможете ли «выжить» в не комфортных условиях, сыграв программу от начала до конца. Интересно поиграть в темноте, когда не видно собственных рук - это близко к ситуации, когда вы «ослеплены» прожектором, бьющим прямо в лицо;

  • Устраните возможные физические последствия нервозности заранее: например, научитесь дышать. Длительная задержка дыхания во время игры - вредная привычка гитаристов.

Читайте также: 8 практических советов как учить пьесу, чтобы не забыть текст на сцене

Как вести себя на сцене:

  • Перед выходом помните о публике, которая собралась вовсе не для оценки ваших навыков - они пришли развлекаться, вдохновляться, слушать музыку. С другой стороны, вы выходите на сцену, чтобы раскрыть музыкальное сочинение, но не для демонстрации собственных возможностей;

  • Прекратите негативный внутренний диалог. Вас больше нет, есть только Музыка и ваша работа, которую хотите сделать самым наилучшим образом из возможных;

  • Не пытайтесь делать на сцене то, что не отработано на репетиции. Не рискуйте ни в каких моментах! Неверно выбранный темп, излишняя атака, динамика, любая спонтанная «решительность» или «бравада» могут привести к неудаче;

  • Не преувеличивайте важность исполнения, а даже мысленно преуменьшайте её. Это  ведь не последний день жизни, а аплодировать будут в любом случае;

  • Если ошиблись, не обращайте внимания - это уже прошлое. Слушателей интересует музыка, а не ошибки. Ошибки простят, а чаще - попросту не заметят;

  • Представьте слушателям пьесу, которую играете - насколько хороша музыка и её аранжировка;

  • Продемонстрируйте возможности гитары, которую держите в руках, ее звук, тембр, динамику;

  • Своим исполнением покажите слушателям гитару как «явление» - ведь это лучшая вещь, придуманная людьми!

 

Материал подготовил Martin Ludenhoff

 

А какие методы для борьбы со сценическим волнением знакомы вам?

 

 

Комментарии

Я бы пореккомендовал, если возможно, если выступление не насквозь формализованно, чуточку пообщаться с залом. Кратко рассказать либо о себе, либо о произведении, либо об инструменте, о композиторе, и тогда люди в зале станут для вас уже слегка "вашими" - как бы гостями на вашей кухне. Это уменьшает напряжение и становится легче сосредоточиться на исполнении.

Из своего опыта добавлю, что мне помогли советы из книги Лилиас Маккиннон "Игра наизусть". В частности, перед выходом на сцену не общаться с нытиками, которые заставляют чувствовать себя ущербно, уязвленно. Полезно общение с людьми позитивными (это всегда полезно), часто лучше не на музыкальные темы. Нужно беречь силы, заранее кушать (хотя знаю, что есть гитаристы, которые не могут играть без "плотно покушать перед выходом на сцену"), питаться "правильно", чтобы еда и живот никак себя не проявляли во время выступления. Также показан сон, как в день выступления, так и вообще режим. Не буду вдаваться в подробности как и сколько. С одной стороны сколько спать - индивидуальное понятие, с другой - информация о пользе сна свободно доступна. Ну, и, конечно же, сами занятия. Это отдельная большая глава книги.

Был у меня опыт приема каких-то таблеток (не помню название) для снятия чувства беспокойства на сцене. Но лучшей таблеткой оказалась - моя готовность через выученность пьес и исполнение действительно красивой музыки.

SILENT NIGHT | Stille Nacht von Konstantin Vasilljev (intro/guitar/jazz)

Большое спасибо! Замечательная статья! Эта тема всегда актуальна! По себе знаю, что все эти способы и методы работают! Единственное, что я не пробовала и, честно говоря, не знала про такой метод - игра в темноте. А ведь это может быть полезной практикой! Ведь сколько раз ослепляло яркими софитами и всегда получалось неожиданно, т. к. к такому повороту обытий не была готова!
Для меня особенно важным моментом является не зацикливаться на какх-либо ошибках или огрехах. До сих пор над этим работаю. Возможно нужно больше практики сценического выступления, а возможно какая-нибудь домашняя практика (подскажите, если кто знает). Помню в университете мой педагог видел эту проблему и прорабатывал ее таким способом: играла в итоговом варианте "напролёт", с ощущением некоего марафона, т. е., во что бы то ни стало, я должна добежать до финишной прямой, даже, если споткнулась. Конечно, не стоит злоупотреблять таким методом.
Также, лично для меня, важна концентрация во время игры: не отвлекаться на посторонние шумы, действия и особенно мысли! По-моему это своего рода медитация, над этим нужно работать. Тут поможет работа во время самого выступления (также во время "обыгрывания", тут будет легче уделить внимвние этой проблеме) и работа над собой вне исполнительтва, т. е. в жизни: уметь концентрироваться на важных вещах в данный момент. Но это, как готовится, совсем другая история ;)

Спасибо Вам большое, за такое количество интересных мыслей.. Тема очень любопытная Таблетки, о которых писал Роман, называются Анаприлин))) Как мне объясняли принцип их действия, в момент, когда ты испугаешься или вспыхнет волна волнения и тревоги, что сопровождается выбросом адреналина в кровь, Анаприлин просто не даст ему выброситься.. Я тоже как-то употребляла.. Рассудок был сосредоточен и в принципе они помогали... Но до конца я не уверена..

Как то мне помог мой внутренний диалог с собой. Я посвятила своё выступление моему покойному отцу.. И сердце билось только в такт музыке, никакого волнения.. И без таблеток...