«Первые шаги гитариста: практическое пособие для начинающих» Методические рекомендации часть первая

     Идея создания сборника «Первые шаги гитариста: практическое
пособие для начинающих» возникла в результате поиска решения, казалось бы,
самой простой проблемы – изучения учениками нот на грифе гитары. Для начинающих гитаристов - это рубеж,
который не каждый смог преодолеть. Порой трудности в освоении этой задачи приводят к нежеланию продолжать обучение. Многие печатные нотные издания довольно поверхностно дают общие теоретические данные, не показывая их связи с практическим обучением  игре на гитаре. Или же теоретические сведения даны настолько сложно, что нужны разъяснения более опытных гитаристов. Предлагаемая работа -  попытка собрать в единую систему минимальные базовые знания, без которых невозможно дальнейшее профессиональное освоение игры на гитаре. 

       Цель сборника – в лаконичной и понятной форме дать ученику базовый уровень общих теоретических знаний, необходимых на начальном этапе обучения игре на
гитаре. По своему содержанию сборник выполняет задачи информационно-справочного характера и будет полезен как начинающему гитаристу, так и молодому преподавателю. 

       Первый раздел сборника открывает тему по изучению нотной грамоты, которая необходима для профессионального обучения музыканта. Эти общие знания ученик обычно получает на уроках сольфеджио, но чтобы применять их на практике при игре на гитаре, нужно полученные знания адаптировать специально для освоения этого инструмента. Как и любой музыкальный инструмент, гитара имеет свои достоинства и недостатки и считается самым практичным для использования, и, в то же время,
достаточно сложным для профессионального обучения. С помощью практических заданий и упражнений начинающий гитарист сможет быстро усвоить расположение нот на грифе гитары и изучить основы музыкальной грамоты.

      После ознакомления с нотами первой октавы можно сразу начинать изучать гамму до мажор во второй позиции. Многие преподаватели поверхностно относятся к изучению гамм на начальном этапе обучения, однако, изучая гаммы, ученик гораздо быстрее усвоит расположение нот на грифе и разовьёт технику обеих рук. Автор считает, что осваивать гаммы нужно на самом начальном этапе обучения. Раздел по изучению гамм – второй, и наиболее важный при обучении игре на гитаре. Все ноты на грифе гитары выстроены в единую систему, которую можно понять в процессе изучения гамм, и приобретение учеником по ориентированию на грифе происходит непосредственно при этом изучении. Современные издания очень мало уделяют внимание изучению гамм, некоторые - совсем игнорируют эту тему, и
только серьёзные гитарные школы детально рассматривают изучение гамм. Но
при этом дают материал очень сложно, и  чаще всего - в первых позициях. В итоге  ученики оказываются беспомощными за пределами пятого лада, совершенно не ориентируясь в определении нужных нот.И есть ещё одна особенность: в отличии от пианистов, гитаристы в музыкальных школах играют чаще всего три-четыре гаммы. Этот существенный пробел в знаниях очень замедляет развитие гитариста.                                          

        Предлагаемая автором система гамм совершенно проста. Достаточно выучить гаммы C- Dur
тоникой на пятой струне) и G- Dur (с тоникой на шестой струне) в стандартной аппликатуре пальцев левой руки и продолжить движение тоник вправо по грифу CDEF  по пятой струне или GAH по
шестой струне и строить от них гаммы методом секвенций. Немного сложнее будет изучить минорные гаммы. Методика использования системы гамм в стандартной аппликатуре при игре на гитаре создана и обоснована на примере многолетней практики пианистов, которые используют «Таблицу гамм и арпеджио для фортепиано» более двухсот лет.

        Многие ученики начинают интересоваться современной рок и джаз музыкой, которая часто бывает создана на основе пентатоники и «блюзовых» гамм, поэтому в сборник включён раздел, связанный с этими гаммами. При дальнейшем курсе обучения игры знание пентатоники и «блюзовых» гамм помогут ученикам приобрести навыки импровизации на гитаре.

         Существует также система аккордов, которой посвящён следующий третий раздел пособия.  Принцип освоения аккордов в стандартной аппликатуре с «баррэ» тот же, что и при изучении гамм. Выучив аккордовую модель в первой позиции, передвигаясь по грифу, можно быстро построить любой нужный аккорд. Этому помогут навыки, которые ученик приобрёл при изучении системы гамм. Практика показала, что использование для обучения системы гамм и системы аккордов, способствует прогрессивному росту техники игры и существенному развитию учащегося. 

Комментарии

А мне кажется что для изучения грифа лучше играть одну гамму во всех "боксах". То есть если играть до мажор, то начинать от "фа" на шестой струне, потом от "соль", от "ля" и так далее. А ещё выучив эти боксы, страраться мыслить не узко вертикально этими боксами (при чем обращая внимание на то чтобы человек мог свободно исполнять их и в обратную сторону, начиная с первой струны), а горизонтально- объединяя разрозненные позиции в одну большую линию. Тогда гамма может исполняться к примеру только на второй и третьей струнах или на второй и первой.

Цель моей системы была не запутывать количеством нот НАЧИНАЮЩЕГО гитариста, а упростить изучение гамм в программе музыкальной школы. То что вы предлагаете уже расчитано на подготовленного ученика. Дети мыслят гаммами, которые построены от тоники например от "до" и обьяснить ребёнку что гамма До мажор начинается от ноты "фа" или "соль" - это не просто. Я так понимаю что вы предлагаете методику из своего личного опыта? Вы это пробовали на практике? Ваши ученики справились с такой системой изучения? Буду рад если вы внедрите эту систему в курс вашего обучения. Я пробовал изучать гаммы и по системе Сеговии, и по квинтовому кругу - это очень утомительно и сложно для детей, занимает много времени, а результат минимальный. То что я предложил - намного эфективнее работает. Следите за продолжением темы, я выложу более детальные пояснения. Спасибо за ваши отзывы.

да так и есть. Я стороник изучения грифа вдоль и поперёк в рамках одного лада, разными аппликатурными моделями. Мне не очень понятен смысл выучивания гаммы соль мажор, а потом сдвиг той же аппликатуры до ля, си, си бемоля и т д. Если ребёнок выучил одну аппликатурную модель, то ему не должно составить труда сыграть её же от любого другого лада. Если его сбивает зрение- то можно к примеру попросить его сыграть это дело с закрытам глазами - и сдвинуть его руку на какой либо другой лад. Выйдет другая тональность. А если не глядя, опираясь только на слуховой и тактильный контроль, исполнить не получается, то значит что ребёнок ещё не доучил саму модель аппликатуры (соль мажор). А вот в варианте одной гаммы и 5 (или 7 в зависимости от выбора системы) вариантов аппликатуры, мне представляется большее развитие "видения" грифа. Поэтому в своей пед практике после запомиинания, по настоящему выучивания, одной аппликатурной модели (или бокса гаммы) я предлагаю следующий бокс этой же гаммы. И естествеено все эти боксы- апликатурные модели двигаются по ладам в зависимости от требуемой тональности. Поэтому поводу есть довольно занятные книжки Bill Edwards - Fretboard Logic  (Билл Эдварс- логика грифа) на русском языке вроде только 2 части есть из 3, но там это все исчерпывающе описано.

Забыл уточнить) Дети скорее всего мыслят позициями, чем нотами от тоники до тоники. Это всё абстрактные понятия, которые на гитаре совсем не так очевидны как на фортепиано. Там сразу видно какая клавиша, какой ноте соотвествует. А вот на гитаре у них в голове происходит  2 палец-4 палец переход на соседнюю струну, 1 палец- 2 палец-4 палец и т д или лад- через лад- струна- соседний лад- через лад. Чем названия нот, тем более что если до мажор дети ещё могут сыграть с назвая ноты - до-ре-ми-фа-соль..., то тот же си- мажор будет серьёзно их пугать. Какие-то там диезы- целых пять. Хотя в руке просто сдвиг на пол тона вниз случился и на практике всё довольно просто выходит, если не пугать их абстактными страшными словами

В принципе ма говорим об одном и том же. Просто мой принцип исходит от самой простой формулы - до,ре,ми,фа,соль,ля,си которая наверно сидит в каждом ребёнке  почти на генетическом уровне. А соль мажор - потому что тоника соль на 6ой струне. Бокс на 2ой позиции - если сдвинуть влево на 1ю позицию - будет соль бемоль или фа диез. Ваш принцип как я понял но СВОБОДНОМ построении гаммы от любой ноты... Но для того чтобы ребёнок мог СВОБОДНО это сделать,он должен быть уже подготовлен. Моя система - не догма, это НАЧАЛЬНОЕ освоение гамм и в дальнейшем, подготовленный ученик может изучать гаммы в любых системах и аппликатурах... - если ему это будет нужно. В каждой системе, какова бы она не была, есть сильные и слабые стороны. У предложенной мной системы шесть аппликатурных формул (боксов) 2 -мажор 2-мелодический и 2-гармонический минор с движением тоник по 5той или 6стой струне. При этом происходит всего одна смена позиции и при этом используется объём гаммы в две октавы (я вообще не вижу смысла в игре трёх-октавных гамм в детском обучении). Так вот - преимущество этой системы - очень быстро. Быстро изучаются гаммы. По требованиям в 1 классе изучаются всего 4 гаммы за год, а по системе 27 гамм можно спокойно выучить за этот же год не напрягаясь. Минус этой системы - "консерва" нет свободного мышления, всё законсервировано в пределах одной аппликатурной формулы - шаг влево - шаг вправо и всё (шеф! всё пропало!).    

В таком ключе соглашусь с вами, если считать эти модели как способ выучить ноты на грифе гитары, то это сгодится. А вот если относиться к гаммам как выстраиванию мышления гитариста (при чём скорее джазового толка, так так в игре по нотам импровизационные делишки не нужны), то лучше всё же играть одну гамму-лад во всех позициях и закрепляться в нём.

Поэтому сборник и называется - для НАЧИНАЮЩИХ, - среди моих учеников нет тех, которые занимаются джазом или блюзом, хотя я надеюсь что они появятся. Про мышление гитариста очень хорошее пособие С. Попова Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста, но опять же - для начинающих очень сложно. Сейчас изучаю по вашему совету Билла Эдвардса и к сожалению убеждаюсь что эта работа для 8-10 летнего ребёнка очень сложна... Это расчитано на подготовленного ученика. Как вам удаётся по этой системе работать? Я конечно попробую в качестве эксперимента - мне самому интересно. Кстати спасибо за совет - я не встречал этот сборник и видеошколу.

Так в этом и заключается работа педагога, найти достойный материал и переработать для легкого усвоения учениками. Тут каждый волен выбирать свой путь, находки, методики и т д. Творческий подход одним словом. Я думаю вершина мастерства одна, а вот дорог, по которым можно дойти до этой вершины, много. Там где то наверху все должны дороги должны совпасть в одну точку- сам я надеюсь найти когда-нить самую прямую и короткую дорогу). А про Эдвардса, я же не рассказываю детям про "интерфейсы" и "системы данных"- просто показываю аппликатуры гамм. С детьми можно вообще рисовать "карты" грифа- собственно как на картинках у того же Эдварда. А потом на гитаре "ходить" по этим точкам. Можно например сказать что каждая струна это улица, а нужные лады-ноты это домики, и ходить в гости в тот или иной дом. Ну и знание гамм и аккордов во всех позициях нужны именно "джазовым" ребятам или эстрадникам. У них конечная цель, писать себе вкусные соло, делать переложения, снимать на слух- и играть что называется "из под волос". У них это должно быть в руках и в ушах. А тем кто пропагандирует нотную игру- "классическая шестиструнная гитара" это не обязательно изучать. Достаточно выучить до мажор и уметь читать, чтобы, взяв ноты, выучить произведение и убедительно его исполнить.

Всё правильно - я пропагандирую нотную игру на классической гитаре. Сейчас многие гитаристы критикуют такую методику - мол это консерватизм, дети становятся "рабами нот", но, есть одно но - это НАЧАЛЬНОЕ обучение, это тот базовый уровень обучения которое в дальнейшем будет помогать тем ученикам, которые захотят двигаться  дальше, например изучать импровизацию. Таких обычно единицы, но они есть и для их обучения уже нужно применять другую методику. Как говорят - решать проблемы по мере их поступления. Мне очёнь понравилось ваше высказавание про "вершину", всё прямо в точку. Педагогика по сути и есть импровизация - ведь все дети совершенно разные, и каждому нужен свой подход, своя "импровизация" и если у тебя что-то получается - это и есть та вершина.

Цель моей системы была не запутывать количеством нот НАЧИНАЮЩЕГО гитариста, а упростить изучение гамм в программе музыкальной школы. То что вы предлагаете уже расчитано на подготовленного ученика. Дети мыслят гаммами, которые построены от тоники например от "до" и обьяснить ребёнку что гамма До мажор начинается от ноты "фа" или "соль" - это не просто. Я так понимаю что вы предлагаете методику из своего личного опыта? Вы это пробовали на практике? Ваши ученики справились с такой системой изучения? Буду рад если вы внедрите эту систему в курс вашего обучения. Я пробовал изучать гаммы и по системе Сеговии, и по квинтовому кругу - это очень утомительно и сложно для детей, занимает много времени, а результат минимальный. То что я предложил - намного эфективнее работает. Следите за продолжением темы, я выложу более детальные пояснения. Спасибо за ваши отзывы.