Шеллак

Шелла́к (от нидерл. schellak) — природная смола, экскретируемая самками ряда родов (Metatachardia, Laccifer, Tachordiella, Austrotacharidia, Afrotachardina, Tachardina) насекомых-червецов надсемейства Coccoidea, паразитирующими на некоторых тропических и субтропических деревьях в Индии и странах Юго-Восточной Азии (Croton laccifera и другие). В качестве производителя шеллака наиболее известен вид Kerria lacca, он же Laccifer lacca, культивируемый в некоторых тропических странах (включая не только Азию, но и Центральную Америку) намеренным подсаживанием на дикорастущие растения соответствующих пород.

https://www.youtube.com/watch?v=8xiUjN0auYQ

Шеллак съедобен и используется в качестве глазури для покрытия таблеток, конфет и пр. (обозначаясь при этом в составе как пищевая добавка Е-904).

Лак на спиртовой основе из шеллака используется в мебельной промышленности, а также используется для финишного покрытия акустических музыкальных инструментов из дерева (скрипки, акустические гитары и т.п.)

Так же покрытие дерева шеллаком известно как - французская полировка, позволяет создать на поверхности тонкую защитную плёнку не мешая акустическим свойствам дерева, является старинным способом защитить древесину.

https://www.youtube.com/watch?v=Pk8wmr-Np4s

Один из приёмов нанесения шеллака на гитару

Комментарии

Так же инстументы покрытые шеллаком более ремонтабельны, чем покрытые синтетическими лаками. Со временем шеллак покрывается сеткой микротрещин (не видных не вооружённому глазу), что ещё больше раскрепощает верхнюю и нижнюю деки гитары.

Т.е. задача лакового покрытия гитары заключается в том, чтобы защищать древесину с одной стороны и не мешать звучать деке с другой. И шеллак отвечает этим свойствам в полной мере, правильно я понимаю? А какие есть альтернативы у шеллака? Насколько это дорогое удовольствие вообще - гитара, покрытая шеллаком? В чем разница между покрытиями у дорогих мастеровых инструментов и ... оставим просто у дорогих инструментов.

Владимир, спасибо Вам заранее за пояснения и за отлично подобранное видео. Кстати, по нему тоже вопрос. Мастер покрывает поверхность гитары как я заметил минимум два раза. Почему нельзя было после первого уже полировать инструмент?

Ну и ещё один вопросик. Вы говорите о том, что гитару, покрытую шеллаком легче реставрировать, здесь имеется ввиду, что легче вскрывается корпус из-за таких "мягко-глазурных" свойств лака, меньше вероятность поврежения деки при вскрытии или что-то ещё?

С уважением, Роман.

 

Да, вы совершенно правы, лаковое покрытие для звука является губительным, вернее его толщина, шеллак позволяет получить очень тонкое покрытие. Альтернатив у шеллака огромное количество: нитро лаки, полиуретановые лаки, акриловые лаки, даже некоторые мастера пользуются автомобильными двухкомпонентными лаками. Но это всё синтетические покрытия, шеллак это традиция. При ремонте, допустим верхней деки, довольно сложно снять синтетический лак который нужно смывать такой же химией и возможно механическим путём, что может привести к утончению деки, и как правило изменению звука, шеллак же смывается спиртомLaughing, вообще инструменты покрытые шеллаком как правило намного ценятся выше. Хотя у каждого мастера свои подходы и свои аргументы, тут единого мнения трудно достичь. Так же практикуется комбинированное покрытие, корпус-шеллак, гриф-синтетика. Ещё есть способ покрытия дерева маслами, это самый щадящий для дерева способ, но поклонников у него мало, т.к. не блестит. Видео к сожалению не очень удачное я подобрал, тут мастер использует очень густой шеллак, но опять же каждый мастер делает как ему удобнее и как у него лучше получается. Шеллак наносится тампоном на дерево и это очень сложный и трудоёмкий процесс, сейчас найду более подходящее видео. Надеюсь ответил на ваши вопросы, я только начинающий мастер и сам ещё многому должен научиться.