Сюита "Зоопарк"

Как-то раз, прогуливаясь по зоопарку , я совершенно ясно "услышала" простую музыкальную тему, которая легла в основу сюиты "Зоопарк".

Придя домой, я ее записала  и отложила в сторону. Но тема не давала покоя, требовала дальнейшего развития. Сначала я решила, что сочиню легкие вариации, да и

все. Появилась идея в каждой вариации изобразить разных животных, передать их характер. Так появилась Антилопа и Верблюд, Колибри,Обезьяна и все остальные...
Эту тему можно найти в каждой части целиком или в виде развития отдельных ее элементов.

Но тут образовалось одно Но. Если я написала эти вариации для учеников ДМШ или юных гитаристов ,то ,пожалуй ,такие длинные вариации им будут не по силам.
Поэтому было принято решение вариации превратить в сюиту. Сюита ,в отличии от вариаций, не требует исполнения всех частей. Можно сыгрыть одну часть сюиты,
две или пять, можно подобрать контрастные части и исполнить их вместе. Для детей это будет легче.

Прообразом этой сюиты послужили "Картинки с выставки" Мусоргского, была заимствована сама идея прогулки и использования лейтмотива прогулки,в качестве

связующего звена.

Итак, сюита Зоопарк в 10 частях, построена по принципу чередования контрастных частей. Медленная часть Лебедь - это лирический центр, а Паровоз - кульминация

или финал. Сюжет очень прост - ребенок ходит по зоопарку ,рассматривает его обитателей и потом катается на паровозике.
Остановимся на анализе каждой части отдельно и на тех технических и музыкальных задачах ,которые присутствуют в каждой части.

1 часть - Главный Вход. Мы подходим к кассе,покупаем билет и ожидаем много интересных впечатлений. Основная идея -показ темы Прогулки и того радостного

нетерпения, которое мы испытываем. Каких-то особых технических задач эта часть перед нами не ставит. Но следует обратить внимание на исполнение

арпеджированных аккордов с 9 по 12 такты. Чтобы это было красивое равномерное арпеджио,а не просто невнятный "брынь":)

2 часть - Антилопа. У меня перед глаза встает старый "советский" мультфильм "Золотая антилопа". Маленькая изящная антилопа скачет по дворцу, а у нее из-под

копыт летят золотые монеты. Такой вот образ, который предстоит передать. Пожалуй ,единственным сложным моментом для более юных музыкантов может быть

исполнение пунктирного ритма.

3 часть - Верблюд. Неторопливый "корабль пустыни". В этой части надо обратить внимание на присутствие 2 линий -бас и мелодия. Важно "услышать" и отделить их

друг от друга. Бас -певучий и мягкий ,как пески пустыни, а сверху звучит мелодия - это идет верблюд, следом идет другой ...

4 часть - Колибри. Да я понимаю, что Колибри была уже у Сагрерасса (этюд Колибри), но эта колибри совсем другая. Эта часть призвана усовершенствовать

арпеджио p i m , а также расширить представление о гитарном грифе после 5 лада. Я например, в школьные годы плохо ориентировалась на грифе после 5 лада.

Каждый раз ноты просто высчитывались математически и запоминались, куда пальцем ткнуть:) Но если поиграть эту часть с названием мелодических нот вслух, то

ноты будут запоминаться веселее. Темп - чем быстрее , тем лучше, но без потери качества.

5 часть - Слон. Это была попытка создания полифонической части. Если ученик не будет справляться с ней -возможно просто ему сыграть и объяснить: вот 2

голоса, которые надо слышать. Можно поиграть эту часть дуэтом учитель-ученик. Короче ,просто наглядный пример для объяснения полифонии.
Слон большой и тяжелый и это надо передать при исполнении .

6 часть - Обезъяна. Такая вредная ,кривляющаяся обезьяна, которая не сидит на месте и норовит напакостить:) Там где нарисованы крестики вместо нот-это просто

удары большим пальцем по гитаре, передающие гримасы и ужимки маленькой проказницы . Вообще образ обезьяны лучше передавать не слишком быстрым темпом ,а

четким исполнением штрихов: аккорды на 1 и 2 струнах -глушить,чтоб не звенели ,а секунды в 4 ,6 тактах и т.п сыграть с акцентом .

7 часть - Леопард . Самое быстрое животное. Тут действует принцип,чем быстрее, тем лучше. Работаем над пассажной техникой,над восходящим и нисходящим легато.

8 часть - Лебедь. Лирический центр. Очень изящная птица скользит по глади пруда, а по воде расходяться круги, на берегу ивы склонили свои длинные ветки в

воду. И все это медленно и печально...
Здесь придется поработать над легато и выразительнм ведением темы, в средней части -над тремоло ,а также следует обратить внимание на каденцию (ad libitum).
Там можно на время забыть о метрономе  и выпасть из ритма.

9 часть -  Белки. Ох уж эти белки! На самом деле они не сидят в клетке , а только нагло воруют еду у животных и выпрашивают угощения у детей. Но какой же

зоопарк без них! По началу можно испугаться этих терций где-то за 5 ладом или секвенций .Но посмотрите внимательно в табулатуру ,просто очень легко играть

,глядя на расположение пальцев левой руки. чаще всего 2 пальца на одном ладу ,на соседних струнах.В этой части табулатура может действительно помочь:)

10 часть - Катание на паровозике. Родители и не надейтесь проскочить катание на паровозе ! Все равно придется "раскошелиться"! Все мы любили в детстве

кататься на качелях.
Эта часть звукоизобразительна, "до" в басу изображает стук колес. В этой части предстоит работать над техникой большого пальца ,элементами аккордовой техники
( при исполнении кварт на 1 и 2 струнах).

PS Вся аппликатура указана,но можете изменять ее ,исходя их возможностей ваших учеников - 2 одинаковых рук не бывает! Кому-то этот вариант удобен-а другому

совершенно неприемлим. Темпы тоже могут варьироваться , исходя из технических возможностей.

p.s. Ссылка на ноты сюиты "Зоопарк".

Комментарии

--сообщение перенесено в блог пользователя--

Все очень красиво расписано, хоть самому сочиняй музыку на заданную тему :)
Кстати, один скрипач-вроде Дмитрий Ситковецкий, кузен некогда популярного в СССР гитариста Александра Ситковетского, создателя рок группы Автограф, давал мастер класс по интерпретации произведений, и предлагал ученикам брать готовую музыку, и попытаться на нее создать образы, то есть на основе готового произведения придумать либретто, эдакий обратный процесс. А потом исполнять музыку по своему собственному либретто...ну, объяснил я это криво, у Ситковецкого получалось лучше. Один только вопрос-а где же ноты? Хотя бы пробная версия, или ссылка. Тема зоопарка интересная, многим может пригодиться. Может быть все таки подкинешь ссылочку?

 

Вообще ноты в разделе Ноты (см. Ноты) уже были. Но я на всякий случай добавила их еще раз-может и впрямь их там не было:)
Теперь там Сюита Зоопарк и Сюита "Зоопарк" - богатый выбор , не так ли ?

Но если у кого их не видно , то они есть на моем сайте, для простого скачивания.

PS Почему-то все записи на этот сайт не прикрепляются с первой попытки, поэтому у меня везде вместо темы пробел - загрузка начинается только с 5 попытки уже как комментарий. Ау, Admin , помогите советом ,в чем проблема ?

http://www.queenguitar.by/content/cyuita-zoopark-0

Думаю вот так проще для пользователей :)

еще бы ссылку кликабельной сделать-цены бы не было :)
Админ...?

Я за него. Лёня, я Тебе уже писал, что ссылки доступны каждому зарегистрированному пользователю. Внизу этой формы нужно изменить формат ввода. Вверху появятся дополнительные кнопоки и одна из них - "Изменить/добавить ссылку". Выделяешь любое слово, нажимаешь на кнопку сделать сылкой, в форме вставляешь адрес, жмешь сохранить и дело в шляпе. Видимо, придется делать совсем не гитарное объясняющее видео.

Смотри пример. 

p.s. по поводу неоткрывания нот - все ноты доступны на сайте ТОЛЬКО зарегистрированным пользователям!

Сложный процесс ввода. А можно как нибудь упростить, чтобы скажем-зарегестрированные пользователи просто в тексте вставляли ссылку начинающуюся с хытытыпы, и она высвечивалась кликабельным текстом? Или це против спаммеров?
По поводу нотного раздела я в курсе. просто я думал-уж ежели делать подробное описание сюиты, то неплохо бы снизу и ссылку прикрепить, дабы посетители не лазили из раздела в раздел, а имели возможность одним щелчком мыши перейти к нотам. но это скорее пожелание к автору блога ;) Значительно упрощает процесс, на мой взгляд