Юридическое просвещение студентов музыкальных ВУЗов.

Часто приходится сталкиваться со следующей позицией "Музыканты люди бедные" , "Денег на развитие культуры в стране нет" , "Оплата концертов и записей на радио мизерная". Что же на самом деле стоит за всей этой "бедностью" в музыке и откуда она берется? 

На мой взгляд на территории всего бывшего союза музыканты как старшего поколения, так и младшего очень слабо себе представляют, что же такое законы об охране авторских прав и как оно должно работать на практике. Такое ощущение , что учебные заведения намеренно не ставят целью юридическое просвещение  студентов в музыкальной сфере. И это дает возможность обирать музыкантов, композиторов и исполнителей по полной программе. Несогласных при случае можно припугнуть различными и способами и все будет течь как и раньше. Теперь ближе к жизни и реальным ситуациям.

Молодые люди приходят учиться в музыкальные училища и вузы. Там готовят дипломированных специалистов в сфере музыке. По идее неплохо было бы студентам объяснять основы законов в музыкальной сфере. Ведь так или иначе в будущем молодые люди выйдут на сцену , будут коммерчески исполнять различную музыку , записывать диски. И по идее неплохо бы в вузе и училищах рассказать о финансировании в музыке (а финансы берутся именно от соблюдени всех прав авторов и исполнителей  -а то музыкальное образование существующее в современном виде формирует бескорыстных альтруистов в музыке направо и налево нарушающих все авторские права в музыке по безграмотности в юридической сфере). Выходит замкнутый круг -музыканты много работают, им мало платят и у них нет времени просто взять и задуматься что же стоит за их низкими гонорарами. А нет времени задуматься потому - что зарплата так и расчитана "на рабский низкооплачиваемый труд музыкантов" и формирования такого "бедного" образа жизни музыкантов у которого попросту нет ни сил, ни времени на трезвую оценку ситуации с оплатой.  

Мы в годы обучения в музыкальном училище были пущены несколько на самотек в вопросе с авторскими правами.Педагог разрешал брать и играть любую музыку везде , он почти не вмешивался в процесс обучения. Насколько я понимаю вопрос авторских прав, то в учебных концертах(в стенах учебных заведений на экзаменах) может звучать любая музыка, а вот если сценическиое действо перетекает в кафе , ресторан или концертный зал - там несколько иные правила.Скажем не совсем верным будет исполнение произведений и ныне живых авторов без их согласия , скромно умолчу вообще про какие-либо авторские отчисления.Так в далекие годы моего обучения очень популярными были пьеса вариации Штефана Рака "Соблазн возрождения", вариации "Сакура" , которые народ играл много, часто и практически везде.

 Загадочной остается ситуация и с музыкой ряда авторов , правами на коих очевидно обладают наследники. Для гитаристов скажем это  Вила-Лобос, Барриос и ряд других так часто играемых во всех концертах.В годы моего обучения почему-то никто и не особо задумывался о том , что исполнение этих авторы, запись на диски и т.д еще предполагают какие-либо контакты с наследниками и отчисления в их фонд.

Нас не учили даже задумываться о вопросе каких-либо прав , таким образом просто говоря учили "воровать музыку" как бы странно это не звучало .Причем учили красть музыку прям в стенах и с подачи учебных заведений. Ну хотя я может слишком резко излагаю свои мысли, вернее будет сказать не учили задумываться о механизмах финансирования и авторских прав. Лично я закон об авторских правах нашла в интернете и смогла почитать на английском (который у меня очень далек от совершенства) и в интернете ближе к 2010 году , когда мое образование было  уже в прошлом. Закон был американский , а не белорусский. 

Но все ж с чего все начиналось в 80-90 годы ? 

В начале изучения пьесы надо было найти НОТЫ пьесы. В нотных магазиных города нот не продается-ситуация из 90 годов. Ну уж не знаю почему печатная промышленность не озадачивается вопросом печатанием Вила-Лобоса (обязательно изучаемого  в вузах- этюды для техзачетов в частности являются обязательными компонетами музыкального образования).В библиотеке разрешают взять ненадолго ноты или о боже!(отпечатать их копии же тут же на принтере). А то и попросту ноты (уже 150 ксерокопия в ряд или фотокопия плохого качества с оригинала выдается на руки педагогом на пару дней для того, чтоб отпечатать ноты и по ним играть.Выглядит сие вроде как безобидно - НО и как-то не совсем верно.

А между тем студенту не остается выбора ибо не нарушив закон об авторских правах ты не сможешь учиться - учебные программы требуют и современные пьесы ,и те же этюды Вила-Лобоса .Ситуация 1 - в магазине нот не было (и интернета тогда тож не было-речь про 90 годы) ,2 -библиотека выдает сборники да и то на очень ограниченное время, 3 -педагоги считают в порядке вещей дать студентам сделать копию пьесы и ныне живущего автора со 100 копии в ужасном качестве где и все значки не разобрать. И педагоги вполне себе прививают мысль о нормальности ситуации с копированием нот живых авторов на ксероксе ...а ведь и впрямь больше ноты иначе никак не достать было :( и играть по сути почти ничего не оставалось.

Но вот кому  в данном случае выгодна такая сюрреалистическая ситуация была? Кому выгоден хаос и правовая безграмотность будущих музыкантов? Студентам и педагогам один дискомфорт , магазину явное отсуствие прибыли , авторам и наследниками вообще ничего кроме популяризации имени автора в лучшем случае .Хотя по идее есть министерство культуры и печати , которые по идее и должны бы озадачиваться наличием присутствия хотя бы Вила -Лобоса в магазинах.

Кому-то ВЫГОДНА юридическая безграмотность студентов! И как ни печально звучит в сразу в музыке учат воровать ноты и музыку, а потом повзрослев музыканты с удивлением обнаруживают , что все украдено неведомо кем еще до них и нигде в сфере музыкального образования денег НЕТ! А музыкантам платить никто не собирается ибо отсутствует элементарная культура в сфере музыкальной культуры. Все уже привыкли всеми произведениями пользоваться на халяву.

А казалось бы что проще .Наладить выпуск нот , отрегулировать на уровне министерства юридические вопросы с исполнением Рака, Вила-Лобоса и ряда современных авторов в концертах и на записях (дисках) и учить с самых ранних лет не быть крутыми вируозами, а быть просто адекватными людьми  ценящими чужой труд.

И выходит замкнутый круг .Автор пишет , но все сразу же копируется и расходится безо всяких выплат (кроме оплаты услуг ксерокса) . Музыка авторов звучит со всех дисков , не всегда я думаю авторы вообще в курсе о существовании каких-либо записей их пьес. Концертные гонорары минимальны -а по сути в концерте звучат пьесы разученные по "краденным" нотам ...ну и собственно откуда возьмуться деньги в сфере классической музыки если никто не покупает издательские ноты или не платит авторам за использование музыки. Да и вообще просто учат воровать музыку прям в стенах учебных заведений ...И все это пошло еще с далеких советские временем , когда все входило  в рамки понятия "все кругом колхозное-все кругом мое" - так и тянется и по сей день .

Или другая ситуация , когда в 2004 году мы в ансамбле записали на белорусском радио пьесы одного современного белорусского композитора.А радио потом крутит эту музыку в эфире ничего не спрося у исполнителей, а про финансы и вовсе скромно умолчу.Хотя аудиозапись на госрадио является очевидно государственной собственностью, которую можно крутить в эфире в любое время ...тут даже и не знаю.

А кроме того мощный отпечаток на советскую культура наложила сталинская эпоха и репрессии. Существовали авторы репрессированные или "неверно-идеологические" имена которых попросту были заменены общим названием -народная фольклорная песня. Примеры, "Купалинка" Теравского , "Бывайце здаровы, жывице багата" .В одном случае автор был репрессирован, а другом случае он был церковнослужителем ...что привело в советские времена к обезличиванию песни и причислению к фольклору и забвению имени автора.По истечению 75 лет имена авторов вернулись - а деньги? ...Хотя данные песни может и впрямь фольклор? Это тут случай когда меня до сих пор не покидают сомнения. Одним словом ситуация с авторскими правами где-то на уровне Средневековья и это отсутствие нормального финансирования от соблюдения авторских прав сказывается негативно и не дает разиваться музыке. 

Теперь далеко неполный список авторов, так часто везде исполняемых и копируемых самым "бандитским" образом в 90 годы

- Э.Вила-Лобос

- Л.Брауэр 

- А.Барриос

- Ш.Рак

- А.Пьяццолла 

 

Комментарии

Ну вот хорошая тема, отлично, спасибо, Ксю! А, к сожалению, никаких специальных выводов?. или, классика -  что делать, кто виноват? 

Не соглашусь с тем, что зарплата музыканта держится на автосрких отчислениях.

Кроме того, система заграничного авторского права тоже не совершенна, ограничивая исполнителей в некоторой пропаганде музыки композиторов. Может быть некоторые композиторы и хотели бы, чтобы их музыка звучала больше, а вот же, якобы, нельзя публично без кучи согласий. Притом, если исполнитель далек от темы оплаты авторских, то это не значит, что он был бы против оплаты. С другой стороны, как известно, незнание закона...

Ну и что же теперь делать? Не играть?

У нас в принципе другая система.

А оплата музыкантам исполнителям, если помните, идет не с кармана композитора и организаций, отвечающих за якобы защиту прав (последняя, кстати, тоже требует финансирования). Оплата идет из кармана посетителей концертов или заказчиков концертов. На государственном уровне - из казны государства. 

Кстати сказать, организация GEMA в Германии, занимающаяся вопросами урегулирования авторских прав, является вовсе не государственным учреждением, а частным. 

И что же теперь. Не играть?

У нас просто нет механизма урегулирования авторских прав подобного западноевропейскому. Вот и все.

В Африке по описанному в блоге определению, можно сказать просто все воры. Видимо, есть другие тонкие грани. И все не так просто, Ксю.

Спасибо за пост.