Стих об истории обретения звукоряда (№ 2)

О гамме
(Для сведущих в сольфеджио)

Предисловие:

Однажды ветры пели переливом
По срезам тростников, среди болот,
И древний человек, в усердии великом,
Стал дуть в тростник, и первый звук извлёк.

Подул иначе – звуки шли иные,
Так первый звукоряд он в дудочке открыл,
И, с пением его соединив, отныне,
Он музыке начало положил.

История звукоряда:

Природный звукоряд, как дар богов,
Прельстил людей, и … тут же, не устроил!
Едва приняв его, без лишних слов,
Наш предок звуки в этом ряде перестроил.

Трезвучие пленило красотой своей,
А королева квинта – чистотою,
Слуга искуса, древний человек,
Стал править божий дар своей рукою.

Вперёд всего, в свою октаву он
Вписал ещё одно трезвучное творенье,
Он «ля» и «фа» коварно подменил,
А звук восьмой убрал, для слуха утешенья.

Подмены той, не приписав себе,
Богам он творчество своё в заслугу ставил,
Мол, Аполлон нам лиру подарил,
А Дионис нам дудки-авлосы оставил.

Великий Пифагор, мудрейший из людей,
Решил поверить алгеброй ряды гармоний,
Делил он квинтой звук струны своей
И новый звукоряд напифагорил!

А после было много мудрецов,
Кто, правив строй, гармонию искали,
Но вечно, среди струн и среди нот
Лукавый «волк» свои зубища скалил!

То комма пифагорова была –
Противоречие акустики и слуха,
И что бы нам природа ни дала,
Нам всё не то, всё где-то режет ухо!

Быть может, в слухе человека есть изъян –
Не соответствуем законам мы Природы?
А может все мы помним идеал,
Эдема гимны, где нет волчьей коммы?

Но музыка и математика близки:
С одною буквы начались, но с разной рифмой:
Размазаны по гамме всей волки
Изящными рядами логарифмов!

Отвергнув чистоту и святость квинты,
Веркмейстер новый строй из гаммы сотворил:
Цинично боги с Пифагором биты -
Он комму на все звуки поделил!

Вам новый строй назвать? Язык сломаешь:
Двенадцатиступенный РТС,
Он победил, хоть копья поломали,
В его удобстве главный интерес.

Тональности теперь всегда покорны,
Великий Бах прославил в нём орган,
В наушниках идут, под хруст попкорна,
Подростки, доверяясь плеерам.

Историю строёв не учат в школе,
Ни в музыкальной, и ни в ЗПР,
А очень жаль, ведь интерес ребёнка
Мог подогреть из древности пример!

Руками в школе изготовить дудки
И в натуральном строе поиграть,
Познать на слух теорию муз.науки –
Об этом можно лишь пока мечтать!

Пройти немножко путь тропою древних,
Чтоб удивиться чуду во плоти,
Как овладев невидимой материей,
Мы Музыку навеки обрели!

Евгений Суслов 26.03.2017