Портативный тюнер – надежный помощник для настройки гитары

  Среди современных методов настройки гитары для тех, у кого не идеальный слух, пользуются популярностью в первую очередь компьютерные программы. Но более удобным инструментом для точной настройки рядом и вдали от ПК становится тюнер – портативное, удобное и современное устройство. Этот прибор позволяет настроить музыкальный инструмент на даче, на пикнике, в походе – в любом месте. Общий принцип действия такой: устройство анализирует воспроизводимый струной звук, показывает частоту его звучания и, самое главное – стоит натягивать или отпускать струну.

  Среднестатистический музыкант может комфортно использовать недорогой тюнер – его стоимость примерно 25-50 у.е. Для новичка-гитариста такой прибор будет верным и грамотным помощником на пути освоения инструмента. Как же выбрать модель тюнера для гитары? Изначально запомните, что цена не всегда является идентификатором точности настройки – на стоимости чаще всего сказываются все функциональные возможности устройства.

  Итак, главная функция портативного тюнера – точность показаний. Первая струна звучит на частоте 329,65 Гц, но добиться идеального значения практически невозможно. Помните, что на частоте 328-330 Гц звук первой струны будет ровным. Для недорогих инструментов и непрофессиональных музыкантов этот показатель является практически безупречным – и любая модель тюнера для гитары известной фирмы обеспечит вам такую точность.

  Часто на стоимость влияет экран – естественно, что приборы с ЖК-дисплеями будут иметь стоимость на порядок выше, чем модели со световыми индикаторами. При настройке гитары по тюнеру с дисплеем мы стараемся добиться того, чтобы стрелка на экране оказалась в центральном положении. В зависимости от наклона влево или вправо мы отпускаем или натягиваем струну.

  Портативные тюнеры со шкалой световых индикаторов также показывают точность звучания, но определять ее приходится по "бегающему" свету. Правильная настройка струны в таком случае – это сияние центрального индикатора, имеющего отличающийся от остальных цвет. Отскок огонька в разные направления дает нам указание: необходимо ослабевать или производить натяжение.

  Оба типа тюнеров для гитары выполняют одинаковые задачи – решение о покупке модели зависит от самого музыканта. Новичку идеально подойдет стандартный тюнер, в котором запрограммировано 6 частот (для 6-струнной гитары). Эти тюнеры не смогут настроить любую ноту – лишь те, которые соответствуют струнам. Но если в ваши планы не входит играть на других инструментах, то такой вариант вполне целесообразен исходя из его доступной стоимости. Для настройки разных инструментов приобретаются универсальные модели хроматических тюнеров.

  Начинающему гитаристу и выбрать, и настроить инструмент – задача нелегкая, поэтому лучше обращаться к помощи более опытных единомышленников. Но обойтись без помощников в настройке гитары вполне возможно – благодаря современным технологиям.

Комментарии

Буков много, информации мало, вполне можно было заменить двумя словами-тюнеры есть.
Для начала анекдот.
-Грешна ли ты, дочь моя?
-Грешна, батюшка.
-Сколько раз грешна?
- Один раз, батюшка
-Ну, ступай, прочти пять раз "Отче наш", и иди с богом

-Грешна ли ты, дочь моя?
-Грешна, батюшка.
-Сколько раз грешна?
- Два раза, батюшка
-Ну, ступай, прочти десять раз "Отче наш", и не греши более

 

-Грешна ли ты, дочь моя?
-Грешна, батюшка.
-Сколько раз?
- Три с половиной, батюшка
-Ну, ступай и догреши, дочь моя, не силен я в дробях

Это очень позновательно, что нота ми имеет частоту 329,65 Гц, но с какого перепугу вдруг невозможно добиться такого идеального значения? и что такое ровное звучание на 328-330 Гц? В современных тюнерах стоят чипы, погрешность которых в работе может составлять...ну примерно 0,0000000015 процентов от номинала. Добиться идеальной точности-это не проблема, тем более электронике пофигу, целое ли это значение, или дробное. Хорошая электроника держит хорошо любой номинал, плохая может косить и на целых числах.
Современные тюнеры зачастую снабжены ЖК дисплеем, тюнеры на светодиодах постепенно уходят в прошлое, а их более низкая цена-это просто непривлекательность товара на рынке.
Чисто гитарные тюнеры-это которые показывают исключительно значение открытых струн-крайне непрактичны. По крайней мере те, которые встречались мне. Бывает-новые струны растянулись, за ночь спустились на один тон-и вот тут начинается проблема-гитарный тюнер просто теряется, поскольку он должен видеть ту самую частоту открытой струны, а ее нет. Область применения крайне узкая, в работе прибор неудобен, а стоит зачастую ненамного дешевле хроматического, поэтому я не вижу практического смысла брать чисто гитарный тюнер, а тем более новичку, который случайно выкрутил струну не в ту сторону, а потом не может настроить ее обратно, поскольку его прибор не реагирует, пока не появится нота, хоть сколько нибудь напоминающая открытую струну.
Помимо функциональности тюнеры отличаются конструктивными особенностями.
Чаще всего у новичков можно встретить тюнеры в виде прямоугольной коробочки с экраном. Звук гитары воспринимается встроенным микрофоном. Недостаток такого тюнера-это реагирование на посторонние шумы. Недавно появились тюнеры-прищепки. Они цепляются на головку грифа гитары. Особенность таких тюнеров-в них встроен вибросенсор, который улавливает колебания дерева, посторонние же шумы его никак не сбивают, незаменимая вещь в оркестрах, когда надо быстро настроиться, а вокруг шумят еще сто человек. Кстати стоят они тоже недорого, а точность их работы поражает.

Ну и конечно же, для электрогитаристов есть тоже свои тюнеры. Инструменты подключаются к ним проводом, зачастую у таких тюнеров есть вход и выход, чтобы можно было не дергая провода по быстрому подстроить инструмент на сцене. С виду они напоминают либо 19 дюймовые плоские приборы с большой шкалой, либо напольный прибор, выполненный как педаль эффекта.  Первые используются в так называемых рэках. Кто ввел стандарт 19 дюймов-неизвестно, однако производители электронных приборов для обработки звука стараются придерживаться этого стандарта. Такие приборы легко уместить в специально приспособленной для этого металлической этажерке, заранее подключив как хочется, после чего можно таскать по гастролям заранее подключенную этажерку с приборами, которую ласково называют рэк. Ну и производители тюнеров тоже не ударили в грязь лицом, выпустив громоздкий 19 дюймовый тюнер, стоимостью в несколько сотен долларов. На некоторых форумах утверждают, что точность рэковых тюнеров просто сногсшибательная, отсюда и цена, и ни один другой прибор им даже в подметки не годится. Увы-это далеко не так.
Прибор, выполненный в виде педали может легко уместиться среди других гитарных напольных эффектов. Зачастую он отключает звук во время настроийки гитары. Особой популярностью пользуются приборы, имеющие так называемый true bypass, то есть при отключении прибора сигнал проходит напрямую к выходу, минуя электронные цепи, которые могут вносить искажения, пусть даже незначительные. Нередко тюнеры встроены в гитарные процессоры как дополнительная функция.
Конечно, нередко встречаются приборы, которые помимо тюнера имеют еще встроенный метроном, камертон, зажигалку, открывалку для пива, зубную щетку, пасатижи, зубочистку и складной нож, тут уж дело вкуса-кому что в приборе надо. Но вот одна весьма неплохая функция крайне желательна-это калибровка.
Стандарт ля в 440 герц был введен не так уж давно, с исторической точки зрения. Еще лет 200 назад в Австрии за эталон ля использовали камертон в 438 герц, а во Франции в 450, а до этого где то в Европе 430. Тут я с датами могу ошибиться, да и с географией, лучше сверить такие данные с Википедией, в которую я давно не заглядывал, но тут главное понимание того, что далеко не всегда встречается один эталон настойки. Мне уже довелось играть с деревянными флейтами, которые были настроены под 430 герц, да и инструмент был далеко не перестраиваемый-как выпилили, так и звучит. А во многих заведениях стоят рояли, настроенные под 442 или 443 герца-просто пошла в последнее время мода слегка перетягивать струны, вроде как тогда звук будет более хрустальный. И вот тогда очень помогает функция калибровки, когда ты можешь задать опорную частоту ноты ля. Обычно диапазон калибровки составляет от 430 до 450 герц.
Ну и напоследок-на заметку новичкам. Бывает, дернешь первую струну, а тюнер вдруг показывает ноту ля. У новичков начинается паника. Ничего страшного-просто нота ля-это один из обертонов ноты ми. Может у вас тюнер-прищепка не совсем плотно прикреплен к гитаре, так что тюнер просто пропустил основной звук, либо-более частый вариант-вместе с певрой струной начинает резонировать пятая. Ну что ж, значит у вас хороший инструмент, ибо ля-это один из обертонов ноты ми, и в вашем случае он был настолько четкий, что привел ноту ля в резонанс-то есть пятую открытую струну. В этом случае лучше приглушить остальные струны, чтобы они не мешали тюнеру.
Ну и электро, бас и вестерн гитаристам на заметку-возможно и классикам подойдет. Явление достаточно частое-после щипка струна слегка вытягивается и первые доли секунды высит. На слух может и незаметно, а тюнер зафиксирует неточность, неопытный гитарист попытается подстроить, ориентируясь на показания тюнера, а в результате он удивится, что результат настройки весьма странный, после чего он забросит тюнер в дальний угол, заверяя, что его прибор очень кривой и неточный. Дело не в приборе, а в понимании процесса. Нужно всего лишь ориентироваться на показания не в момент щипка, а лишь секунду спустя, либо настраивать гитару не по открытым струнам, а по флажолетам на 12 ладу.

А вот есть еще один подводный камень при настройке гитары с помощью тюнера. да и при настройке классической гитары вообще. Это когда все струны ( каждая струна по отдельности настроены очень точно -(вроде бы) и дают нужное и точное количество герцов .а при попытки сыграть банальный ля или ми минор звучит какой-то "нестроевич". Тут надо просто ушами слышать и слушать -а не пытаться полностью довериться тюнеру. Можно проверить как строит гитара по 5 ладу (и по 4 ладу -3 струна -нота си). Надо проверить как струны строят между собой -а не только по герцам -как они звучат в аккорде. Еще один момент-некоторые гитары при хорошем строе открытой 3 струны звучат "неточно настроенными " при исполнении ноты ми скажем на 3 струне(на 9 ладу). Если в произведении используется как раз 3 струна  на 9-12 ладах-имеет смысл при  настройке больше ориентироваться на настройку ми на 9 ладу 3 струны под открытую 1 струну.  Вообще все гитары имеют свои особенности при настройке-так что изучайте слушайте и любите свою гитару -и она всегда будет хорошо строить.

Тот момент .что гитаристы сами настраивают свои инструменты (скажем в отличии от пианистов) ставит их в особенное положение. Строй инструмента определенно характеризует каждого гитариста как музыканта-добавляет ему плюсов или минусов при исполнении:) Так что будьте бдительны!

Ну тут уже дело добротности инструмента и пригодности конкретных струн к конктретной модели гитары. Бывало-приходилось и пальцем слегка подтягивать, когда строй был идеальный на каком то определенном участке грифа, а играть надо было на всей его длине. Да и вообще-тюнер тюнером, но и представление о том, что происходит с инструментом иметь не мешало бы