Открытый урок.

  Всем гитаристам хорошо знаком Этюд № 5  М. Джулиани «Ручеёк». И нет ни одного добившегося мало-мальских успехов исполнителя, который бы обо- шёл его стороной (во всяком случае я таких не знаю). Этюд очень полезен т.к. написан для отработки одного из основных приёмов игры на гитаре – арпеджио.

На нём очень хорошо разыграться, чтобы согреть пальцы и почувствовать инструмент. И, как сказал мой один знакомый гитарист-любитель: «Ручеёк – это подарок от Мауро Джулиани всем гитаристам всех времён и народов».

    Он полезен ещё и тем, что, играя, казалось бы, однообразное арпеджио, нужно суметь выделить то нижний, то верхний голос, а то  и, ничего не выделяя, с одинаковой силой играть всеми пальцами словно мелодия заблудилась и не знает куда ей вырваться: на 1-ю  струну или остаться на 4-ой (это можно наблюдать в 7 – 10 тактах). Ну а с первого по шестой она откровенно проходит в среднем голосе по 4-ой струне. После уже описанных 7 –10 тактов в музыкальном предложении с 11 по 14 такты мелодия всё же вырывается  в верхний голос. Но чтобы никого не напугать и дать мелодии окрепнуть нужно это сделать очень осторожно, т.е. начать фразу, естественно, piano и сделать crescendo лишь к третьей четверти предложения.

       Мелодия верхнего голоса 15 –16 тактов  затем без всяких изменений в 17 –18 –м  звучит на две октавы ниже, т.е. снова уходит в нижний голос.

       Но, ради бога, не принимайте за догму все мои измышления по поводу исполнения этого этюда. Существуют и другие мнения, и т.к. они исходят от уважаемых людей, то и относиться к ним нужно с должным почтением. Во всяком случае, когда я со своими учениками обсуждаю присутствие мелодии в данном произведении, то не навязываю своё мнение, а рассказываю о всех вариантах, которые предлагают мои коллеги. А уж как играть пусть ученики решают сами. Хоть в этом вопросе я не хочу чувствовать себя консерватором и приверженцем домостроя. Пожалуйста, играйте как хотите…

   С очень интересной позиции рассмотрел этот шедевр М. Джулиани солист Одесской филармонии, автор Школы игры фламенко Анатолий Шевченко. Он оттолкнулся от того, что Этюд записан секстолями (т.е. вместо положенных четырёх шестнадцатых на одну четверть приходится шесть).  В каком-то из учебников по теории музыки Анатолий Антонович почерпнул информацию, что в группе «секстоль» нужно выделять 1, 3 и 5 доли. А это значит. Что с первого же такта надо с особой любовью давить на 6-ю струну и с какой-то душевной теплотой выделять из арпеджио всё, что звучит на 2-ой струне. Я вам не скажу за всю Одессу, но А.А. Шевченко и все его ученики весь этюд от первого до последнего такта играют именно с такими вот выделениями, т.е. акцентами…

      Своё особое видение было на этот счёт и у патриарха нашей профессиональной белорусской гитарной школы Николая Петровича Кошелева (именем которого назван наш клуб гитаристов).  Он говорил, что если есть у композиторов такой приём изложения музыкального материала как basso-ostinato, то почему бы гитаристам не использовать приём ostinato верхнего голоса, и что М. Джулиани в своём подарке для гитаристов именно это и продемонстрировал с любовью к открытой первой струне, которую, по мнению Николая Петровича, в арпеджио пальцем «а» необходимо играть приёмом апояндо, чтобы она была поярче и поостинатнее.

  Небывалый пример коммуникабельности (дабы не обидеть своих вышеперечисленных коллег) и демократичности ко всем мнениям насчёт «Ручейка» продемонстрировал преподаватель Минского музыкального училища Владимир Белышев. В освоении этюда он пошёл дальше А.А. Шевченко и Н.П. Кошелева. Своим студентам (когда я и был таковым) Владимир Анатольевич предлагал играть как упражнение на различные виды техники исполнения арпеджио. Один раз сыграть, акцентируя 1-ю струну; второй раз – 2-ю; третий раз – 3-ю, и т.д. на сколько хватит струн и фантазии…  И     М.Джулиани не обидится, и для технического прогресса на пути освоения инструмента будет польза.

     Так что дерзайте, эксперементируйте, предлагайте свои варианты, а мы их обязательно рассмотрим.