Минские каникулы, "Три поросенка" и "Как нарисовать музыку"...

 Пользуясь свободными минутами, решила рассказать народу о своих летних каникулах, поездке в Минск, "Трех поросятах" , о том как нарисовать музыку для юных гитаристов и о тех изменениях в белорусской столичной  жизни, которые я отметила для себя. Июль и август я провела в Минске. Там я не была ровно 2 года. Что-то осталось прежним, а некоторые "новые" явления меня удивили и поразили .А теперь по порядку...

 Моя поездка попала на те месяцы, когда все музыкальные, концертные залы закрыты, а музыканты - кто на гастролях по заграницам, кто просто отдыхает.  Филармония и камерный зал закрыты, клуб гитаристов тоже. Так что разочарую тех , кто ждет рецензии на прослушанно-увиденные концерты:) Удалось разве что посетить цирк  и оперный театр (детские представления). Кто читал мой мой блог раньше, догадается почему.

                                                                   ЦИРК. 

 Цирк меня поразил навороченной разборной сценой. Арена в антракте уезжает на глубину 5 этажей вниз и откуда-то из недр земли выезжает арена с другим  покрытием . Всего их 5 арен с разными типами покрытия (для слонов -мягкое покрытие, подсвеченный пластиковый пол для танцевальных номеров и др.)  Если кому доведется бывать в минском цирке не спешите в буфет - лучше посмотрите на смену арены в антракте:) 

 В начале и завершении представления выступала рок-группа . Им поставили номера в начале и конце каждого отделения, нашили ярких костюмов , выдали не самые плохие инструменты (хотя все ж играла фонограмма по-моему), одели кеды - и на этом весь рок и завершился. Сама музыка-так просто что-то эстрадное, а рок там ...еще поискать надо. Ну ладно - это сценарий и у артистов работа такая -короче не будем сильно критиковать.

 Само представление интересное и остросюжетное - метатель ножей и канатоходцы без страховки заставили меня как-то даже замереть в ожидании , когда ж это закончится. Вот все думаю, не слишком ли это остросюжетно для детей? Хотя в детстве как-то все по другому воспринимаешь. Как-то не думаешь , что нож может полететь не туда или человек может свалиться из-под купола цирк.     

                                                            ОПЕРНЫЙ ТЕАТР.

  Безумно люблю наш оперный театр. Мастерство исполнителей - вокалистов , музыкантов , участников балетной труппы всегда у меня вызывает чувство гордости. Если представить какая у них зарплата и какие шедевры идут в театре - это просто невероятно. В театре обычно раскупленны почти все билеты и полон зал.Сам театр после ремонта очень красиво выглядит. На фоне закрывшейся из-за банкротства Нью-Йоркской Оперы - наш театр выглядит вообще сказочно. И очень приятно внимание публики к представлениям, идущим в театре.

 Меня удивила реакция моих детей на "Щелкунчика" (балет). Дочка смотрела с интересом - она постарше и ей было действителньо интересно, а вот младший братик 6 лет -вел себя "как настоящий мужчина"- он проспал все 2 отделение, но когда надо было хлопать -просыпался хлопал и отрубался дальше спать. Вся неловкость этого было в том , что сидели на первом ряду и как-то перед артистами неудобно было:)

                                                            НОЧНЫЕ КЛУБЫ.

Ночных клубов и казино нынче в Минске открылось превеликое множество. Я так полагаю, что по их количествумы уже обогнали Лас-Вегас. Сразу мне вспомнился подкаст с Германом Никончуком. Размышления на тему, какую музыку исполнять гитаристам в таких заведениях. Ну уж верно Бахом и Джулиани там народ не прельститься. Если оставить за кадром размышления о моральных ценностях в подобных заведениях, то для гитаристов по сути золотое дно - если умеешь играть легкую эстрадную музыку и можешь импровизировать -то уж в Минске с голоду не пропадешь. Работа ,конечно, имеет ряд особенностей -играть по ночам и , как было раньше говоренно на сайте "не совсем достойную музыку" но за деньги:) Только после получения классического гитарного образования как-то академия музыки - умеет ли человек импровизировать и играть музыку такого плана -вот в чем вопрос? И все ж количество просто поражает воображение - что - то около 50 казино и ночных клубов в одном только Минске- да столько и гитаристов то в Беларуси не наберется:) Также вспомнились слова Никончука, о том что учиться играть музыку (для ночных клубов- импровизационную легкую и развлекательную)- негде.  Вообще, конечно, классическое гитарное образование делает акценты совсем на иных моментах исполнительского мастерства -пожалуй , менее востребованных во всяких развлекательных заведениях.

                                                       МУЗЫКАЛЬНЫЕ МАГАЗИНЫ.

 Город Минск совсем не маленький -около миллиона населения . А вот магазинов мне удалось обнаружить совсем мало - один! В старые добрые времена было как минимум 2 магазина с инструментами "НОты" и "Музыка". Они теперь закрылись .В тех магазинах ассортимент состоял их балалаек и эспандерных гитар- так что гордиться там было особенно нечем.

 Но открылся "Салон музыкальных инструментов" на площади Победы. Вот это просто сказка . 4 торговых зала - они чуть  тесноваты-потому что сам салон переделали из старой сталинской квартиры на 1 этаже здания. В каждом зале свой товар - 1 гитары классические и акустические , 2- электрогитары и бас-гитары, 3 клавиши и фортепиано и 4 -зал ударные инструменты.  Мое внимание как всегда привлекли классические и акустические гитары. Цена 2 -2.5 миллиона белорусских рублей. Это около 200-250 долларов. Гитары хорошие для  своей цены. К чести этого салон там нет НИ ОДНОЙ! эспандерной гитары -потому что они не являются музыкальными инструментами:)   Зато я нашла маленькую детскую гитару Hofner вполне хорошую для начинающих - и это тоже прогресс.  В салоне работают приятные молодые люди -а не тети с бульдожьими лицами (хотя в Минске уже давно нормальные продавцы). Все инструменты можно потрогать и поиграть на них.

 Один только недочет - более дорогие инструменты купить негде-остается интернет и адреса мастеров или поездки в ближние страны за гитарой. Те инструменты что представлены в магазине хороши для музыкальной школы и первого курса училища. А дальше как всегда актуален вопрос -на чем играть? 

 Из нотных магазинов удалось обнаружить только один единственный на весь Минск - "Ноты Книги " по адресу проспект Победителей 51/1. Раньше их было несколько  -но со стабильных набором нот для гитары Кирьянов,Иванов -Крамской (самоучители и школы игры) . То есть несколько сборников регулярно издающихся десятилетиями. Зато единственный нотный магазин очень порадовал изобилием свежей печатной продукции для гитары .Это сборники Копенкова, Ветушки, Кузьмицкого и др. Ну наконец какие-то свежие не "запиленные" сборники и произведения . Искренне порадовалась такой свежей волне!  Теперь хочу подробнее рассказать о 2 новых сборниках , которые я приобрела себе для коллекции.

                                                    МИХАИЛ СЕДЕЛЬНИК  "ТРИ ПОРОСЕНКА".

 Сразу скажу, что речь пойдет не об африканской чуме свиней в Беларуси. Хотя тема была этим летом довольно актуальна в столице. А речь пойдет о молодом и талантливом гитаристе и композиторе из Гродно - Михаиле Седельнике. Он является лауреатом конкурсов "Реннесанс гитары" в Гомеле и конкураса им. М.Д.  Соколовского в Киеве. Также он является автором 2 сборников "Три поросенка" и "Желтый берег".

"Три поросенка" - это сюита для гитары или музыкальные иллюстрации к англ.народной сказке "Три поросенка".Уровень сложности - старшие классы ДМШ или 1-2 курсы училища. Музыка яркая и образная. Обещаю подробнее рассмотреть ее в отдельной теме своего блога.  Особенно радует цена -70 центов за сборник:) Из серии дешевле только даром. Кто увидит-покупайте -не пожалеете:)  Очень здорово ,что на белорусской земле продолжают появляться таланты. Вот у меня даже пожелание Рому -сделать подкаст с Михаилом Седельником. Может он даже  захочет какую-нибудь свою пьесу разместить специально  для этого сайта ?

Более подробно о сюите и ее авторе можно прочитать здесь 

http://queenguitar.by/content/tri-porosenka-i-ne-ochen-strashnyi-volk

                                                      ВЕРА ДОНСКИХ " Я рисую музыку".

 Замечательный сборник для самых юных гитаристов. В нем есть все что душа пожелает и стихи ,и черно-белые картинки , которые может раскрашивать юный гитарист по своему желанию. Есть партия ученика -очень легкая и понятная -ритм мелодии всегда подкреплен ритмом стихотворения и партия учителя , которая придает  настоящее богатое звучание самым простым песенкам. Соблюдены все педагогические принципы последовательного изложения материала , принцип от простого к  сложному, яркость красочность и наглядность- все это есть на 50 страницах сборника. У меня просто не хватает слов описать эту школу игры для самых маленьких, настолько она хороша!

 Сборник издан - издательство "Композитор.Санкт-Петербург" 2004 год

 Одно огорчает-скромность авторов-нигде нет никаких их интернет координатов :как-то электронные почтовые ящики или сайты , посвященные творчеству.

  Возвращаясь к теме магазина "Ноты Книги" -в нем есть обширный букинистический отдел . Можно купить подержанные ноты для самых разных инструментов. При всех  положительных моментах -очень жаль ,что нет свежеизданных нот ориентированных на учащихся муз училищ и академии музыки. Не издаются Бах, Джилиани ,Сор и др.  произведения, которые являются неотъемлимой частью обязательной музыкальной программы. Произведения для "продвинутых" гитаристов. Тут уж только нотная  городская библиотека или интернет поможет купить или скачать ноты классиков Баха, Джилиани, Сора, Мертца и др.

                                                                   НОТНЫЙ ШКАФ .

 По многочисленным просьбам моих родственников пришлось навести порядок в своем нотном шкафу, где на темных полках хранились годами мои ноты ,газеты, журналы  и прочая гитарная макулатура. Великие шедевры классики препятствовали хранению в шкафу огурцов и прочих разносолов. Это те сборники,что не удалось забрать  сюда с собой , но и выкинуть было жалко.  Честно говоря даже забавно было перелистывать ноты, которые были не то, что отксерены, а даже перефотографированы с каких-то еще более древних рукописных нот . Сразу вспомнилась нотная эпопея эпохи 80-90 годов когда ксероксов еще не было вообще. Все произведения переписывались вручную с еще более древних экземплярах. Про копирайты и авторские права как-то воообще вопрос ни у кого не возникал:) Потом народ стал фотографирофать ноты -а потом уже и ксероксы появились.

 Удалось раскопать ксерокопию сборника издания 1935 года! с переложениями Бетховена для 6 струнной гитары-каким ветром его занесло в мой шкаф не помню.  Качество такое -что легче досочинить ,чем увидеть-что там напечатано. Как в юмореске тут играем -там не играем -а тут стакан ставили-там колбаса на ноты упала...  

 Но среди этих нотных руин я нашла ряд своих статей в газете "Культура" 2003 -2004 годов. Эти статьи посвящены теперь уже известным белорусским исполнителям , а также фестивалю "Реннесанс гитары" в Гомеле. Если у администрации сайта не возникнет возражений я их помещу в раздел ноты, чтоб все желающие могли ознакомиться с богатым и героическим прошлым белорусской гитарной музыки. 

Вот такие неожиданные вещи попали в мое поле зрения в Минске...