Гитара лучшая часть моей жизни.

Долгое время я пребывал в уверенности, что уметь самому и учить других - это одно и то же. 
Ну вот умеешь ты играть на гитаре, значит и научить сможешь. Показал ученику как делаешь сам и он сидит репетирует, пока не получится так же. 
Поначалу в преподавании очень мешает иллюзия универсальности твоего личного опыта. Иногда можно увидеть на популярных сегодня мастер-классах такую вещь, когда прославленные гитаристы вместо того, чтобы разобраться в индивидуальных особенностях студента, меняют ему посадку, постановку рук, звукоизвлечение...и так вплоть до рекомендации своей формы заточки ногтей и гитары любимого мастера. Навязать студенту свою интерпретацию произведения также считается вполне нормальным. 
После подобного общения с мастерами кто-то из студентов уходил в запой, а кто-то добросовестно пытался влезть в шутовской наряд чужого опыта, но чаще получалось, разве что, напялить колпак с бубенцами...
Долгое время я был убежден, что можно научить только тому, что умеешь сам. Вот прошел ты путь по граблям, так проведи по нему и других, но убереги от ошибок. Разве не так должно быть? Круто же, если ученик все делает «правильно» под твоим чутким руководством? И потом, как можно научить тому, чего сам не умеешь? Опять заблуждение. «Чуткое руководство» на поверку оказывается банальным «делай как тебе Я сказал», или, как еще говорят, «задавить авторитетом». Без личных ошибок нет личного опыта. Ошибки и неудачи должны быть, это необходимое условие развития личности. Нужно позволять ученику ошибаться и поощрять стремление самостоятельно искать лучшие для себя варианты. 
Вот ученик одного не играющего преподавателя вдруг побеждает в GFA, а другие его ученики показывают стабильно высокий класс игры. 
Не секрет и то, что многим играющим тренерам нет дела до своих студентов и «норма» называться учеником прославленного гитариста, получая от него три-пять уроков за семестр. 
Исполнительство - враг преподавания. Есть в этих словах доля истины. 
Верно отчасти и обратное утверждение. Тяжело сосредоточиться на проблемах ученика, когда у тебя запланирована серия концертов и ты хочешь одного - отгородиться от всех и репетировать, репетировать, репетировать. 
Не представляю себе тренера детской футбольной команды, который после работы едет играть за сборную страны...

Сегодня я думаю, что игра на гитаре это удовольствие. Как бы я сам ни держал инструмент, ни извлекал звук и какую бы я музыку ни играл, я всегда получаю от своих занятий удовольствие. Мне это нравится. Игра увлекает, развлекает, гитара бросает вызов, ты хочешь покорить ее, порой забываешь обо всем на свете, репетируешь пока пальцы не запросят пощады. И ты счастлив. 

Именно этому и стараюсь научить. Играть для удовольствия, чтобы быть счастливым. Даю ученику посильные задания и красивую, интересную, вдохновляющую музыку. Да, я не дрессирую, не таскаю по конкурсам, не строю карьеру, равнодушен к званиям и признанию коллег. Мне достаточно видеть всегда живые глаза ученика и знать, что он тоже любит гитару и она станет лучшей частью его жизни. 

 

Комментарии

Если честно, я не ожидал такого проникновенного материала. Андрей, Вы затронули сразу столько тем и так ювелирно, литературно и вдохновенно. Во мне резонируют подобные размышления, контрастирующие с несущимися на всех парах мировыми трендами. И хотя тяжело оставаться белой вороной в стае чёрных ещё раз Вам большое спасибо за искренние мысли.