Играть наизусть или по нотам?

В итальянском городе Ливорно  в  1808 году во время концерта Никколо Паганини упали сразу две свечки с пюпитра, на котором располагались ноты.

Для большинства современных исполнителей подобный случай не вызвал бы переполох, но музыканты прошлых лет попали бы в затруднительное положение.

Общепринятое на сегодняшний день исполнение по памяти  вошло в моду только со времен Ференца Листа (1811-1886).

А это значит, что солисты того времени играли исключительно по нотам. Заучивать наизусть разрешалось только небольшие сложные фрагменты или места переворачивания страницы. Если во время исполнения музыкант отводил глаза от нот, то делались строгие замечания, такое поведение  могло быть наказано.

Немыслимым в 1861 году было выступление сэра Чарлза  Халле, который исполнил по памяти сонаты Бетховена. Музыканта сразу же обвинили в нескромности, а газета «Таймс» сказала о том, что этот исполнитель «искушает  самого Господа Бога».

Но постепенно, исполнение музыкальных произведений без опоры на нотный текс, все больше и больше  начинал  завоевывать себе право на жизнь. Музыканты-исполнители такое положение трактовали, как необходимость творческой свободы. Но, надо сказать, что нелегко давалась такая «творческая свобода»,  одни неудобства пришли на смену другим. Теперь, вместо раздвоенного внимания, музыканта ожидало устойчивое запоминание и текстуально-точное воспроизведение, что,  по мнению многих современных исполнителей, ограничивало  масштабы исполнительского репертуара. Но, не смотря на это, Роберт Шуман утверждал, что «аккорд, сыгранный как угодно свободно по нотам, и на половину не звучит так свободно, как сыгранный на память», пусть даже в таком случае, ни один музыкант не был застрахован от ошибок.

Некоторые исполнители старой школы, например,  Клара Шуман хоть и принимала новые веяния в мире исполнительского искусства, но, по словам очевидцев, пролила немало слез перед подготовкой к концертам.   Множество одаренных музыкантов оставляли  концертную деятельность, но находились и те, кто наперекор новым веяньям, продолжал ставить на пульт ноты.

Настоящий подвиг того времени совершали своей игрой наизусть такие выдающиеся музыканты, как  Антон Рубинштейн, который сыграл свои 7 исторических концертов без нот;  Ханс фон Бюлов, память которого позволяла играть немыслимые ранее без нот произведения.

Молодые исполнители, вслед  за выдающимися музыкантами, стали практиковать игру по памяти.  Выступления с целыми концертными программами, которые немыслимыми были для предшественников, на сегодняшний день воспринимаются как норма.

Но может ли хотя бы один гитарист сказать о том, что его память всегда работала безотказно, и произведения звучали без ошибок? Не ограничивает ли игра наизусть репертуар музыканта? На все эти вопросы лучше всего ответит сам исполнитель.

  Роберт Шуман и Клара Шуман.

 

 

Используемая литература:

  1. Маккиннон Л. Игра наизусть. – М.: Классика-XXI, 2004.
  2. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М.:  Музгиз, 1956.

Комментарии

Это интересно. Скажите мне, пожалуйста - где я могу найти больше информации по этому вопросу?