Ежедневные упражнения гитариста (продолжение)

Очень важно при игре этих упражнений соблюдать их последовательность, тайминг (время исполнения каждого упражнения). Также Вам понадобится терпение и регулярность в занятиях. Если Вы сможете превратить занятия с этими упражнениями в увлекательную игру, с постановкой цели на результат, то упражнения эти не станут никогда для Вас скучными и вскоре Вы сами почувствуете улучшение своей исполнительской техники (надо отметить - некоторых ее аспектов). 

Важным в игре является также подготовка пальцев как в левой так и в правой руках. Благодаря этому некоторые ноты могут звучать короче, чем они написаны в нотах. Пускай Вас это не смутит. Это допустимо.

В совокупности упражнения гитариста из первой части и указанные в этой статье занимают примерно 90 минут ежедневных занятий (расчитывайте свое время, оставляя запас сил на работу с произведениями). Упражнения, записанные в этой части статьи исполняются без перерыва вместе с упражнениями из первой части.

 

После игры арпеджио мы снова возвращаемся к одному из упражнений на легато для левой руки. Оно играется в течение 4-5 минут и повторяется с I по V лад. Обратие внимание на то, что упражнение это не нуждается в виртуозной игре. Напротив, оно тем эффективнее, чем стабильнее по темпу (темп умеренный) и качественне по звуку. Добивайтесь понятного звучания каждой ноты упражнения несмотря на кажущиеся неудобства, которые в процессе регулярных занятий обязательно отступят.

Упражнение на легато для левой руки гитариста

Дадим левой руке немного отдохнуть и в это время поиграем ещё один вариант простых арпеджио с неудобной аппликатурой. В этом неудобстве и скрыта польза упражнения. Преодолев трудности Ваши пальцы гораздо проще будут "находить" нужные струны во время игры неудобных мест в музыкальных произведениях. Каждый вариант арпеджио играется примерно около одной минуты, что в совокупности займет около 12 минут. Попробуйте также ставить пальцы на струны до извлечения звука (так называемая игра с подготовкой струн). При этом некоторые отдельные ноты могут звучать коротко (стаккато).

Учимся играть арпеджио на гитаре

Теперь, когда левая рука уже просто "просится" поиграть что-нибудь посложнее дадим ей такую возможность. Несколько упражнений на смену позиций с использованием различных комбинаций аппликатуры в левой руке. Как Вы скоро прочувствуете, нагрузка поочередно приходится на разные пальцы, что дает возможность "перевести дыхание" неиспользуемым в данный момент пальцам левой руки. В правой руке - свободное чередование любой пары пальцев или что-либо другое.

На все упражнения этой серии понадобится всего около 6 минут, это около 1 минуты на каждое. При этом рекомендуется повторить каждый такт около 4 раз. Повторив, поднимаемся выше по грифу доходя в конечном итоге примерно до IX позиции. Если успеваете, то попробуйте сыграть эти упражнения на всех струнах (в противном случае хотя бы только на первой).

Упражнения для гитариста на отработку скачков в левой руке

Переходим к одним из самых "кайфовых" упражнений. С одной стороны они сразу вообще могут "не поддаваться" начинающим исполнителям, с другой стороны - это чрезвычайно полезные упражнения на развитие координации пальцев левой руки. Сложность заключается в том, чтобы сыграть эти упражнения с выдержкой всех длительностей нот и французских лиг. Другими словами требуется добиться "чрезвычайного" легато. "Чрезвычайность" заключается также и в том, чтобы оставлять пальцы прижатыми на струнах уже отзвучавших нот. Попробуйте. Вам понравится.

Упражнения играются с I по VII позицию. Повторить каждое упражнение 3 раза. По времени каждому упражнению уделить около 1 минуты, что в итоге составит 6 минут.

http://youtu.be/RElf4UNbkCE

Координация левой руки гитариста

И, наконец, завершается цикл 90-минутных ежедневных упражнений в лучших спортивных традициях упражнениями на расслабление мышц. В нашем случае это несколько несложных арпеджио для правой руки, раскрашенных хроматическими терциями в левой. Терции в нотном примере даются отдельно от вариантов арпеджио. В игре арпеджио сконцентрируйтесь на экономных движениях (очень желательно с подготовкой струн). Подобные варианты арпеджио часто встречаются в классической гитарной музыке.

Уделите каждому упражнению около 1,5 минуты, что в итоге займет ещё 7-8 минут.

Вариант терций для левой руки при игре гитаристом арпеджио в правой

Простые гитарные арпеджио

На этом теоретическая часть данного комплекса упражнений может считаться оконченной. 

Конечно же, это всего лишь один из многочисленных вариантов работы над техникой гитариста. Помимо этого существует огромное количество упражнений, предназначенных для развития определенных видов техники, например, техника разгеадо или техника тремоло. Кроме того, к каждому конкретному произведению гитаристы в процессе занятий могут сами сочинять упражнения исходя из трудностей в каждом конкретном случае. Такой навык приходит с опытом, ему также способствует плодотворное взаимодействие ученик-учитель (надо подчеркнуть - при надлежащем взаимодействии. Так как не во всех случаях занятия с преподавателем могут гарантировать приобретение подобного навыка). 

Если у Вас в процессе занятий за инструментом возникают технические трудности, то давайте попробуем разобраться с ними вместе. 

 

...в процессе подготовки материал практического плана на описываемую тему...

Комментарии

Товарищи!!!Огромное спасибо за вторую часть!-Игорь.

Я для себя отметила , что в этих упражнениях много триолей и терций.

Особенно сложным и необычным является упражнение в 4 сверху рамке(ну просто упражнения по другому не отмечены)-терции в неудобной аппликатуре.

А почему все завершается такими простыми арпеджио ?

Эти неудобные упражнения одни из моих любимых. Они какое-то время совсем не хотят "поддаваться". Но потом все налаживается. Главное - не спешить. Просто "настраивать" исполнительский аппарат изо дня в день. Есть масса неудобных упражнений на координацию. 

Что касается концовки, то я думаю, что это подобно занятиям в спорте. Видимо, по своей физиологии, мышцы человека нуждаются в каком-то расслаблении после напряжений и особенно в самом конце занятий. Ну а если прямо точно как это все там работает, как биологические жидкости циркулируют и так далее, то это вопрос скорее к медикам и биологам. Как-то так мы с Вами устроены))).

А с другой стороны, если бы закончился комплекс упражнений сложностями, то можно было бы спросить - "а почему так сложно в конце"?.

Ну вот так. Такой вариант, в общем. И кроме всего, всегда можно придумать себе дополнительные сложности при желании.Laughing!

Один из моих преподов старался сделать какое то навороченное упражнение из достаточно безобидного места, которое не получалось. идея была такая-наворотить настолько, чтобы мало не показалось, и когда поиграешь навороченный вариант, простой получится сам собой

 

И, наконец, завершается цикл 90-минутных ежедневных упражнений в лучших спортивных традициях упражнениями на расслабление мышц. В нашем случае это несколько несложных арпеджио для правой руки, раскрашенных хроматическими терциями в левой.   Уважаемый Ром! Не совсем понятен вот этот комнтарий. И ещё объясните пожалуйста: почему в последних арпеджио нумерация идёт  1..3..7..9..12  ..по аналогии с первым играются нижеследующие упражнения.  Извините пожалуйста,но никак не могу догадаться как играть 2..4..5..6..8..10..11 упражнения,котрых здесь нет? Простите за назойливость,ваши упражнения очень понравились,но в конце что-то никак не разберусь. С Уважением-Игорь!Laughing

Спасибо за вопрос, Игорь.

По упражнению. В левой руке прижимать нужно терции, которые написаны в первой рамке после описания, а правой рукой играем упражнение номер один (т.е. один из видов арпеджио). Затем переходим к следующему - номер 3! Терции при этом используем те же самые. Затем - номер 7 и т. д.

Что на счет последовательности. Обратите внимание, что в упражнениях на координацию тоже пропущены буквы. Только с буквами получилось незаметнее, правда?).  На самом деле играть нужно то, что представлено в списке. Те упражнения, буквы и цифры которых не представлены играть не нужно. Иначе будет много импровизации))). Их ведь просто там нет.

Как я и говорил, - вариантов огромное множество. Мы же используем только то, что "прописано" в рамках описываемого комплекса.

 

Спасибо! Всё понял.

Точность - вежливость королей!!!

Так театр начинается с вешалки - а каждая песня с ТОЧНОСТИ.

И безобидные места надо играть очень ВНИМАТЕЛЬНО, не полагаясь на точку зрения, что все так делают

Дело в том, что  я не отрабатываю те места, которые у меня получаются хорошо. Не вижу смысла. Играть надо аккуратно все места-и трудные, и простые.

Короче хватит упражняться - много других интересных занятий в жизни.

Что вы тогда  забыли на этом форуме?

Эта фраза было про то, что ученикам иногда надо отдыхать и чередовать занятия музыкой с какими-то хобби-а порой и с обычными домашними  обязанностями.

Моё любимое хобби-гитара..

Новый комплекс мне не показался слишком сложным. На мой взгляд, упражнение на легато, что в первом, что во втором комплексе, являются излишне силовыми. Но это скорее всего мои личные проблемы. И еще одно замечание: упражнение на арпеджио во втором коплексе - уже музыка, немного напоминающая этюд Вилла-Лобоса. В басах повторяются ноты E,A,D,A. Так вот, я никак не могу себя заставить играть A,D,A, настолько они диссонируют. Вместо них просто повторяю Ми или ничего не играю. Вместо этого я просто играю дополнительные упражнение для большого пальца.

Сыграть оба комплекса в полном объеме за 90 минут для меня не доступно. Надеюсь, пока.

В целом, мне кажется, что оба комплекса являются прекрасной основой для самостоятельного освоения гитары.

Спасибо, Вячеслав.

Роман, если можно, задам вопрос об исполнении "упражнений на смену позиций с использованием различных комбинаций аппликатуры в левой руке". Следует ли предупреждать глиссандо - оно здесь напрашивается. И еще вопрос: следует ли предупреждать "свист" при игре упражнений на басовых струнах и как это делается? Или не обращать на него внимание?  "

С уважением, Вячеслав.

Немного запоздалый ответ, Вячеслав, на Ваш вопрос. А так, то, конечно же, всегда пожалуйста.

Позвольте сразу ответить предельно четко и конкретно.

1. Глиссандо играть не надо. 

2. Играйте, пожалуйста, эти упражнения пока не ниже третьей струны. Этого вполне достаточно для достижения целей упражнения.

3. Сейчас в подготовке находится третья часть материала, в которой будут наглядно показаны в видео описываемые в нотах примеры.

Хочу добавить о "свисте струн", который появляется обычно непроизвольно в басах. Свист этот нужно избегать. Это можно делать разными способами в зависимости от ситуации. Например: свист можно избежать, если палец скользит по струне не той частью, где образовывается мозоль, а под некоторым другим углом; в большинстве случаев можно палец аккуратно поднимать над струнами и просто не скользить им.

 

 

 

Спасибо, Роман! Я продолжаю ежедневные упражнения. Вячеслав

Не могу найти в интернете ответ на следующий вопрос. Понятно, что при разучивании пьесы или упражнения выбирается, а затем фиксируется аппликатера левой руки. Следует ли делать то же самое для правой руки. Или (в пределе) можно ли позволить правой руке самой выбирать, какими пальцами играть? После освоения одного из упражнений комплекса у меня это стало наблюдаться. И попутный вопрос для профи: бывает ли при исполнении хорошо знакомого произведения случайные отклонения в аппликатуре правой руки?

Вячеслав

Роман! У меня есть одно замечание по упражнениям на легато. Может быть, оно кому-нибудь поможет.

Лично для меня эти упражнения сопровождались чрезвычайно высокими нагрузками на левую руку. Не помогало даже замедленное исполнение. Пытаясь решить эту проблему, я поискал другие, более легкие для меня упражнения, и неожиданно обнаружил, что простейшие упражнения на легато "снизу вверх" через пару-тройку дней сняли все напряжения. Главное, при исполнении этих упражнения опускать пальцы коротким, легким движением, наподобие постукивания пальцем по столу, задумавшись о чем-нибудь. Теперь я могу исполнить все три упражения обоих комплексов за один раз без особого напряжения, причем в половине случаев, дае не используя правую руку.

Вячеслав.

Вячеслав, благодарю Вас за комментарии. (полагаю, что оба последних комментария от одного и того же Вячеслава).

Отвечая на первый вопрос я бы сказал так. Во время игры упражнений следует придерживаться аппликатуры, и особенно тогда, когда она неудобна, так как упражнения призваны избавить от неудобств. В некоторых случаях это принципиально, тогда как в других - нет. Если упражнение, например, на отработку арпеджио, то скорее всего имеет смысл использовать правильную аппликатуру в правой руке. А если упражнение на отработку техники легато, то главное действо происходит именно в левой руке, здесь используем нужные пальцы.

Что касается изменений аппликатуры во время игры пьес, то здесь, мне кажется, имеет значение Ваш исполнительский уровень. То, что одному под силу, у другого исполнителя может вызвать трудности и даже привести к стрессу. Мой совет играть длительное время постоянной аппликатурой (как в левой так и в правой руках). Менять аппликатуру можно тогда (здесь имеется ввиду именно то изменение, о котором Вы спрашиваете, в заученной пьесе, непроизвольное), когда это не представляет никакой сложности и не отражается на исполнении в разных темпах и публично. Также имеет смысл пересмотреть аппликатуру, когда в одном и том же месте постоянно возникают какие-то трудности или сбои. Будьте осторожны с изменениями аппликатуры в короткое время накануне публичных выступлений. Возможны провалы, сбои и это может происходить неожиданно. 

Спасибо за добрый совет во втором комментарии. Надеюсь, что это будет полезно другим нашим коллегам. Хочу только добавить, что упражнения эти рассчитаны на исполнителей с уже определенным техническим уровнем. И Вы правильно сделали, что нашли решение. Это дорогого стоит! Творчество - окрыляет, Вячеслав!

Ром, большое спасибо за консультацию! Я продолжаю играть упражнения, но с усложнениями. Это добавляет усталость, но снимает сонливость. Постепенно руки укрепляются, и появляется возможность играть что-то музыкальное (раньше все силы уходили на упражнения).

Вячеслав.

Ром! Вы обещали опубликовать видеоклипы упражнений. Это наверное требует времени. Хорошо бы услышать короткие звуковые фрагменты упражнений в Вашем исполнении. В медленном темпе можно было бы услышать равномерность звучания, продолжительность звучания нот, возможные призвуки и т.д. Этот звуковой файл был бы своего рода образцом для подражания. И записать его можно быстро.

С уважением, Вячеслав.