Выпуск №7. Гитарист Юрий Нехай. Чему учат в школе

Юрий Нехай - гость подкаста "Королева Гитара"

Богатый практический опыт в области преподавания гитары и концертной деятельности, высшее музыкальное образование и многочисленные вопросы, поступающие как от начинающих гитаристов любителей, так и от их родителей позволили подготовить подкаст, в котором гитарист, лауреат международных конкурсов и преподаватель гитары Юрий Нехай делится своими мыслями и выводами на этот счет.

Со скольки лет начинать учиться играть на гитаре? Куда идти за гитарныеми уроками - в музыкальную школу, в музыкальную студию или к частному преподавателю? Каковы перспективы профессионального обучения игре на гитаре или что делать после музыкальной школы? Где и как искать репертуар молодым гитаристам? Можно ли родителям надеяться, что их сын или дочь, пойдя в музыкальную школу гарантированно начнет музицировать и какие рекомендации родителям в этом случае можно дать?

Эти и многие другие вопросы обсуждают в седьмом выпуске гитарного подкаста гитарист Юрий Нехай и Роман Ташпулодов (ведущий).

 

Ссылки на материалы, упоминаемые в подкасте:

Гимнастика для пальцев или пальчиковые игры от Гриши Горячева

В качестве фоновой музыки звучат фрагменты произведений в исполнении Юрия Нехая: 

 

  • Р. Диенс Fuoco (III часть из Libra Sonatina)
  • Д. Агуадо Блестящий Этюд
  • В. Живалевский Элегия памяти Сергея Полуяна

Greg Irwin - Finger Control & Fitness [GoldAccordion.com]

Девочка поёт металл на шоу талантов

"Master of Puppets" Avery 6 year old Drummer

Комментарии

А мне приходилось сталкиваться с тем, что в музыкальных школах есть программа обучения. И педагог ОБЯЗАН! разучить какое-то количество пьес, заполнить индивидуальный план учащегося(и чтоб там все совпало по образцу сдал-принял как на заводе). И это приводит в моральному давлению как на педагога , так и на ученика.

Есть адекватные заучи в школах . которые понимают нелепость всех этих планов и бумажек при развитии музыкальных способностей-ну а бывают... и такие которым план важней.

Особенно страдают студенты и молодые специалисты -которые еще не обладают большим преподавательским опытом , и полностью доверяют опыту начальства. А оно не всегда ведет себя гибко.Я встречалась с забавными случаями-когда зауч , которая не играла на фортепиано -умудрялась давать советы педагогу-пианисту с богатым педагогическим опытом  в присутствии ученицы. Вынуждая наругаться и даже прикрикнуть на девочку. Кончился урок большими слезами.

Эти наблюдения были сделаны правда еще 10 лет назад -но может теперь уже все изменилось к лучшему.Прогресс ведь на месте не стоит.

Спасибо, NKG, за комментарий. Программы обучения действительно существуют в музыкальных школах, но указанные там требования и приблизительный уровень пьес являются в большей степени ориентировочными. А вот требования для сдачи академических концертов, технических зачётов и экзаменов оговариваются строго, как правило, на совещаниях отделений. Тем самым определяются критерии оценок для учащихся. Это определенный хребет, отталкиваясь от которого можно увидеть достижения ученика: если играет больше(без потери качества исполнения) - молодец! Почему происходит постоянный контроль приема и сдачи того, что запланировано, объясняется природой человека. Человек стремиться структурировать, систематизировать информацию, логически построить - это все заложено в нашем мозгу. А музыка, как и в целом все искусство, сложно подчиняется строгому планированию. Вот и противоречия.

Мне просто показалось , что в подкасте очень много внимание было уделено ИГРОВОМУ стилю работы. Но к сожалению реалии таковы, что без легкого нажима- если хотите легкого авторитаризма со стороны учителя все равно обучение будет не на самом профессиональном уровне.Да и дисциплину поддержать будет непросто.Я это говорю как счастливый обладатель 3 детей. Если я буду только играть и делать только , то что они хотят....я ЧЕСТНО просто сойду с ума (или того что от него осталось)

Где-то нужен баланс. Игра хороша -но и порядок должен быть. А индивидуальные планы:) нормальные педагоги заполняли их всегда в момент подачи заучу и не очень то серьезно относились к ним. Но на 100 нормальных -и попадется буквоед.

Просто еще моим знакомым и заучи не всегда адекватные попадались. Но это было давно -поэтому и не стоит такого внимания. Заучи тоже простые люди со своими ошибками и слабостями. очень хорошо что интеренет дает возможность людям обсуждать проблемы как бы анонимно. Ну а если кто себя узнает в критике-пусть исправляет недостатки . Верно народ? Критика тоже не пустом месте  растет.

Я всегда стараюсь анализировать свои отношения с детьми-я пытаюсь понять как мне с ними "разрулить" сложные ситуации (это не только учеба, а и повcедневные мелочи -поведение). Так опыт и приходит. А если я замру на месте и отгорожусь от них -так и развитие прекратиться. Я готова признать, что в своей родительской и педагогической практике  ,я тоже временами делала ошибки и очень грубые ошибки.Но практика эта такая вещь -никак по другому опыт не приходит. И все прочитанные тонны методической литературы-это только бумажки и все. Потому что все дети и родители очень разные.

А еще опыт показал, что как раз после совесткой системы музыкального образования -довольно авторитарной и не очень игровой-появилось очень много хороших музыкантов.

Вот как бы совместить игру и то , что было достигнуто тогда? Вот даже и не знаю...Комментируйте ,народ.

Мне показалось, ребята, или начали перемешиваться темы в разговоре?

А в чем, собственно вопрос?

Нужен ли авторитаризм в преподавании? - Так это смотря как его назвать. А если обозвать его дисциплиной, то нужен?

Есть ли проблемы в системе обучения? - Очевидно - есть нестыковки.

Хочу лишь выразить ещё раз благодарность Юре за интересную беседу. Сам переслушиваю подкаст уже в который раз и внедряю некоторые принципы на практике. Как говорил Евгений Гридюшко - надо играть на гитаре как бы играя. Как я это понимаю, что с учениками надо играть в гитару! А особенно с маленькими. Как их увлечь ещё кроме игры? - Никак! Это детская психология. Игра занимает в определенном возрасте у человека очень значительную роль.

Не зря же мы в консе "проходили" музыкальную педагогику, возрастную психологию. Но там это все была теория. А практика - вот она. Завтра на работу, где ждет целый класс ребятишек-гитаристов, жаждущих новых открытий и приключений в мире гитары.

...Если бы они ещё и по-русски у меня понимали...ах)))

Да! пожалуй мы отклонились от темы подкаста. Но у меня есть одно интересное предложение для людей ,которые сталкивались в своей школьной педагогической работе с мягко говоря "неадекватными заучами" или каким-то некрасивыми и даже -о ужас (незаконными) вещами в школах впринципе. А почему бы Вам уважаемые педагоги гитаристы и не гитаристы, не прислать свои наблюдения и воспоминания админу. А он нам поможет статейку накропать по вопросам школ.Особенно интересны мнения студентов и молодых специалистов, а также молодых мам, вынужденных часто брать больничные. Интересен также вопрос попечительских советов и сборов денег на все подряд при бесплатном образовании(ну там команда сбора средств на инструменты и прочий инвентарь).

А заодно родители учеников могли бы оценить степень "трезвомыслия":) препоподавателей в школах-как в Беларуси так и за ее пределами.

                                                                    С уважением Иван Иваныч.

Какой глубинный смысл однако скрыт в этом подкасте! А истина - любите ДЕТЕЙ и они вам обязательно ответят жгучей любовью.

 Юрий Николаевич - педагог со стажем.

Мне очень нравится одно видео, где детки играют со своим папой. Знаете, родители ведь тоже учителя да еще какие! А если они еще и креативные, то и получаются вот такие вот вдохновенные ролики. Всем родителям и педагогам на заметку:) 

http://youtu.be/BxQSEvHdyjQ