Ключевые моменты гитарного аккомпанемента фламенко

Гитара в музыке фламенко  Фламенко представляет собой единство трех составляющих:  танец, пение и музыка. Только синтез этих полностью равноправных начал можно назвать фламенко. Прекрасные образцы сольного творчества таких гениев гитары, как Пако де Лусия, Висенте Амиго являются лишь отражением этого уникального искусства, но не могут представлять его в полной мере. Лишь гармония мелодии, ритма и зрительного образа создает ту неуловимую ауру дуэнде, которую все чувствуют, но никто не может объяснить словами. Роль гитары в музыке фламенко трудно переоценить, но именно в аккомпанементе раскрываются ее истинные качества.

  Итак, гитара фламенко в аккомпанементе. Рассмотрим ключевые моменты.

 

  Compás

   Важнейшим составляющим в гитарном аккомпанементе фламенко является, конечно, особый ритм, compás, присущий каждому стилю. Поскольку количество долей во многих стилях доходит до 12, для простоты записи часто используют переменный размер, например: 3 четверти – 6 восьмых, но по сути, compás – это всегда целый неделимый такт. Одним из значений слова compás, в испанском языке является понятие музыкального такта, т.е. сочетание сильных и слабых долей внутри определенного отрезка времени. Причем, первая доля такта, в отличие от академического определения, в музыке фламенко не является сильной по умолчанию, часто первая доля такта слабая (Soleá, Tangos, Alegrías) хотя может быть и сильной в отдельных стилях (Tientos, Farruca).

  В быстром темпе музыканту трудно следить за всеми долями такта, да в этом и нет необходимости, поскольку, главное это сильные доли, например 3, 6, 8, 10 и 12 в Soleá, Alegrías, или 1, 3, 5, 8, 11 в Seguiriyas. В четырехдольных схемах это могут быть 2 и 4 доли (Tangos, Rumbas).

  Именно они являются ритмическим ориентиром для гитариста, «компасом» в море сложных ритмических вариаций. Сильные доли compás выделяются несколькими способами. Кроме гитарных приемов, таких, как rasgeado (удар по струнам внешней частью ногтя правой руки), акцентированное исполнение нот и аккордов большим пальцем, golpe (удар пальца правой руки по верхней деке) существует еще один немаловажный инструмент для исполнения – удары стопой ноги. Без ведения ритма ударами стопы, аккомпанемент фламенко может быть неполным.

  В быстрых стилях, таких как Bulerías, есть несколько техник ведения compás ногой, например: удары на 1, 4, 7, 9, 11, т.е. 5-дольный отсчет; удары на 2,3 доли каждого 3-дольного цикла compás.

  Еще одним важным моментом для гитариста, аккомпанирующего фламенко, является структура стилей.

Структуры стилей

  Основными структурными элементами большинства стилей фламенко являются:

1. Intro

  - вступительная часть пьесы, в некоторых стилях может быть сыграна в свободном ритме, без compás.

2. Llamada (Йамада, или льямада)

  - переходная часть между основными частями существует для того, чтобы привлечь внимание кантаора или байлаора (исполнителя танца фламенко) перед их вступлением.

3.  Salida de cante

  - вступление кантаора (певца фламенко), как правило, это музыкальная фраза, распеваемая на несколько слогов. По этим слогам обычно можно с точностью определить стиль пьесы, например Caña, Polo (i i i i i i), Soleá (le le le ay ay ay ay), Alegrías (tirititran tran tran) и т.п. Иногда стили внутри одной группы отличаются по существу только содержанием этих слогов, например Alegrías de Malaga, Alegrías de Cordoba и т.п. Аккомпанемент salida de cante, как правило, несложен, исполняется приемами rasgeado, pulgar.

4. Letra

  - песенный куплет. Аккомпанемент подобен salida de cante, с более четким ритмом.

5. Compás 

  - часть пьесы фламенко, где проводится основной ритм произведения без исполнения мелодий соло. Исполняется приемами rasgeado, pulgar, golpe. Ритм подчеркнутый, строгий.

6. Remate

  - короткая часть, исполняемая исключительно акцентированным rasgeado, сопровождается исполнением коротких дробей байлаором.

7. Falseta

  - соло гитариста, который исполняет мелодии различными приемами, в частности picado, pulgar, arpegio.

8. Escobilla (Эскобийа)

  - соло байлаора, зачастую является кульминацией произведения. Аккомпанемент - четкий ритм, основной прием - rasgeado.

 

  Кроме основных, существуют более мелкие структурные элементы. Некоторые элементы пьесы могут изменять порядок следования. Каждому стилю присущи определенные гармонические ходы, есть предпочтительные тональности, но в любой части всегда есть место для импровизации со стороны любого из участников фламенко. Приоритет в каждой части отдается солирующему, т.е. в falseta байлаор танцует под гитариста, в escobilla гитарист играет под байлаора, в letra токаор (гитарист фламенко) и байлаор играют и танцуют под кантаора.

  В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что во фламенко нет «главных» исполнителей или инструментов, поэтому смысл, истинный дух этого уникального искусства следует искать именно в слиянии песни, танца и гитарной музыки. Первостепенная функция гитары в этом синтезе - аккомпанемент, поэтому желающим по-настоящему познакомиться с гитарой фламенко, по мнению автора статьи, следует начинать именно с изучения аккомпанемента и особенностей стилей.

Статью подготовил гитарист Сергей Рощектаев


Комментарии

Красиво, расписано, разложено по полочкам и проанализировано. остался один важный элемент-вникнуть в музыку.

Читая статью поймал себя на мысли, что крайне мало знаю о музыке фламенко, хотя очень уважаю. Вспомнились жалкие попытки некоторых дипломированных музыкантов сочинить блюзовое произведение. Они делали все правильно-акцент на слабую долю, подходящий размер такта, фразы растягивали на нужное количество тактов, но они забывали основное-разузнать, а что же такое блюз. хотя бы послушать самые ключевые или наиболее значимые произведения. В результате получался не блюз, а что то с акцентами на слабую долю.

Вот я думаю, теперь еще неплохо бы добавить вторую статью-что же такое фламенко, историю развития, различные направления, тематика фламенко...да и про инструменты неплохо бы рассказать. Вроде фламенковые гитары отличаются чем то от стандартных классических, только я не сильно представляю чем. Однажды по недосмотру поставил себе на классическую гитару фламенковые струны, и сразу почувствовал разницу в звуке и ощущениях при игре-далеко не в лучшую сторону, все таки не подходящий инструмент для этих струн.

вот так примерно.....

А потому что профессионал написал и со знанием дела, поэтому и красиво расписано.

Да, есть ещё множество нераскрытых тем и о фламенко, и о джазе, и рок музыке. Всему свое время.

А вот о струнах. Я когда-то пользовался струнами Лютер и мне казалось, что они вроде как тоже фламенковые, и Пако де Люсия был на них изображен. Так вот играли они не так ярко как классические может быть, но зато гораздо дольше. 

О гитарах фламенко - там целая история различий в сравнении с классической гитарой начиная от материала для изготовления инструмента (во фламенко гитаре дека изготавливается из кипариса, что дает другой тембровый окрас) и заканчивая конструкцией.