Современный этап развития белорусского гитарного искусство (часть 3)

С начала 1990-х гг. наступил принципиально новый этап развития гитарного искусства Беларуси. Если ранее оно, по сути, являлось составной, региональной частью советского гитарного искусства без особых характерных национальных черт, то с созданием независимого белорусского государства возникают условия, при которых музыканты постепенно начинают осознавать свою национально-культурную специфику. Это, в свою очередь, способствует более ясному самоопределению белорусского гитарного сообщества в качестве самостоятельной национальной исполнительской и композиторской школы.

Значительное влияние на гитарное искусство в Беларуси начинает оказывать искусство Западной Европы. Активизируются творческие контакты с зарубежными мастерами игры на гитаре. Происходит интенсивное знакомство с разнообразным современным репертуаром, с новыми веяниями в технике игры. Для белорусских музыкантов становятся доступны международные фестивали и конкурсы. В это время новый толчок к развитию получают практически все аспекты гитарного искусства.

Белорусская государственная академия музыки (Минск)

Наряду с объективными социально-политическими и культурными процессами важным фактором, повлиявшим на переход белорусской гитарной школы в последние два с половиной десятилетия на принципиально новый уровень, явилась многоаспектная деятельность Валерия Серафимовича Живалевского. В 1989 г. после окончания ассистентуры-стажировки в ГМПИ им. Гнесиных (ныне – Российская академия музыки им. Гнесиных) он становится первым штатным преподавателем по классу гитары Белорусской государственной консерватории (ныне – Белорусская государственная академия музыки). И сразу же разворачивает активнейшую исполнительскую, композиторскую, педагогическую, организаторскую и исследовательскую деятельность. Органично вписавшись в процесс белорусского культурного возрождения, он оказался во многом ключевой фигурой в процессе трансформации «белорусской гитары» в новое качество – полноценную национальную музыкально-инструментальную школу.

Валерий Серафимович Живалевский

Значимую роль в этом процессе сыграл и Евгений Михайлович Гридюшко. Сумев воспринять ряд важных новаций, появившихся к тому времени в мировом гитарном искусстве, и творчески их переработать, он поднял исполнительское мастерство на качественно иной уровень. Ему также удалось успешно выстроить педагогический процесс, способствуя появлению на отечественном гитарном небосклоне нового поколения молодых ярких музыкантов.

Евгений Михайлович Гридюшко

В настоящее время белорусское гитарное искусство представляет собой значимое явление в современной музыкальной культуре. Подготовлена целая плеяда ярких исполнителей, существует довольно богатый национальный репертуар, состоящий из оригинальных произведений, достаточно успешно функционирует образовательная система на всех уровнях.