С начала 1990-х гг. наступил принципиально новый этап развития гитарного искусства Беларуси. Если ранее оно, по сути, являлось составной, региональной частью советского гитарного искусства без особых характерных национальных черт, то с созданием независимого белорусского государства возникают условия, при которых музыканты постепенно начинают осознавать свою национально-культурную специфику. Это, в свою очередь, способствует более ясному самоопределению белорусского гитарного сообщества в качестве самостоятельной национальной исполнительской и композиторской школы.
Значительное влияние на гитарное искусство в Беларуси начинает оказывать искусство Западной Европы. Активизируются творческие контакты с зарубежными мастерами игры на гитаре. Происходит интенсивное знакомство с разнообразным современным репертуаром, с новыми веяниями в технике игры. Для белорусских музыкантов становятся доступны международные фестивали и конкурсы. В это время новый толчок к развитию получают практически все аспекты гитарного искусства.
Наряду с объективными социально-политическими и культурными процессами важным фактором, повлиявшим на переход белорусской гитарной школы в последние два с половиной десятилетия на принципиально новый уровень, явилась многоаспектная деятельность Валерия Серафимовича Живалевского. В 1989 г. после окончания ассистентуры-стажировки в ГМПИ им. Гнесиных (ныне – Российская академия музыки им. Гнесиных) он становится первым штатным преподавателем по классу гитары Белорусской государственной консерватории (ныне – Белорусская государственная академия музыки). И сразу же разворачивает активнейшую исполнительскую, композиторскую, педагогическую, организаторскую и исследовательскую деятельность. Органично вписавшись в процесс белорусского культурного возрождения, он оказался во многом ключевой фигурой в процессе трансформации «белорусской гитары» в новое качество – полноценную национальную музыкально-инструментальную школу.
Значимую роль в этом процессе сыграл и Евгений Михайлович Гридюшко. Сумев воспринять ряд важных новаций, появившихся к тому времени в мировом гитарном искусстве, и творчески их переработать, он поднял исполнительское мастерство на качественно иной уровень. Ему также удалось успешно выстроить педагогический процесс, способствуя появлению на отечественном гитарном небосклоне нового поколения молодых ярких музыкантов.
В настоящее время белорусское гитарное искусство представляет собой значимое явление в современной музыкальной культуре. Подготовлена целая плеяда ярких исполнителей, существует довольно богатый национальный репертуар, состоящий из оригинальных произведений, достаточно успешно функционирует образовательная система на всех уровнях.