Фестивали, конкурсы, концерты (часть 7)

Говоря в целом об отечественном гитарном искусстве, следует выделить еще несколько факторов, которые играют немаловажную роль в его развитии: организаторская и концертная деятельность Клуба гитаристов Беларуси во главе с О. А. Копенковым; ежегодное (с 2000 г.) издание альманаха «Беларуская гітара»; Международный конкурс композиторов на лучшее гитарное сочинение и обработку народной темы «Семь нот – шесть струн», а также проведение в течение почти двадцати лет Международного фестиваля, а затем и конкурса «Ренессанс гитары» в г. Гомеле (все эти проекты инициированы И. К. Шошиным). В продолжение темы конкурсов отметим и важность для дальнейшего самостоятельного развития гитары в Беларуси появления в последние несколько лет таких исполнительских состязаний, как Минский открытый конкурс юных исполнителей на классической гитаре (проводимый в столице по инициативе М. П. Журавлева) и Открытый конкурс исполнителей на классической гитаре «Виват, гитара!» в г. Могилеве (куратор – И. Н. Лонский).

Ценную информационную и коммуникационную роль в гитарной жизни Беларуси играют два интернет-сайта – gitara.by (модераторы – А. и Т. Отрадновы) и queenguitar.by (модератор – Р. Ташпулодов).

Нельзя не коснуться и одной достаточно серьезной проблемы: следует констатировать практически полное отсутствие плодотворного и обстоятельного обсуждения в гитарном сообществе Беларуси различного рода теоретических, педагогических, методических, исполнительских вопросов в рамках научно-практических семинаров и конференций. Не заметен пока и интерес к гитарной музыке и гитарной проблематике в целом со стороны отечественных музыковедов. Налицо очевидная нехватка научно-исследовательской рефлексии над различными аспектами белорусского гитарного искусства.

В данной статье дается краткое описание становления белорусской профессиональной гитарной школы, системно рассмотрены специфика и характерные черты современного гитарного искусства Беларуси. В итоге можно с уверенностью утверждать, что за более чем полувековую историю развития профессионального гитарного искусства в Беларуси сложилась полноценная национальная исполнительская и композиторская школа, а также весьма успешно (хотя и не без определенных проблем) функционирует система музыкального образования гитаристов. Полагаем, что еще нераскрытая часть потенциала этой школы весьма значительна и многообещающа, и в будущем нас ждут новые яркие и интересные исполнительские, композиторские, педагогические и методические открытия и достижения.

 

Список использованных источников

  1. Жывалеўскі, В. С. // Лютня і гітара на беларускіх землях : вучэб. дапам. / В. С. Жывалеўскі ; уводз. К. А. Успенскага. – Мінск : Беларуская дзяржаўная акадэмія музыкі, 2015. – 130 с.

  2. Успенский, К. О. Белорусская гитарная школа / К. О. Успенский, М. Л. Цеханович // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2004. – № 2. – С. 31–33.



Summary. In the article the history of formation of the professional guitar school in Belarus is considered, and the actual condition of the Belarusian guitar art, its specifics and characteristic features is investigated. Now the guitar art represents the significant phenomenon in modern musical culture: the whole group of bright performers is prepared, the rich national repertoire consisting of original pieces exists and the educational system at all its levels functions successfully.



Статья опубликована в следующем издании:

Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – 2015. – № 26. – С. 161–165.