Гитарное исполнительство в Беларуси (часть 4)

С обретением республикой в 1991 г. независимости у белорусских музыкантов появилась возможность напрямую, самостоятельно выезжать за рубеж на международные конкурсы. После первых успехов в Польше в начале 1990-х В. Захарова началась длительная серия многочисленных побед отечественных гитаристов на различных престижных исполнительских состязаниях. В числе лауреатов Д. Асимович, Я. Скрыган, Н. Липницкая, Ю. Лонская, П. Шамшура, Д. Борисюк, Н. Максимчик, И. Дедусенко, Ю. Нехай и др. Пожалуй, самым именитым и по количеству завоеванных лауреатских наград, и по статусу конкурсов, «покорившихся» незаурядному исполнительскому мастерству, является в настоящее время солист Белгосфилармонии Павел Кухта. За последние годы музыкантом на очень высоком уровне исполнен целый ряд сложнейших произведений из сокровищницы гитарного репертуара. Одним из самых ярких достижений артиста стало выступление в конце 2013 г. на одной концертной сцене с приехавшим в Минск выдающимся современным французским гитаристом и композитором Р. Дьенсом.

Конкурсные победы свидетельствуют о том, что белорусское гитарное исполнительское искусство к настоящему времени заняло достойное место в мировом «рейтинге» национальных школ. Нам есть чем и кем гордиться. Не утеряв характерную «славянскую» эмоциональную глубину и выразительность, наши музыканты смогли освоить лучшие аспекты западноевропейской традиции, получив в результате высококачественный исполнительский «продукт». Единственная, но очень значимая проблема состоит в том, что большинство самых ярких и талантливых отечественных гитаристов уже уехали и продолжают уезжать за рубеж. Они, по сути, остаются нашими соотечественниками, но их полноценная профессиональная реализация происходит за пределами родной страны. Тому есть ряд объективных причин, обсуждение которых выходит за рамки данной работы.