Как сделать школу игры на гитаре

Ну вот. Комментарии моих коллег к записи о музыкальных школах в Германии привели к созданию записи о школах игры на гитаре. Здесь имеется ввиду не музыкальное заведение, а именно школа игры, как методический материал, содержащий обширный нотный и методический контент, пояснения, объяснения, примеры и т.д.

Чтобы ответить на вопрос почему у белорусских гитаристов нет школы игры на гитаре, полноценной, с разнообразным материалом, давайте поразмышляем о школах вообще. 

 

  • Кто пишет и составляет школы игры на гитаре
  • Для кого они пишутся
  • Какие цели приследуют авторы, создавая свои работы-школы
  • Какие могут быть трудности у белорусских музыкантов для написания своей школы игры на гитаре
  • Актуальность. Школа, самоучитель или хрестоматия

Позвольте мне начать с простых тезисов, которые появляются у меня сразу, без специального штудирования интернета в поисках дополнительной информации. Понятное дело, что затронутая тема может стать для кого-то темой дипломной работы в музыкальном ВУЗе. Итак.

Мне кажется, что для начала нужно отличать школы игры на гитаре прошлых времен (примерно до появления интернета и возможности свободной печати) и наших дней, когда школу технически может подготовить практически каждый (имеется ввиду технически что-то написать и размножить в печати).

Школы прошлых лет, такие как школа Маттео Каркасси, Мауро Джулиани, Эмилио Пухоля, Александра Иванова-Крамского представляли собой многостраничные труды, подкрепленные огромным опытом исполнительской и педагогической практики и содержащие помимо разнообразного музыкального материала методические указания. Эти школы как правило (поправьте, если я ошибаюсь) предлагалось проходить с учителем на протяжении длительного времени (до нескольких лет) для достижения высокого профессионального уровня (например, до возможности концертных выступлений).

Современные школы, как мне кажется, это по большей части самоучители или сборники пьес разного технического и музыкального диапазона. В некоторых из них есть пояснения, в других же - нет.

Вопрос - а в чем же разница между самоучителем и школой?

Возможно, школа представляет собой какую-то концепцию развития? Этот факт отметает множество современных "школ", перемещая их в категорию хрестоматий, сборников-помощников или самоучителей. 

А нужны ли на сегодняшний день школы и кто мог бы таковую написать?

Если бы Вам в руки попала школа Пако де Лусии (гипотетически) или школа Кацухито Ямашиты, или, например, Алексея Зимакова, скажите, был бы интерес у Вас к таким школам? Думаю, что да. Как видим, эти музыканты открывают нам море возможностей исполнения музыки на гитаре и доказывают это своей концертной деятельностью.

Возможно, этот факт станет решающим и одним из ответов на вопрос - почему не выпускаются школы гитаристов. 

 

Дорогие друзья, пожалуйста, раскритикуйте меня если я не прав или сообщите свое мнение. Мне кажется, вопрос может быть интересен для гитаристов, пишущих музыку, для педагогов и для исполнителей. 

Комментарии

А у меня встречный вопрос-а почему школа должна иметь какую то территориальную принадлежность? Я имею ввиду-почему имено белорусская?
Я, пожалуй, опять начинаю мыслить не совсем с того конца, ибо исхожу из своего опыта, а имено-я представляю чисто гипотетически, как работало музыкальное образование в СССР, и несмотря на все геополитические передряги на всей шестой части суши-включая прибалтику-основная структура-музыкальная школа-училище-консерватория-остается такой, какая была на протяжении последних 70 лет.  И надо отметить, что с точки зрения профессиональной подготовки (пост)советские музыканты были и остаются на очень высоком уровне. Скажу даже более-попреподавав музыку в Германии на протяжении пяти лет я продолжаю задаваться вопросом-как вообще здесь возможно подготовить квалифицированных музыкантов, которые тупо не засыпятся на вступительном экзамене в ВУЗ? 
Можете меня тоже поправить-я так представляю, что в белорусских музыкальных школах есть какая то программа, по которой предполагается преподавать, расчитанная на много лет и-возможно-с использованием печатных изданий, которые так и называются-школа игры на бубне, гипотетическом инструменте гитаре. Я правильно понял, что вопрос стоит имено о том, чтобы придумать большой талмуд, которым можно будет пользоваться на территории Беларусии для осваивания онного в музыкальных школах, училищах или еще где, чтобы не нарушать общей концепции занятий? Или речь идет еще и о наличии беларусской музыки, в частности современных беларусских композиторов?
Я сам сталкивался со школами Каркасси, Пухоля, Агафошина, Иванова-Крамского, на каком то этапе они хороши, там есть описание технических приемов, работы над произведениями, какие то основы теории, общие рекомендации, ну и репертуар. Вот только с тех пор прошло много лет, репертуар изменяется, пополняется, пишется новая музыка. уже не говоря о том, что и направления в музыке происходят разные, да и тэппингом на классической гитаре уже пользуются все чаще и чаще. Ну и если кто читал вообще внимательно введение в советское издание школы Матео Каркасси (такая красная книжечка формата А4), то издавалась она в значительной переработке под наблюдением Иванова-Крамского, потому что некоторые моменты звукоизвлечения со времен Каркасси были кардинально пересмотрены, в частности-использование большого пальза левой руки для зажимания струн. 

Что касается содержания...

Самоучители. до какого то момента они мне вообще не помогали. Мне нужен был волшебный пендель от преподавателя. То есть-я старался выпонять все рекомендации, что там написаны, но пока профессионал не указал на недочеты, над которыми надо работать, дело с места не двигалось. Это сегодня я большой и умный и вполне могу сам заниматься эффективно, даже вообще без печатных изданий, а просто посещая концерты и наблюдая за гитаристами.

Школы... вот тут начинается интересное. Все советские издания-Иванов-Крамской, Агафошин, Ларичев, да и Каркасси частично тоже-содержали примерно одинаковое описание работы с инструментом, приемы игры и все прочее. Частично в них даже упражнения и репертуар повторялись. Если выкинуть весь репертуар, то школа займет страниц 20, не больше. Надо сказать, что я так и не доиграл ни одного пособия до конца. Зато если сложить ноты всех произведений, которые я уже переиграл, то их будет несколько килограмм. Спасибо товарищу Ксероксу. Все эти ноты у меня разбросаны по квартире аккуратно подщиты в папках, либо отсканированы на жеском диске. При современных технических средствах мне как то проще иметь отдельно взятые произведения в отдельно взятых файлах, не быть привязанным к многостраничным изданиям, объединенным общими словами "Школа игры на ..." . Как педагогу мне гораздо проще в зависимости от способностей ученика, его желаний, целей и уровня распечатывать требуемые ноты. В каких то отдельно взятых случаях я сам настукиваю набор нот в нотном редакторе, которые звучат как то похоже на музыку, а на самом деле всего лишь незатейливые упражнения для самых юных из моих учеников, у которых, к тому же, полностью отсутствует желание заниматься. Иногда я нахожу простые в техническом отношении произведения, написанные для учеников, но при этом в музыкальном плане сделанные настолько гениально, что порой просто хочется сделать переложение для симфонического оркестра или джаз банды какой, с трубами и барабанами. Вот отсюда и возникает вопрос-написние новых произведений, особенно для современных детей, которых уже не заинтересуешь музыкой Каркасси-это, конечно вещь нужная и полезная, но вот надо ли это оформлять в виде "школы"?

Интересно, а есть люди которые сыграли какой-нибудь самоучитель от "корки до корки"? И как это им помогло в музыкальном развитии?

Дорогой Лео, благодарю Тебя за обширный комментарий. Мне хочется для начала заметить. Страна Беларусия - не существует. Есть Беларусь. А вот музыкантов мы называем белорусскими. Вот такой вот парадокс.

Далее о школах. Мы с Тобой во многом говорим об одном и том же. Я согласен с тем, что те старые школы, которые были раньше - могут быть не настолько интересными современным юным гитаристам. НО. Вопрос, который я отметил в плане, можно заметить, я не осветил. И это важно. А для кого же сочиняются школы игры на гитаре?

Так вот для фаулей (faul в переводе с немецкого - лодырь, ленивый) - нет! И если говорить о том контингенте, который Ты упоминаешь и с которыми мы с Тобой имеем практически каждый день дело в педагогике, то это, за редкими исключениями, не для них. 

Правильно было замечено, что советская школа сильна. Но европейская тоже сильна. Вопрос в том, что мы с Тобой по большей части имеем дело с самодеятельностью в музыкальных школах Германии. А сравнить не с чем. Просто поверь мне. Это так. Да Ты и сам это прекрасно знаешь.

Скоро я выложу на сайте фрагмент, где 13-летний мальчик играет на гитаре. Я сделал эту запись во время интервью, о котором я писал и которое собираюсь разместить скоро на сайте . Просто так себе мальчик играет... ИГРАЕТ!!! И наслаждается этим! Я не помню как его звать. Думаю, что скоро он может появиться среди новых лауреатов конкурсов. Но не будем заходить вперед. Потому что таких ребят уже есть много! И как Вы думаете кто их обучил?... Думаю, все очевидно.

И эти люди, эти преподаватели владеют большим опытом и знаниями и, возможно, способны написать даже школу игры на гитаре.

Но вот что меня смущает. Ведь те работы, о которых я говорил, те школы знаменитые, ведь их писали гитаристы, занимающиеся как педагогикой, так и исполнительством и сочинением музыки одновременно!

Вопрос - обязателен ли этот факт для создания полноценной школы игры на гитаре?

Те школы и самоучители , которые были написаны - они были хороши для своей эпохи и своего времени.А все течет и меняется -так возникает потребность в новых (или обновленных ) учебниках и пособиях с новыми (более современными-"популярными" пьесами).С более интересным репертуаром.

Чем хороша любая школа ? Тем что это собрание однотипных  пьес и материала , который выстроен по какой-то логике развития-скажем от простого к сложному , или по всем приемам , или по всем тональностям(мало ли какие идеи возникали при создании пособия) - и из этих пьес педагогу легко выбрать что-то подходящее и не надо "перекапывать" кучу материалов. Кроме этого пьесы обычно в школах соответствуют какой-то логике одного человека(к какой-то мере это однотипный материал) и его легче воспринимать ученикам.

А на вопрос "обязателен ли этот факт для создания полноценной школы игры на гитаре?" Можно встречно задать еще более интересный вопрос "А обязательно ли посещение школы -общеобразовательной?" 

Просто такой наивный вопрос.Ведь все мы любим пользоваться благами цивилизации -горячая вода , электричество, GPS в машинах для навигации. То есть любим достижения науки и комфорт .А все знания начинаются с посещения школы (полноценной).Я как родитель слабо себе представляю, как я могу дать полноценные знания скажем по химии или биологии, не являясь химиком или биологом.Так и с гитарой-  то ли полагаться на опыт одного учителя , то ли создать что -либо осмысленное несколькими авторами.

 У пианистов и скрипачей давно уже это решено и есть хорошие школы и хрестоматии в наборами пьес для определнных лет обучения.И любой педагог может соответствовать какому-то стандарту просто пользуясь учебниками. А гитаристы только решают им надо это ли нет:)

Мне  кажется, у наших  белорусских гитаристов (исполнителей,  преподавателей и композиторов )  достаточно  опыта  и знаний для создания  своей  белорусской школы. Они  идут  в  " ногу  со временем"  и   живут сегодня,  а  не  в прошлом  веке. Всё течёт,всё  изменяется, как   правильно  было  замечено. И поскольку я  живу в Беларуси,  то мне, конечно же,  в  первую  очередь  была бы интересна  наша  гитарная  школа, нежели, скажем, Каркасси или Пухоля. Хотя  для  сравнения  и  анализа  можно было бы  проштудировать и  их.   

Спасибо Вам, друзья, за Ваши добрые мнения. Я надеюсь, что Вы меня правильно понимаете. Я только ЗА! И ещё раз ЗА!!! Я опять же говорил в комментариях, что у нас есть прекрасные гитаристы, которые обладают колоссальным опытом в преподавании, исполнительстве и композиции. Но я также пытался разобраться в том, а что же такое школа игры на гитаре? И в чем ее отличие от самоучителей или хрестоматий? Я до сих пор в поиске ответа. Но ориентиры были даны в свое время теми самыми глобальными школами, которые уже прошли века испытаний, поймите правильно. Думаю, что они заслуживают внимания по крайней мере с исторической точки зрения, принимая то, что исполнительство развивается и идет вперед.

Я уже предвкушаю появление белорусской школы игры на гитаре. Надо думать, что всем было бы очень интересно узнать что будет в ней? Ведь если будет откат назад к тому, что уже было изобретено ранее (заметьте, не в плане новых пьес, а именно исполнительства!), то это может остаться хрестоматией, хорошим сборником добрых пьес (или даже гениальной музыки!). 

Давайте вернемся тогда к определению - а что же такое вообще школа игры на инструменте? Кстати говоря, подобный вопрос задали Павлу Кухте в интервью на телевидении (я видел запись где-то в одноклассниках, можно отыскать, если есть у кого интерес), вопрос о том, чем отличается белорусская школа игры на гитаре от школ европейских. В ответе я услышал только (надеюсь, что я не прослушал и все правильно понял), что белорусская школа есть. Но в чем ее отличие?.. И что это вообще такое - школа игры на инструменте вообще (не касаясь нашей страны, например)?

У меня возникло предложение. Вдруг у кого -то существуют какие-то наработки , рукописи или даже фотографии собственных рукописных  нотных листов по данной методической теме. И возможно кому-то не жалко поделится этим материалом. Я думаю это будет несложно поместить в нотный раздел в формате pdf. Это должно быть интересно читателям , даже если это просто какие-то идеи еще не оформленные в пособие , самоучитель или школу. При существующем дефиците нот в некоторых районах это может стать полезным делом.