Класс гитары в музыкальной школе Германии

  Мне хочется рассказать о музыкальной школе и в частности, гитарном классе в музыкальной школе Германии. 

  Как известно большинство музыкальных школ если не все, не знаю точно, в Германии частные. Естественно то, что дирекции таких заведений имеют самый непосредственный интерес к высокому качеству своих заведений как и своих материальных доходов от подобных мероприятий. Посему они арендуют помещения в потенциально выгодных для этого местах и оборудуют классы под соответствующие инструменты. Гитара в Германии как и в Беларуси является одним из самых востребованных инструментов. Однако, процесс обучения в немецких музыкальных школах в корне другой. Здесь нет программ, навязанных министерствами культуры, нет экзаменов, а желающие изучать гитару имеют в этом смысле все брозды правления. Почему? Потому что они платят за это деньги. Они и заказывают музыку. Но это не выгляит так страшно. Скорее наоборот. Они просто занимаются этим пока это им интересно, а интересно им до тех пор, пока учитель гитары в состоянии поддерживает этот интерес. И ни в коем случае не стоит делать из этих маленьких чад профессионалов, ведь их родителям порой может показаться, что это слишком напрягает детей, а это большой стресс для них! В этом случае, естественно, они покидают такую музыкальную школу и учителя. Но, Слава Богу, не все такие родители. И у нас, преподавателей, есть, все же, возможность поупражнять и поупражняться с учениками).

 Да, и обязательно за все грязные ноты, фальшивые, неточные ритмы, никакую посадку за инструментом и все такое прочее - здесь принято обязательно хвалить учеников.

- Ах, какой же Ты молодец?! Все хорошо, здорово, но вот этот пальчик нужно вот так смещать, а вот спинку лучше бы держать и прямее и так далее.

Можно будет об этом ещё написать отдельный материал, а в этом я хочу просто представить как пример ряд школ, в которых я работаю или имею отношение.

  Итак, как я и говорил, дирекция музыкальных школ просто снимает помещение примерно в несколько комнат и обустраивает под свои нужды. Как правило в средней музыкальной школе 3-5 комнат. А внешне с улицы такие музыкальные школы выделяет просто вывеска с названием школы.

Музыкальная школа в Ландау (Германия)

  А вот так выглядит место, где детки должны подождать своей очереди на урок музыки. Это фойе музыкальной школы в Дурлахе (Германия)

Веселые цвета музыкальной школы

  Ограничений по возрасту, насколько я успел понять, в музыкальных школах Германии практически нет. Поэтому здесь можно увидеть среди музыкальных инструментов не только маленькие стульчики времени детских садов, но также и игрушки, и мячики, и бубенцы. С самыми юными музыкантами здесь хлопают в ладоши, поют хором и, видимо, играют в мяч и куклы))) Лично не видел ещё такого, но уже не стану удивляться если увижу.

Гитарный класс в музыкальной школе в Куппенхайме (Германия)

 

  В этой школе один класс переходит в другой и порой слышно и даже очень громко, как за дверью юный музыкант на электрогитаре "режет" тему из 9-ой симфонии Бетховена - "Обнимитесь миллионы".

Цифровое пианино, гитара, бубенцы и...мячики

  Как уже говорилось - играют здесь на всем, что востребовано юными музыкантами. И преподают соответственно. Не знаю, учит ли гитарист-преподаватель ещё и ударным инструментам, но точно учит гитаре классической и гитаре электро. Вот она и стоит здесь - прямо за углом двери вместе с усилителем. Он хоть и маленький, но такой громкий. 

Гитара и электрогитара преподаются часто одним педагогом

  Вы уже посмотрели цифровые пианино, гитары, куклы и даже бубенцы в музыкальной школе. А вот и ударная установка во всей красе. Все в том же гитарном классе одной музыкальной школы в Германии. 

Недостатка в музыкальных инструментах здесь нет. Только играй!

  А вот что происходит с нотами, если их отдать немецким юным музыкантам). На самом деле ученик совсем не был голоден. Я спрашивал его. Правда, он так и не смог мне толком ответить, что же произошло с нотами. Думаю, он им просто не придал значения, ведь часть музыки с самыми юными приходится разучивать показывая и повторяя показанное "с рук". Зачем же тогда ноты? Их же нужно учить. А это много времени. А это уже стресс.)

  Какой-то гитарный шедевр для юных гитаристов после усердных занятий

  Надо сказать, что ещё у нас есть возможность варить кофе в кофемашине. Дирекция нас этим обеспечивает. Это всегда приятно. Насколько мне помнится, в Беларуси такого не было. Хотя это же самые простые способы сделать любимую работу ещё более приятной.

  Я всегда сравниваю что было у меня там и здесь, что могло бы быть там и здесь. На самом деле хоть я и пишу все в шутку, но могу сказать, что трудности есть и в Беларуси и в Германии в системе обучения гитары, но они явно иначе решаются. Работая в филармонии в последнее время я сталкивался с вещами совершенно нелогичными со стороны руководства, но их нужно было выполнять, потому что сказано начальством, потому что такие правила, пусть они и совершенно абсурдные если не сказать грубее. Однако там я этого выполнять не стал. Здесь же я видел директора музыкальной школы 2 с половиной раза). Когда проходил собеседование при устройстве на работу и когда заменял своего коллегу. Все остальные вопросы совершенно спокойно решаются по телефону за 30 секунд из которых я успеваю понять приветствие, потом изложить суть вопроса, затем узнать, что директор где-то в отпуске и в конце услышать такое же приветливое - ЧЮ-УС!

Комментарии

Роман, спасибо Вам за ценнейшую информацию, которую мождно подчерпнуть из Ваших записей в блогах! Создается такое впечатление, что всех, заходящих сюда, приглашают на ту же чашечку кофе и в дружественной беседе ведают о том, как и что можно сделать в Германии. Laughing 

Ну, надо сказать, что кофе бывает не везде. Где то отсутсвуют и копировальные аппараты-элементарный аксесуар, позволяющий скопировать ноты для урока. В одной из школ я не видел своего шефа первые полтора года. То есть, я с ним даже не был лично знаком. Меня порекомендовали шефу, он прислал документы, я заполнил, отослал обратно, и забыл, что у меня есть шеф. пока он не заявился однажды ко мне на урок. В общем-в разных школах по разному. Но в любом случае они в основном частные, а частный человек заинтересован в денежных знаках. Поэтому важно вовремя распознать способности, желания, а главное-характер ученика. Многие не желают иметь дело с Каркасси. Доводы, что это поможет развиться не впечатляют. Гитара должна быть инструментом, который взял-и все сразу получилось. Приходится подбирать репертуар, чтобы он звучал современно, был простой в освоении, а будет ли он приносить пользу...ну разве что косвенную. Глваное чтобы у ребенка появилось желание заниматься, тогда он будет проводить время со своим инструментом. Кто то наоборот, готов заниматься, чтобы добиться результата, а педагог порешил не перегружать программой, ребенок разочаровался, что играет исключительно простые вещи и поменял педагога. Ну и пока что мне не встретилось человека, который с детства бы знал, что собирается стать профессиональным музыкантом и готов стремиться к этому. Ну и еще я заметил, что здесь на начальном этапе очень любят давать одноголосный пьески.  Я стараюсь такого избегать. Один мой коллега прокоментировал это примерно так-сначала дети играют двумя пальцами. Потом это им надоедает. А потом в их сборнике появляются одноголосные пьесы, со сложной ритмической структурой. А если давать детям пьески на простое арпеджио, мелодию и бас - в общем избегать одноголосья, то у детей появляется энтузиазм-они всего пару уроков взяли, а гитара уже звучит полноценно.

Государственная детская музыкальная школа в Германии называется.....КОНСЕРВАТОРИЯ. Правильно, я опечатался. В русскомя языке много заимствованных слов, и как часто оказывается, они во многом приобретают иное значение. Так вот по немецки Konservatorium-это государственная начальная музыкальная школа. Музыкального училища здесь нет. Вся разница между консерваторией и частной школой...ну разве что статус. В нее большой конкурс на место преподователей. Возможно там более стабильная зарплата, либо есть какие то более выгодные для музканта условия, я точно сказать не могу, но обычно кто работает в государственных организациях в Германии в финансовом плане имеет кое какие преимущества. Но как и любая государственная организация, консерватория не особо заинтересована в наличии клиентов. Свою зарплату преподаватель получит в любом случае, при наличии учеников или без них. Поэтому некоторые ученики находятся по году в списке ожидания для набора на музыкальные занятия. Частный предприниматель при наплыве учеников, когда ему не хватает ресурсов просто открывает еще один филиал. Государственной конторе неинтересен такой расклад-много дел, а финансы те же.  Поэтому они просто составляют списки ожидания. А если за это время ученик передумает-невелика потеря.

Лень, спасибо за комментарий. Они у Тебя такие большие всегда, что могут вполне стать отдельными темами. И очень актуальными. Кстати, я тоже думал, что гос. работа в Германии - это типа круто, но вот недавно появилась инфа, что в карлсруйской консе не платят преподавателям, скажем, во время каникул, плюс почасовая оплата порой ниже частных школ. Или я не все правильно понял или я вообще не понимаю в чем тут интерес в этих государственных консерваториях. Дети там от 5 до 10 лет, плюс напряги по разным концертам и програмным требованиям для учителей. Если занятия групповые по гитаре, а не индивидуальные, то учителю не приплачивают больше, как это возможно в некоторых частных школах. Ну и так далее.

Это интересно. Я с Карслруйской консерваторией не сталкивался. Можно будет поспрашивать на досуге знакомых преподавателей. Я слышал, что там два подразделения учителей. Первые-это как раз те, которые видимо хорошо устроились, работают непосредственно в консе, в смысле в этом самом здании, цепляются за это место руками, ногами и зубами, видимо не просто так, а ввиду хорошей зарплаты, каких нибудь льгот, или еще по каким то обстоятельствам. Попасть на это место трудно, там большой конкурс, большая конкуренция, прослушивания и прочее. Вторая категория учителей-это с сомнительным статусом. Они числятся педагогами консерватории, но при этом являются выездными учителями. Обычно получают задания преподавать инструмент при каких нибудь общеобразовательных школах и гимназиях. А статус...сложно сказать. Вроде консерватория-серьезное государственное учереждение, возможно кто то думает, что она на порядок выше частных школ. Кто то считает важным не стать хорошим музыкантом, а получить сертификат от консерватории и вписать в резюме еще один пункт, полагая, что это может помочь в будущей профессии. Меня часто спрашивали, могу ли я выписать сертификат о прохождении курсов. В данный момент я тоже являюсь выездным педагогом одной школы, моя задача-научить воспитателей детских садов нескольким аккордам за 10 занятий, дабы они могли с детьми петь песни под гитару. Что такое десять занятий? Смешно. Но по окончании я подписываю им ДИПЛОМ ОБ УЧАСТИИ В ГИТАРНЫХ КУРСАХ (дословный перевод). Германия-страна бюрократов. Такая бумажка может помочь воспитателю при приеме на работу. А кто то просто не в курсе, что в карлсруэ куча частных школ, а консерватория - известное заведение. Вот и записываются по незнанию.

Скажу честно, не знаю какие з.п. в немецких гос. учреждениях, но вот, скажем в Минской БелГосфилармонии в этом плане (и было то не сладко), а сейчас и подавно дела обстоят неблагоприятно! Гниль начиная от руководства, которое только и умеет, что в пасьянс играть, ну иногда еще в настольный тенис (представляете, даже стол поставили специальный), да еще и отчитывать (при том обсолютно незаслуженно) и заканчивая, козалось бы, святая святых...Концертным залом!!!!!  Если ты, например, работаешь в Дестком отделе, то это, как правило, постоянные стычки с начальстом по поводу да и без повода (поэтому, не видеть начальства по 1,5 года - это МЕЧТА любого человека (если он, конечно же, психически нормальный). При организации концерта исполнитель должен в себе сочетать, как минимум и менеджера (что бы продать билеты, организовать людей, если хочет, что бы в его выступлении участвовали и другие люди), исполнителя (не будем забывать, что  это главная цель) и психолога (психологическая помощь и поддержка будет просто необходима!!) О том, что вытрясут все кишки и нервы потрепают только ради одного концерта, за который ничего по сути ты не получишь (только опыт, драгоценный опыт), говорить, думаю, не стоит.  Если, скажем, посчастливилось попасть в концертный отел, то радость будет не долгой! Если предстоят гастроли по Беларуси, то нужно сразу же взять с собой большой пакет с медикаментами, так как после холоднющих гостиниц, и абсолютно не человеческих условий придется несколько недель, а то и месяцев вставать на ноги! Возвращаясь к з.п., то ее и раньше то было не разгледеть, а сейчас (кто не знает, кризис в Беларуси) и подавно! Единственно, когда замечаешь наличие денег - это долгожданный отпуск! так что, что не оплачиваемый отпуск в Германии, думаю, это не так уж страшно, так как зарплата, возможно, позволяет жить норамльно, а не ждать одного раза в году.

 

А ведь было же и у нас время, когда Артиста Филармонии с почетом принимали во всех городах, когда попасть было в филарманию - благо не только по статусу! ЭЭЭх.....

С уважением, Сергей. 

О Каркасси (в Германии и Беларуси). Дети они одинаковы во всем мире и хотят чтоб все получалось легко и быстро. Я очень хорошо помню свои детские воспоминания о игре пьес Каркасси. Чисто механические пьесы. Арпеджированное чередование до-соль мажор или ля-ре-минор ми -септаккорд и т.д. Честно- играть было не интересно(но конечно технику развивало) . Современные дети живут в мире ярких мультиков и ярких красочных игрушек и книжек(особенно в Германии). Все получаемое извне яркое кричащее динамичное-а вы тут с Каркасси . Кроме этого исполнение до-мажорных пьес (с чередованием до-соль мажор)вообще было очень болезненным для левой руки. Мне кажется работа с Каркасси может быть хороша после 2 года обучения(это если  с 6 лет начинать)-вот тогда будет польза! А вообще можно попытаться придумать сюжет пьесе или героя -дети до 9 лет хорошо на это ведутся.  А вот вообще вопрос . Для какого возраста вообще Каркасси написал Школу игры на 6 стр гитаре? Мне думается для людей старше 8 лет. Вообще давно пора создать для юных гитаристов Школу игры с современными яркими образными пьесами .интересными как по музыкальному языку  так и по средствам выразительности.

Если сравнить Западную традицию муз образования и Белорусскую намечается 2 крайности.

На Западе ученик (да и ребенок вообще)-он всегда прав и слова ему не скажи. И так вырастают целые поколения не привыкших вообще концентрироваться . На Западе тоже есть родители которые прививают мысль .что надо работать много и хорошо в плане учебы.надо получать хорошее образование но их жутко  мало. Знаю про что пишу . живу в штатах -здесь только 10 процентов населения с высшим образованием -ну может 30 процентов со средним. довольно много тех кто вообще старшую школу не закончил. Но зато конечно человек с высшим образованием -это человек состоятельный .

В Беларуси ученик(да и ребенок вообще)-он  следует 4 непрестанным указам-сядь -сиди -молчи и рот закрой. Встречаются родители фанатично одержимые достижениями ребенков-готовы засаживать их на сутки за инструмент. И потом все с дипломами с высшим образованим-работают  не по специальности.Или по специальности но за такую зарплату .что стыдно вслух сказать.

А вообще как-то грустно -но правда .Западные люди не стремять вырастить музыкальных гениев (здесь в штатах).Самые престижные специальности далеки от музыки (банкиры.юристы .менеджеры). Так что да здравствует Беларусь .которая растит музыкантов для Запада (Германии .Франции. Сша) Не верите-почитайте биографии гитаристов Беларуи. Запад без нас никуда!

После помещения этого комментария на сайт прошло много времени . Были добавлены замечательные видео Светланы Ветушко :) Я все хотела добраться до этой темы и дополнить все вышесказанное .

Вот цитирую сама себя " вообще давно пора создать школу и т.д"...

На самом деле за последние 10 лет было создано белорусскими композиторами очень много хороших пьес и обработок народной и популярной музыки для гитары. Эти пьесы хорошие и образные и яркие !!!

Это вообще непостижимо сколько всего создано белорусскими композиторами за последние годы  для детей!

Кто не верит,  можете посетить сайты  Ветушко , Бурова , Копенкова , Мальганова и Колгана.(извините если кого забыла перечислить). Вот только на мой взгляд еще бы хорошо было создать именно Школу (т.е печатное издание с яркими картинками для детей , в которой бы пьесы шли в определенном порядке от простого сложного, следуя какой-то логике изучения различных тем и приемов игры). Вот что имелось ввиду в данном комментарии.

К сожалению интернет мне предлагает только обложки для просмотра сборников-а было бы интересно еще и внутрь заглянуть. Как там с дизайном:)? Если кто видел -опишите словами...

Действительно,белорусские композиторы  пишут в  основном авторскую музыку, обработки, переложения.И  никто  до сих пор не создал свою белорусскую гитарную   школу! (  но может быть, у композиторов на то свои какие-то  причины).  В большинстве  своём  преподаватели ДМШ работают, используя   репертуарный материал, данный  в семи тетрадях   для  гитариста,где пьесы идут по  принципу от  простого к  сложному и рассчитаны  на пять  лет обучения.Конечно,авторские произведения  тоже  играются. Подборка репертуара тетрадей  очень  хорошая, но  всё же не хватает разработки конкретных тем и приёмов игры ( в какой последовательности, на каком этапе и т.д. должны изучаться), о чём  и пишет Ксения. И  я, в свою  очередь, с ней  солидарна. Надо  закинуть   им идею! 

Музыка (обработки и авторские произведения ) как-то возникают сами по себе-редко под заказ. Поэтому все композиторы и пишут, что лучше получается и к чему душа лежит :) А тема детских произведений для отработки различных видов техники очень интересная -тут надо бы подумать и есть над чем.

Не совсем поняла про какие 7 тетрадей идет речь в комментарии Оксаны -у меня их тут нет -хоть кто автор намекните. (или ссылку какую пришлите)

Я сейчас пробую что-то сделать для самых юных.Для первого года обучения -смотреть в нотный раздел Пособие "Я играю на гитаре"(1 и 2 струны) .Это не школа -а знакомство с нотами и гитарным грифом.Даже не знаю как дети отнесуться.Первая струна уже испытана на своих -вроде нормально читается с листа.Дальше все в процессе творчества и развития.

Наверное, Оксана сможет сама скорее ответить о каких семи тетрадях идет речь. Возможно, это сборники Олега Копенкова, возможно, кого-то ещё.

Когда я учился ещё в музыкальной школе речь часто шла о 4 томах школы Кирьянова. Это была работа с большим разнообразным репертуаром и пояснениями. Во время обучения в музыкальном училище проходились школы Александра Иванова-Крамского и Маттео Каркасси. Уже постарше я познакомился со школой Эмилио Пухоля.

На сегодняшний день имеется множество школ игры на гитаре от разных авторов.

Предлагаю завести отдельный топик (например, блог), в котором можно порассуждать на вопрос - "А почему бы не создать школу игры на гитары в Беларуси" или в таком духе. Наверное, друзья, для появления или не появления такой работы есть свои причины и следствия.

Ну вот насчет того, что произведения возникают редко под заказ я бы не сказал. Музыка к кино, половина современного шоу бизнеса, да те же Бах, Моцарт, ну или знаменитая опера Аида, написанная специально по заказу ко дню открытия суэцкого канала. Просто композиторы разные бывают. 

На самом деле очень многие композиторы пишут музыку на заказ и почти все из них сочиняют подразумевая ее последующее исполнение за гонорары (т.е. деньги присутствуют и здесь в прямой или косвенной форме).

А вот о школах игры на гитаре позвольте мне перенести продолжение этого разговора в другой блог, специально для этого заведенный.

Я бы сказал-деньги являются, пожалуй, основным мотиватором, а в современном мире еще и средством к продвижению музыки. А вообще-то, неплохо бы исследовать  такой вопрос-сколько наиболее значимой музыки написано именно на заказ, а сколько путем посещения музы. Цифры могут быть интересными. Кто займется?

Да,  это было  бы  действительно  интересно. Что же  касается тетрадей,  составители  О.Копенков и С.Кабанов  (хотела прикрепить файл,  не получается).