Двенадцатиструнные гитары

  Двенадцатиструнные гитары впервые появились в США в начале двадцатого века. По одной из теорий, их возникновение связано с ностальгией музыкантов по средневековым инструментам с парными струнами (вроде лютни, ирландского бузуки и мандолины) и попытками использовать такой подход в изготовлении гитар. Согласно другой теории, двенадцатиструнка родом из Мексики и стран Латинской Америки. 

  Как бы там ни было, музыканты довольно быстро «распробовали» инструмент. За серийное изготовление двенадцатиструнных гитар взялись, главным образом, фирмы, на которых трудились мастера и рабочие, имевшие итальянские корни. Лидерство здесь принадлежит Oscar Schmidt, но, кроме них отметились Harmony, Lyon and Healy и Regal. Такие «монстры», как Gibson и Martin новшество восприняли со скепсисом, поэтому их эксперименты в изготовлении двенадцатиструнных инструментов носили эпизодический индивидуальный характер и довольно быстро забылись. 

  Внешне двенадцатиструнные гитары представляют собой обычные вестерн-гитары (полностью деревянные, либо с синтетической задней декой, как у Ovation) с удвоенным числом струн и закономерно увеличенной головой грифа. Струны металлические, соорудить двенадцатиструнную «классику» под нейлон — к худу или к добру — пока никому в голову не приходило. Также существуют модели, в которых парными являются только три высокие струны, а все басы одиночные. Струны в парах настраиваются либо в унисон, либо в октаву. Гриф гитар усиливается, чтобы выдержать удвоенное натяжение струн. 

  Основное назначение двенадцатиструнок — аккомпанемент пению или мелодии. Считается, что характер звучания инструмента, более «певучий» и богатый, в сравнении с шестиструнной гитарой, даёт голосу особую опору, что позволяет вокалисту чувствовать себя значительно комфортнее и удобнее. По этой причине инструмент прижился среди бардов и исполнителей авторской песни. Но считать двенадцатиструнную гитару исключительно бардовским инструментом не совсем справедливо. К примеру, Джо Пасс и Джимми Пейдж с успехом играли на них сольные партии и композиции в манере «фингерстайл». 

  Сегодня, когда двенадцатиструнные гитары широко распространены и изготавливаются множеством фирм по всему миру, подобрать инструмент по собственным вкусу и потребностям, может каждый. Будет ли это профессиональная, дорогая гитара, или же бюджетная модель для домашнего музицирования или пения у костра, исполнитель решает самостоятельно, исходя из наличествующих потребностей, материальных средств, амбиций и творческих идей.