Как подзвучить акустическую гитару для работы в ресторане или клубе

Микрофоны и оборудование для подзвучки гитары

Зачем усиливать звучание гитары 

Использование подзвучивания акустической гитары зависит от помещения и его акустики. Очень редко бывает так, что подзвучка не нужна вовсе, хотя у чистого звука хорошей акустической гитары есть своё очарование. Но всё же, для работы в ресторане или подобном заведении следует обзавестись стартовым комплектом акустической аппаратуры по следующим причинам:

 

  • звук должен быть хорошо слышен по всему помещению, причём равномерно, чтобы посетители за дальними столиками не оказались "вне игры";
  • качественное усиление звука гитары донесёт до аудитории все нюансы звучания и красоту Вашей игры; 
  • с помощью техники можно украсить, обогатить и улучшить звук даже не самой лучшей акустической гитары.

 

Чем подзвучить акустическую гитару

  1. Начнём с начала: микрофон или звукосниматель?

Подзвучиваем гитару с помощью звукоснимателя

Звукосниматель имеет два преимущества: он невелик и удобен, однако для качественного съёма звука потребуется достаточно дорогое устройство (от 40 до 500 долларов). Потратив время на покупку даже хорошего звукоснимателя (DiMarzio Seymour, Fishman, Duncan, Schaller или EMG) и выбирая его по согласованности со звуком своей гитары, всё же добиться чисто акустического звучания не получится. Магнитоэлектрические или пьезоэлектрические звукосниматели удобны тем, что дают больше свободы движений и не "заводятся", как микрофоны. Но их установка и предварительный усилитель потребуют дополнительных расходов.

Подзвучка гитары с помощью микрофона

Микрофон можно купить гораздо дешевле, такие недорогие микрофоны как Shure, AKG или Sennheiser‎ (от 25 до 50 долларов) вполне выручат на первое время, выдавая вполне приличный звук. Плюс микрофонная стойка за 25-30 долларов. Однако будет лучше приобрести специальный микрофон для акустической гитары, дающий более реалистичный звук.

Хороший микрофон с внешним расположением либо устанавливается на деке возле резонаторного отверстия, либо крепится к корпусу гитары. За 120-150 долларов можно приобрести американский Mini-Flex компании Donnel.

Внутренний микрофон, расположенный внутри корпуса, имеет ярко выраженную резонансную неравномерность, поэтому он служит как дополнительный звукосниматель для придания звуку глубины и объёма. Пример – пара, состоящая из конденсаторного микрофона Crown ($140) и пьезозвукоснимателя Fishman.

Обычно, к микрофону и звукоснимателю в комплекте прилагается неплохой кабель длиной 3,5 м, что вполне достаточно для гитариста в ресторане. Но если потребуется более длинный кабель, то не стоит до длины в 10-15 м особенно переплачивать за бренды. Проследите, чтобы он был не слишком тонким и симметричным, то есть две отдельные жилы в общем экране (для уменьшения помех и наводок).

Микрофон, обеспечивая наиболее качественное и чистое звучание, имеет и минус – возникновение обратной связи при необходимости сильного усиления и неправильном его расположении.

  2. Микшер и усилитель.

Для начала неплохо купить даже совмещённое устройство, в котором есть возможность регулировать не только громкость, но и тембр звучания. Лучше, если эквалайзер (темброблок) будет включать в себя не две полосы (низкие и высокие частоты), а больше, чтобы легче было подстроить звук гитары под акустику помещения. Во многих таких устройствах даже есть некоторые возможности обработки звука, такие как Delay, Echo и другие, способные значительно украсить звук.

  3. Акустические системы.

 Используя подзвучку, не стоит экономить на звуке колонок (их и называют акустическими системами). В конечном итоге именно они дают конечный результат – красивый гитарный звук. Все предыдущие звенья, будь они самого лучшего качества, не будут играть никакой роли, если акустика низкосортная.

Пусть колонки будут не самой большой мощности, но исключительного качества: от хороших бытовых Sony, Pioneer или подобных, до профессиональных брендов Peavey или Electro-Voice.

  4. Комбоусилители.

Гитарный комбоусилитель

Отличное решение для гитариста – всё в одном! Behringer, Ibanez, Roland, Vox, Marshall и многие другие за 60-500$ уже приготовили для работы на акустической гитаре комплексное решение всех проблем.

Пример схемы подключения подзвучки для акустической гитары

Таким образом, если у Вас нет комбоусилителя, и покупать его нет смысла, то схематично подключение оборудования может выглядеть так:

Примерная схема подключения аппаратуры для усиления звука акустической гитары

Для улучшения звука позже стоит приобрести комплект, состоящий из отдельного микшера и усилителя. К тому же, это позволит использовать частичные фонограммы и минусовки для работы в ресторане на более высоком уровне, сочетая чисто гитарные произведения с эстрадными, в которые будет вплетаться чарующий звук Вашей акустической гитары.

Поделитесь этой информацией

Комментарии

Только что вернулся из горной избушки, в коей проживал со среды вместе с оркестром. Сложилась у нашего оркестра такая традиция-осенью снимать хижину в горах, и усиленно репитировать на природе. 
На этот раз я прихватил с собой пару приборов, дабы поработать над кое какими идеями, ну и по возможности еще и записать пробную версию. Как оказалось-это было весьма кстати. 

Один из молодых гитаристов оркестра решил взять в руки бас. Инструмент он приобрел, а вот дальше...как то не задумался, что с ним делать. В результате той аппаратуры, что я взял, оказалось достаточно, чтобы раскрыть звучание бас гитары в полной красоте, бывший гитарист справился на все 100, так что у дирижера отпала нужда искать контрабасистов для предстоящих концертов. Вот только на аппаратах была куча крутилок, кнопочек, переключателей и прочих проводов, так что все это чудо приводить в боевую готовность приходилось мне. 
Так вот, если уж вам довелось связаться с аппаратурой, изучить вам придется ее досконально, ибо вам придется неоднократно устранять мелкие неполадки. Да или даже не неполадки, а так, включите усилитель, а звука нет. Начнете проверять провода, крутить регуляторы громкости, а в конце концов окажется, что вы забыли подключить колонку. 

Пере тем, как вы начнете скупать мыслимое и немыслимое оборудование, для начала следовало бы определиться с задачей, которую будет оно выполнять.

Многие музыканты обзаводятся так называемым "техническим райдером", то есть, списком аппаратуры, которую им должны предоставить для выступления. Ну и конечно, если вы - Кейт Ричардс, это оборудование вам предоставят. Есть музыканты, скажем так, менее известные, чем легендарный гитарист из Роллинг Стоунз, но тем не менее они требуют четкого соблюдения технического райдера, то есть, если клуб не состоянии обеспечить достаточное техническое оснащение, то они просто не играют в этом клубе. 

А вот если вы молодой, голодный, вам нужны деньги и вы не в состоянии отказываться от концертов, то как раз вам и стоит задуматься о приобритении оборудования. Но прежде всего, неплохо перед выступлением наведаться в клуб (или связаться с завхозом), с целью выяснения, нужно ли тащить свои агрегаты, или заботливый хозяин заранее продумал вариант технического оснащения? Если нет такой возможности, то тогда следует определиться, что вам необходимо.

Вариантов может быть великое множество. Но по порядку.
Звукосниматель...

Пьезо-переводит вибрацию в электрический сигнал, может быть выполнен как съемный, так и встроенный в гитару, пожалуй, один из наиболее дешевых вариантов. 

Магнитный-работает с металлическим струнами, перводит колебания струн в электрический сигнал. Скорее всего абсолютно неприемлем при работе с нейлоновыми струнами. 
Так же неплохо зарекомендовал себя контактный микрофон - лично у меня модель AKG C 411, однако может  понадобится фантомное напряжение, соответственно нужны либо аппарат с поддержкой фантомного напряжения, либо адаптер. 

Ну и наконец-микрофоны. Но на самом деле микрофоны могут оказаться далеко не саммым лучшим вариантом для концертной работы. 
В идеальный условиях (студия, концертный зал с хорошей акустикой), работать с микрофоном-одно удовольствие, а вот клуб и ресторан могут "звучать" мягко говоря не очень хорошо. И вот тут вы столкнетеь с проблемами-призвуки, обратная связь, ну и "привязанность" гитариста к одному единственному месту, в котором установлен микрофон. Ну и потом, обычно звук акустической гитары лучше всего передается конденсаторными микрофонами, которые стоят на порядок дороже динамических, зачастую требуют фантомнго напряжения или питания от встроенной батарейки, но плюс ко всему-по сути они  всего лишь передают камерное звучание инструмента. То есть если атмосфера заведения располагает к тому, чтобы зрители сидели тихо, затаив дыхание, и наслаждались музыкой-то всегда пожалуста, но я уверен, что посетители общепита будут заняты разговорами с официантами, так что вам как музыканту стоит звучать достаточно авторитетно, в этом случае звукосниматели вам в помощь.
Как их выбрать? Ну по большому счету-неплохо бы поиграть на всех возможных моделях, и выбрать тот, который вам ближе всего. Но иногда лучше купить готовый инструмент со встроенным звукоснимателем. При этом он вовсе не должне быть свехрдорогим. Чаще всего можно встретить гитары с пьезозвукоснимателем, который представляет собой плоскую пластину, лежащую под вкладкой нижнего порожка. Вибрация струн преобразовывается непосредственно в электрический сигнал, при этом качество акустического звучания не имеет настолько решающего значения. Для того чтобы звучать хорошо вполне достаточно инструмента за 600-700 евро. Плюс у такого инструмента есть ряд удобств, например-вам не потребуется больше переживать  о том, что в самый неудачный момент съемный звукосниматель вдруг выпадет из креплений, или о том, что провод бутет висеть в самом непододящем месте и путаться в пальцах (вариант на первой фотографии).
Далее-оборудование. 
На картинке с вариантом включения оборудования мы видим мультяшного Андреса Сеговию, который играет через педальку, что то из серии Boss Super Overdrive-эдакая жужжалка для электрогитары, которая включенна в пульт, подающий сигнал на сабвуфер и две колонки. В целом это все описывается словами-гитара-блок обработки звука-микшер-усилитель-колонки. Вполне классический вариант включения. ну разве что не совсем понятно, зачем нужен микшер, если источник сигнала один. Такой вариант можно разделить на две части-гитара и педалька (все что до микшера)-ваше, все остальное предоставляет клуб. Я предлагаю рассмотреть несколько случаев. 
Прежде всего, следует определиться-как вы будете транспортировать ваш инвентарь к месту выступления. Если в вашей машине вместительный багажник-это не проблема, а вот с общественным транспортом сложнее. 

Пожалуй, одним из наиболее простых способов будет приобритение комбоусилителя. Многие из них имеют несколько встроенных эффектов, возможность подключения несколькоих источников звука одновременно (гитара, микрофон, воспроизводящее устройство на случай работы с минусовками). Зачастую этого бывает вполне достаточно, если выступление проходит в небольших помещениях. Звук комбика легко оценить, подключив к нему гитару и поиграв немного. В крупных музыкальных магазинах всегда есть возможность сравнить несколько усилителей и выбрать подходящий. Помимо звука неплохо бы разобраться в функциональных особенностях-есть ли у него дополнительные эффекты, возможности подключения к другим аппаратам, автономное питание от батареек или аккумуляторов, фантомное напряжение для работы с конденсаторными микрофонами. С одной стороны-больше возможностей могут облегчить вам жизнь, если придется подключить один аппарат к другому, с другой стороны-если за дополнительную функцию требуют значительную надбавку в цене и вы точно знаете, что эту функцию не будете использовать-не стоит переплачивать. Ну и пожалуй, при покупке не путать усилитель для акустической гитары с усилителем для электро или бас гитары. 

Другой вариант-собрать систему из отдельный частей. а именно - инструмент, приборы обработки звука (хорусы, ревербераторы, эквалайзеры и прочее), при надобности-микшерный пульт, оконечный усилитель и акустические системы (колонки). С одной стороны-это возможность взять именно то, что вам потребуется, возможно-более качественные отдельные элементы по сравнению с тем, что предлагается в комбиках, с другой стороны-это может оказаться более объемным и громоздким, и требовать дополнительное время на подключение и настройку (впрочем, с развитием цифровой технологии появились аппараты, которые настраиваются дома, перед концертом нужно только включить аппарат).
Для тех кто не сталкивался с таким оборудованием:

Колонки бывают активные и пассивные. В активных колонках имеется встроенный усилитель, пассивные требуют подключения внешнего усилителя. Если вы решили приобрести последний вариант, ознакомьтесь с согласованием колонок с усилителем по мощности и сопротивлению. Иногда усилитель встроен в микшерный пульт (кажись, такой пульт тоже называют не то активным, не то забугорным словом Power Mixer). 
Приборы обработки звука бывают как отдельные, так и комплексные, содержашие множество эффектов в одном флаконе. При покупке неплохо ознакомиться с разделом "предустилители для акустических гитар", зачастую это компактные приборы, по возможностям превышающие самые немыслемые запросы гитаристов, кроме того многие приборы выполнены в виде педалей, так что можете на какое то время почувствовать себя электрогитаристами, включая какой нибудь особый эффект для художественного элемента. 
Ну и еще один момент, который в статье упомянули слишком поверхностно-симметричный кабель. 
Купив вышеупомянутое чудо, вы можете столкнуться с интересным фактом-этот кабель не подходит к гитаре. То есть-это все равно что пытаться сетевой шнур включить в разъем для наушников. Поэтому заострю на этом внимание.
Итак, вернемся в детство-класс эдак в восьмой, курс физики, электрические явления, подраздел-переменный ток. Наверняка все помнят, что такое фаза и ноль. Самые дотошные еще и вспомнят, что графически переменный ток можно изобразить синусоидой. То, что мы получаем на выходе звукоснимателя есть ничто иное, как переменный ток, только называется это теперь по другому-вместо фазы-сигнал (Hot), вместо нуля-земля (Ground). Вот в такой концепции надобно довести сигнал до усилителя-ну или до микшера. А теперь представьте, что в коем веке, вы выступаете на сцене, а в десяти метрах от сцены сидит настоящий живой звукорежиссер, да еще и компетентный, у него настоящий микшер, и он внимательно следит за звуком, чтобы в зале все было на ура. И вот тут начинается проблема-довести достаточно слабый сигнал с вашей гитары по проводу не менее 10 метров до микшера. Длинный кабель будет цеплять электромагнитные наводки, так что помимо вашего сигнала из колонок будут доноситься помехи. (В среду во время репетиции я поймал своим оборудованием французскую радиостанцию, а планировал всего лишь усилить сигнал с гитары). И вот на помощь пришли физики. Синусоиду разложили на два периода, каждый из периодов пустили по отлельному проводу, получились два провода, левый (L), правый(R), плюс земля (x). Получаемый сигнал называют симметричным, обычно для его передачи применяют шнуры с разъемами XLR, хотя встречаются и обычные стереоразъемы "джек".  Я не вдавался в технические подробности, но суть в том, что это позволяет передать достаточно слабый сигнал на большие расстояния по проводам без лишних наводок.  Если вам доведется выступать на концерте, где есть собственный звукорежиссер и приемлимое оборудование, наверняка вы столкнетесь с понятием "симметричный сигнал", поскольку зачастую это один из наиболее простых способов состыковать оборуодвание. В некоторых случаях встроенные в гитары предуситилтели имеют отдельный XLR либо людой другой симметричный выход, иногда такой выход есть на приборах обработки звука и предуситителях (часто он называется DI, то есть Direct Input). Если же такого выхода нет, то для преобразования несиммеричного сигнала в симметричный и наоборот существует прибор DI Box. Стоит он недорого, в пределах от 20 до 100 евро, места занимает немного, так что можно задуматься о приобретении. Ну и напоследок-если вы довольны звуком своего комбика, а вот эффекты у него не очень-можно приобрести дополнительные приборы. Так что пробуйте, экспериментируйте, и найдете свой звук

Хорошая статья у вас получилась - спасибо!Smile

Мне всегда не везло на звукооператоров...Поэтому ещё с юности у меня была мечта приобрести своё оборудование "на всякие случаи жизни", и подзвучивать себя самостоятельно. Со временем эта мечта постепенно осуществляется!

У меня тоже есть микрофон - AKG C 411.  Действительно - очень удобный и практичный для подзвучки классической гитары!(Держится на жидкой резине и работает от фантомного питания)

А тут можно спросить какая из статей хорошая, Алёна? Основная или статья Лео? Он большой любитель длинных комментариев. Поэтому я называю ее ещё одной статьей.