Как выбрать электрогитару

  В первых двух статьях «История развития электрогитары» и «Электрогитара и особенности конструкции»  я попытался  рассказать об электрогитарном разнообразии и помочь определиться с выбором подходящей модели.  И вот вы уже твердо решили обзавестись инструментом и у вас возникает вопрос - как выбрать электрогитару.

  Зачастую на выбор электрогитары влияют субъективные факторы, чаще всего – является ли эта фирма известной и играл ли на этом инструменте ваш любимый гитарист. Однако, все не так однозначно. Думаю, я не ошибусь, если скажу, что электрогитара – пожалуй, самый популярный и наиболее продаваемый на сегодняшний день музыкальный инструмент. Поэтому производители гитар идут на коммерческие трюки и рекламные уловки, позволяющие взвинтить цену инструмента. Конечно, если вы не ограничены в средствах, то это не проблема, но в большинстве случаев бюджет музыкантов далеко не баснословен. Это также не означает, что при этом невозможно приобрести достойный инструмент. Но задавая себе вопрос - как выбрать электрогитару, стоит кое-что знать об этом. Итак, по-порядку.

  Для начала вам следует определиться, сколько денег вы готовы отдать за инструмент. Можно говорить о ряде условных ценовых категорий.

  Как выбрать электрогитару до 100 евро:

   Зачастую это копии известных моделей, изготовленные в азиатских странах и рассчитанные на начинающих гитаристов. Часто такие инструменты не имеют имени брэнда и носят английское название Noname (без имени). Иногда на таких электрогитарах, выпущенных на одной фабрике, могут стоять совершенно различные товарные знаки, которые наклеиваются поставщиками инструментов (фирмами-посредниками). Зачастую такие инструменты вполне пригодны для первых шагов обучения, но ввиду низкого контроля качества не следует ожидать от них хороших технических характеристик. Прежде всего, у них зачастую очень посредственные звукосниматели - одна из важнейших частей электрогитары. Если это гитара с системой вибрато, то не стоит ожидать от этой системы стабильного строя (качественные системы вибрато не могут по определению стоить дешево). Инструменты данной ценовой категории хотя и приемлемы для начального обучения, их следует покупать в самом крайнем случае - если вы очень стеснены в финансовом отношении, а научиться играть на электрогитаре очень хочется.

  Как выбирать электрогитару за 100-250 евро:

  Гитары этой категории зачастую имеют логотип известных производителей и их дочерних предприятий, самые известные из которых Squier, Ibanez, Epiphone, LTD. Инструменты этой категории хотя и предназначены для начинающих гитаристов, сделаны весьма добротно, звучат вполне приемлемо и неплохо "сидят" в руках. В свое время мне удалось отработать кучу музыкальных нюансов на гитаре именно этой ценовой категории. Если ваш ребенок изъявил желание играть на электрогитаре, а вы не уверены, что это не мимолетное увлечение - пожалуй, такие гитары будут оптимальным решением.

  Хочу еще обратить ваше внимание на рынок подержанных инструментов. При хорошем обращении срок службы гитары может составлять от сорока до нескольких сотен лет, но при этом подержанные инструменты зачастую стоят на порядок дешевле новых. Довольно часто я встречал в интернет аукционах весьма достойные модели, с которыми не стыдно выступать даже на больших стадионах, но при этом они продавались по цене около 300 евро. Конечно же, покупая инструмент через интернет, вы всегда рискуете - инструмент может неудобно "сидеть" в руках, звучать не так, как вам хотелось, иметь технический дефект и т. д.

  Выбираем электрогитару стоимостью 250-700 евро:

  Это так называемые бюджетные модели хорошего уровня, выпущенные на дочерних предприятиях известных производителей. В этой ценовой категории можно встретить весьма интересные модели,  которые иногда ничем не уступают лучшим образцам. Многие профессиональные музыканты относятся к данной ценовой категории скептически, утверждая, что из этих инструментов невозможно извлечь звук фирменных моделей, однако, я на своем опыте убедился, что это далеко не так. Звук - это понятие субъективное, и, возможно, гитара Лес Пол фирмы Gibson звучит иначе, чем та же модель, выпущенная на их дочернем предприятии Epiphone в Китае, однако не всегда уместно утверждать, что она звучит лучше или хуже. Очень часто эти электрогитары лишены технических недочетов, а нелюбовь музыкантов к этим гитарам можно объяснить субъективностью мышления и личными предпочтениями. Нередко, для объективной оценки инструмента, музыкантам предлагают тест «вслепую», при котором они должны поиграть на различных инструментах с завязанными глазами и оценить их по различным параметрам и выбрать подходящий. Результаты таких тестов бывают весьма интересные – выбор падает на инструмент, который гитарист при других обстоятельствах счел бы весьма посредственным. Если вы ищите инструмент для профессиональной игры, то не стоит сразу обходить стороной эту ценовую категорию.

  Электрогитары за 700-1700 евро:

 В этой ценовой категории можно найти инструменты высокого класса, предназначенные для повседневной студийной и концертной работы профессиональных музыкантов.

  Электрогитары свыше 1700 евро:

  По большому счету, это коммерческие уловки производителей - именные модели, точные копии легендарных гитар (включая царапины и трещины их оригиналов), гитары, выпущенные ограниченным тиражом или инструменты так называемого «кастом шопа». Впервые понятие Custom Shop появилось в 80-х годах. Идея заключалась в изготовлении гитар на заказ, с учетом пожеланий гитариста. Со временем этим словом начали успешно манипулировать, с целью подчеркнуть «эксклюзивность» отдельно выпущенных моделей и увеличить стоимость электрогитары. Но на самом деле звук этих инструментов не всегда лучше звука серийных гитар высокого класса. Поэтому вам решать - готовы ли вы переплатить за «эксклюзивность» .

  Разобравшись с ценовыми категориями, перейдем к общим рекомендациям. При выборе электрогитары надо обратить внимание на работоспособность ее механической и электрической частей. Колки, анкерный стержень, система вибрато должны быть исправными и регулироваться без сверх усилий. Регуляторы громкости и тембра, а также переключатели звукоснимателей должны работать без призвуков и фонов. Если из динамиков доносится скрежет или щелчки при переключении, то это может быть одним из признаков загрязненных контактов (Будьте внимательны! Это может быть признаком и других технических дефектов). Высота струн и прогиб грифа - дело индивидуальное, но в целом струны не должны быть слишком мягкими или слишком жесткими, а также не должны глушиться о лады. Т. е. если вы прижимаете струны, то они должны звучать чисто, без посторонних призвуков. Такие призвуки могут появиться от соприкосновения струн с ладами. Поэтому обратите внимание на тот самый прогиб грифа и высоту струн над грифом. Электрогитара в большинстве случаев позволяет регулировать эту высоту и тем самым избавиться от описанного дребезга. Если этот дребезг невозможно устранить, то, скорее всего, такой инструмент покупать не стоит, так как это может указывать на дефекты грифа. Желательно проверить мензуру - струна, зажатая на 12 ладу должна звучать по высоте так же, как и флажолет, извлеченный на этом же ладу (если вы ещё не знакомы с некоторыми понятиями типа "флажолет", "прогиб грифа" или "мензура", то выбирать электрогитару лучше с человеком, который в этом  хоть что-то смыслит). Если у гитары, всеже, обнаружится один из вышеперечисленных дефектов, а инструмент вам очень понравился, то это ещё не повод игнорировать его. Дело в том, что мензуру, высоту струн и прогиб грифа можно легко настроить (но в этот раз пусть это сделает профессионал), и по большому счету - их надо периодически проверять, в зависимости от времени года и влажности воздуха.

  Оценивая звук электрогитары нужно помнить две его составляющие - дерево и электронику. Я люблю поиграть на неподключенной гитаре, оценив звук дерева. Бывает, что звук дерева мне по душе, а электроника не очень удачно передает всю окраску. В данном случае можно приобрести инструмент для дальнейшего личного тюнинга (конечно же, если у вас есть тяга к тюнингу и экспериментам). Правда, делать это самому стоит лишь тем, у кого есть подобный навык, либо есть возможность отдать гитару на доработку гитарному мастеру. При этом нужно помнить о дополнительных расходах и хорошо подумать, стоит ли брать в данном случае данный инструмент, в который нужно будет еще вкладываться, или приобрести другой, который будет соответствовать вашим представлениям об идеальной электрогитаре. 

  Напоследок хочу перечислить несколько общепринятых заблуждений. 

  - Корейские гитары звучат лучше китайских, японские - лучше корейских, американские - лучше японских. На самом деле это не совсем так. В 50-60 годах передовые позиции на гитарном рынке держали несколько американских фирм, ставших уже легендарными. Оно и не удивительно - электрогитара впервые появилась в США. Со временем азиатские страны наладили серийное производство малобюджетных гитар для начинающих, тем не менее, многие азиатские (прежде всего японские) фирмы поставили перед собой задачу -производить инструменты, отвечающие высшим стандартам. Некоторые американские и европейские фирмы вывезли свои производства в страны Азии в поисках дешевой рабочей силы или ввиду более низких налогов. В результате появилась возможность приобрести качественный инструмент за меньшие деньги. Порой мне попадались инструменты с надписью Made in China, которые звучали "интереснее" американских, при этом стоили не меньше. Многие гитаристы наоборот, жалуются на низкое качество отдельно взятых моделей легендарных американских фирм. Многие фирмы заказывают комплектующие части, корпуса и грифы в азиатских странах, а сборку производят в США или Европе. На таких инструментах красуется надпись Made in USA, при этом истинное происхождение инструментов деликатно умалчивается.

  Ввиду всего вышесказанного при выборе электрогитары рекомендую ориентироваться исключительно на звук, удобство и функциональность, а не на страну производитель. То же самое можно сказать о гитарах "кастом шопа".

  - У гитар со сквозным грифом выше сустейн, у гитар с привинченным грифом лучше атака.

  - Пассивные звукосниматели динамичнее и живее активных.

  - Система флойд роуз «убивает» звук.

  Каждое из этих вышеперечисленных высказываний не лишено смысла, но электрогитара - это не набор отдельно взятых понятий, а единый организм. На формирование звука влияет суммарное значение этих факторов. Сустейн у гитары с привинченным грифом и жесткой бриджевой посадкой будет выше, чем у гитары с системой вибрато и сквозным грифом. Хамбакер с мощным выходным сигналом может компенсировать недостаточно выраженный сустейн, в то время как гитара с хорошим сустейном и синглом будет проигрывать в звуке. В данном случае лучше ориентироваться на звук, а не на конструктивные особенности.

  - У гитариста Стива Рэй Вогана (Рорри Гэллахера, Билли Шихана, Виктора Смольского (белорусский электрогитарист, проживающий в Германии) - список может быть бесконечным) специальная гитара, выпущенная для него лично. Она звучит иначе. Такую не купишь в обычном магазине, и даже их именные модели - это дешевая подделка, у них не тот звук.

  Увы, я часто сталкивался с такими предубеждениями. Зачастую у всех этих гитаристов гитара ничем не отличается от других. Если вам интересен звук - можете найти информацию об этих инструментах в интернете, скорее всего это банальная древесина - ольха, ясень или махагон, кленовый гриф, палисандровая накладка, звукосниматели - серийные. Индивидуальность звука - это не заслуга гитары, а заслуга гитариста. Виктор Зинчук неоднократно демонстрировал чудеса, извлекая невозможные звуки из советской гитары «Тоника», подключенной к советскому усилителю «Родина», объясняя это тем, что инструмент - это лишь деревяшка, если не попадет в умелые руки гитариста. 

Статью подготовил Леонид Райнхардт