3 верных способа испортить произведение или горькая правда о темпе

3 верных способа испортить произведение

Не секрет, что каждый из нас по-своему ощущает время и плывет по течению жизни на своей скорости. Мудрые психологи выделили 4 типа темперамента человека, для каждого из которых характерна своя скорость всех психических процессов: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Очевидно, что данные психотипы себя ярко проявляют и в исполнительской практике. Спросите как? Прежде всего, в одном из важнейших компонентов музыки коим является ТЕМП произведения!

Напомним, что само слово темп происходит от латинского tempus, что означает «время». Этим термином принято указывать «скорость исполнения музыки» (Музыкальный словарь Гроува, с. 858) и «… характер движения музыкального произведения» (А.Н.Должанский. Краткий музыкальный словарь, с.289).

Именно темп является мерилом времени в музыке. И как раз таки от него сильно зависит воссоздаваемый исполнителем характер и образ. Неверно выбранный темп способен кардинально изменить даже жанр. Так, сыграв быстро Траурный марш Шопена из Второй фортепианной сонаты, вы с легкостью получите нечто вроде польки или плясовой.

Как правило автор сам указывает в нотах тот или иной темп исполнения. Но бывают и случаи, когда обозначение темпа в нотах нет. Например, в рукописях сочинений всеми любимого И.С.Баха отсутствуют какие-либо темповые и динамические пометки. Всё, что видит в нотах берущийся за его исполнение музыкант – дело рук редакторов. Другой случай, когда композитор просто в начале пьесы пишет указание на характер движения («в темпе вальса», «в характере марша» и т.д.), что довольно часто встречается у романтиков. Конечно же для интерпретации подобного рода произведений исполнителю нужны знания и хорошее чувство стиля.

Выбор исполнителем нужного темпа сказывается, безусловно, и на качестве игры. И если в сольной игре не выдержанный заданный темп еще полбеды, то в ансамблевом исполнении – это просто катастрофа. Такая игра напоминает поезд, стремительно летящий локомотив которого пытаются догнать последние вагоны.

Способов испортить произведение довольно много, но в отношении темпа, пожалуй, можно выделить 3 беспроигрышных варианта. Это:

  1. сыграть все быстрее обозначенного в нотном тексте темпа
  2. сыграть все медленнее обозначенного в нотном тексте темпа
  3. сыграть все в произвольном темпе

 

Сыграть все быстрее обозначенного в нотном тексте темпа

Или как говорят в среде исполнителей «загнать» произведение. Этим особенно грешат во время концертной игры темпераментные по складу холерики и начинающие исполнители. Да и понятно. Сказывается пронизывающее подчас все тело и душу волнение, из-за которого время летит совсем незаметно. Его просто перестаешь чувствовать и, что еще хуже, контролировать. Тебя «несет» на всех парах. И в голове часто пульсирует лишь одна мысль: «Доиграть бы только до конца!».

 

Сыграть все медленнее обозначенного в нотном тексте темпа

Еще одна темповая крайность, которую в кругу исполнителей проще называют «посадить» темп. Она особенно часто возникает при исполнении быстрых виртуозных произведений или же наоборот очень медленных. В первом случае первопричинами вынужденного замедления темпа служат недостаточно хорошая техника игры исполнителя и огромное желание во что бы то ни было добросовестно выиграть все пассажи. Во втором же случае изначально медленный темп произведения словно болото «засасывает» исполнителя, делая и без того его флегматичную манеру исполнения все более «эстонской».  

 

Сыграть все в произвольном темпе

Тут уж, как говорится, сам себе режиссер: как хочу, так и играю, где хочу, там и замедляю или ускоряю. Такое растягивающееся на все произведение rubato свойственно более всего склонным к чувственному романтизированному исполнению натурам. И, к сожалению, для них совсем не важно музыку какого стиля или эпохи они играют. Куда важнее выражение своего меланхолического чувствования музыки и показ всего себя любимого.

Определенно, для достижения успеха при исполнении музыки надо стремиться быть эмоционально уравновешенным сангвиником. Словами Евгения Онегина: «Учитесь властвовать собой!». Именно самообладание во время исполнения даёт музыканту возможность контролировать свои эмоциональные порывы, наносящие урон качеству игры и так или иначе сказывающееся на темпе воспроизведения.

Если есть проблемы с ощущением верного темпа, то метроном вам в помощь! Жаль лишь, что на концерт его с собой не возьмешь. Но, что парадоксально, даже точный, строго выдержанный темп – еще не гарантия хорошего вдохновенного исполнения. Подчас от такой четкой игры возникает эффект механического звучания. Художественная же выразительность отдельных фраз или пассажей нередко требует некоторых отклонений от основного темпа. Но всякое замедление или ускорение темпа должно быть художественно оправданным! В этом и проявляется настоящее исполнительское мастерство.

Чтобы уровень игры становился всё более профессиональным, полезно также прислушаться к ценным советам мастеров относительно темпа.

 

Кристоф Виллибальд Глюк (австрийский композитор классицизма):

«Лишь чуточку быстрее или чуточку медленнее, и все погибло».

 

Фриц Крейслер (австрийский скрипач, композитор рубежа 19-20 веков):

«Там, где ноты долгие и их мало, не замедляйте темпа, а там, где много мелких нот, не спешите»

 

Леонид Собинов (русский оперный певец 20 века):

«Спокойствие исполнения достигается большим беспокойным трудом» 

 

Автор статьи музыковед Александра Макарова

Торопитесь медленно, играя на гитаре