Как быстро подготовиться к концерту

16 Фев 2022 в 22:04
Концерт по-быстрому

Этот материал я не рекомендую студентам музыкальных заведений и ученикам музыкальных школ, ввиду больших рисков при подготовке к серьезным концертам. Однако, он может быть успешно использован учащимися при большем запасе времени или в процессе регулярных занятий на гитаре.

Содержание:

  • Моя важная предыстория, из-за которой материал может вам навредить
  • Распределение ежедневных занятий с обоснованием
  • Регулярная работа над техникой
  • Дополнительные элементы подготовки

 

Моя предыстория

Чтобы понимать, почему этот метод подготовки может оказаться вам бесполезным или даже навредить, я должен рассказать о своей ситуации буквально несколько предложений. Понимая важность "правильной" подготовки к концертному выступлению, я не стал бы брать ответственность за то, что мой вариант подойдет абсолютно всем. И в первую очередь это касается временных рамок, но не самой структуры занятий. Последняя имеет место быть.

Итак, мой опыт - два музыкальных ВУЗа, опыт сольной концертной деятельности в том числе в рамках Белгосфилармонии, примерно 20-летний опыт преподавания гитары. Это в общем. Но ситуация усугубляется тем, что занимаясь в последние годы преподаванием, концерты постепенно сошли на нет. Да, я не выступал публично с момента начала известных карантинов в 2020 (сегодня начало 2022).

 

Как я распределил нагрузку занятий

Получив первую новость о возможном выступлении 6 января утром до самого выступления 27 января мне оставалось на все вместе ровно 21 день. Зная особенности работы памяти (разучил - "забыл" - повторил - обыграл - исполнил) и имея всего 3 недели времени на подготовку для себя обозначил следующие рамки по неделям:

  1. "сборка" программы, 90 % которой - повтор, 10 % - новые сочинения. Нужно сказать, что новые пьесы добавились позднее, примерно за неделю до предполагаемого концерта. А старые подбирались в балансе между суровой классикой и легкой для восприятия музыкой. При этом я не стал рисковать, включая в программу очень сложные для исполнения сочинения, которые играл раньше (очень хотелось исполнить "Вариации на тему Скрябина" Александра Тансмана, но сдержался).
  2. Техническая отработка. За основу я взял несколько комплексов универсальных упражнений на каждый день (на 45 минут и на 90 минут упражнения на разные виды гитарной техники). Так как в программе было "Последнее тремоло" Августина Барриоса, то добавил отдельные упражнения на тремоло, которые очень помогли продвинуться в этом виде техники. Мне очень нравится исполнение этой пьесы Дэвидом Расселом и на его тремоло и манеру исполнения я во многом ориентировался. В случае возникновения технических сложностей в отдельных пьесах работал фрагментами, добиваясь звукового баланса голосов. Вопрос самих занятий сложно объяснить общими словами, это проще показать на конкретном примере.
  3. Обыгрывание мне казалось соврешенно логичным и для третьего этапа подготовки я договорился о нескольких предвыступлениях в немногочисленных компаниях. Также в этот период предполагалось обратить особое внимание на правильный сон, питание и движение (спорт). Это основа общего физического комфорта и работы организма в целом. Для восстановления работы над памятью  запланировал к прочтению (очередному) книгу Лилиас Маккиннон "Игра наизусть". В свое время она мне очень помогла, дав ряд приемов к укреплению запоминания в публичных выступлениях.

 

Регулярная работа

Цифры способны мотивировать и это проверено не только мной. Таким образом я взял за основу гипотезу о 3-часовых ежедневных занятиях. Исходя из этого расчертил 2 таблицы. В них я указывал как общие тенденции занятий с фиксацией общего времени по датам (если не доработал, то "должок" по времени переносится на следующий день), так и детальную статистику по каждой пьесе. Последнее мне давало полную картину о корректировке усилий в работе над каждым конкретным сочинением. Например, если пьеса "не звучит" и требуется дополнительное время, то делается пометка красным карандашом в поле + доп. замечания о технике + доп время. Это было необходимо для того, что ежедневно проигрывать все сочинения особенно примерно в первые 2 недели не представлялось возможным. В один день игралась одна часть программы, в другой - другая исходя из того как и что получается и на что и требуется больше или меньше времени.

Таким образом помимо нот сочинений программы, моими регулярными друзьями стали 2 таблицы + ноты комплексов упражнений. Ни таблицы, ни упражнения нельзя недооценивать и в этом, на мой взгляд, был залог части успеха быстрого восстановления. Упражнения мотивировали, таблицы дисциплинировали и стратегически корректировали работу, если можно так выразиться обобщенно.

Например, возникла ситуация, при которой я вдруг не смог заниматься 3 часа в день (водяной мозоль на пальце правой руки был, появлялись болевые ощущения в левой, но не мозоли, в мыщцах). Нужно было скорректировать занятий таким образом, чтобы не упустить драгоценное время. Для этого поменял упражнения на пару дней, уменьшил нагрузку с пометкой о "возврате часов". 

Нужно понимать, что такие сюрпризы я изначально планировал и был к ним психологически готов. Для меня не сюрприз, что "педагогика не держит мышцы рук в тонусе, скорее мышцы головы".

 

Дополнительно

Я хотел, чтобы после паузы в концертах это выступление прошло наилучшим образом. Так, например, в процесс подготовки был включен поход в магазин канцелярских товаров за папкой для нот. Причем папка должна быть специальная, полностью черная, чтобы во время исполнения привлекала минимум внимания. Даже такие мелочи я учитывал. Потому что из мелочей складывается общее впечатление.

Когда примерно за неделю до даты концерта организатор сообщил мне, что заказчик хочет слышать в программе классику, первым делом я обзвонил своих учителей на предмет рекомендаций музыки к исполнению в классическом ключе. Затем пошел в нотный магазин и прикупил несколько гитарных сборников. И вроде бы, кажется, мелочи, но это работает на результат. Потому что в магазин приходишь не в качестве лоха преподавателя музыкальной школы, а в качестве концертного исполнителя, ищешь ноты не для ученят, как делал это последние годы, а для своей концертной программы. И все мысли о том, чтобы концерт "прозвучал" наилучшим образом. И главный критерий в этом думаете автографы, цветы? Нет. Главное - новые приглашения на концерты. Это вдохновляет на работу.

К сожалению, через день-два после отправки обновленной Пахельбелем, Моцартом, Вивальди и Бахом программы, заказчик вспомнил о том, что хочет слышать в концерте ещё и вокал. На этом организатор ему отказал в сотрудничестве.

Через пару дней повеяло выгоранием...

 

ВЫВОДЫ.

- Восстановил концертную форму примерно за 2 недели после продолжительной паузы, хотя этот процесс может быть бесконечным.

- Запланировал записи 3 сочинений из программы. Притом не просто аудио-видео, а создание кино на основе современной гитарной музыки из программы концерта.

- Создал таблицы контроля гитарных занятий и собрал несколько комплексов упражнений к ним, которые подойдут под разные задачи гитариста исполнителя и педагога (скоро они появятся в продаже на сайте QueenGuitar.Com, не обессудьте).

- Ничто так не мотивирует (по крайней мере меня) на занятия на гитаре, как живое концертное выступление.

 

David Russell, guitar - El Ultimo tremolo (A. Barrios Mangoré)





775