Белорусское гитарное искусство: история и современность (часть 1)

Белорусский гитарный мастер Андрей Кибинь за работой над новым инструментом

Аннотация. В статье рассматривается история становления профессиональной гитарной школы в Беларуси и исследуется актуальное состояние белорусского гитарного искусства, его специфика и характерные черты. В настоящее время гитарное искусство представляет собой значимое явление в современной музыкальной культуре: подготовлена целая плеяда ярких исполнителей, существует богатый национальный репертуар, состоящий из оригинальных произведений, успешно функционирует образовательная система на всех ее уровнях.

Говоря о гитарном искусстве, следует сразу сделать принципиальное
замечание. Историческое развитие гитары привело к появлению в течение 
ХХ века таких ее разновидностей, которые, используясь преимущественно в 
джазовой, рок- и поп- музыке, по многим параметрам существенно 
отличаются от классического варианта. Эти отличия касаются конструкции 
корпуса, звучания, техники игры и репертуара (строго говоря, некоторым 
современным разновидностям гитары для избавления от путаницы вообще 
следовало бы дать иное название). За десятилетия своего существования эти 
виды гитар, пройдя свой особый путь развития, породили целые направления 
в музыкальном искусстве. Представлены эти направления и в нашей стране. 
Более того – гитаристы получают полноценное музыкальное образование в 
рамках специальности «Эстрадная музыка» как в средних специальных 
заведениях, так и в высших (БГУКИ, ИСЗ им. А. М. Широкова). Есть и 
определенные творческие достижения в этой области.
Однако при всем значении в современной культуре различных видов 
массового искусства, именно классическая, академическая линия 
музыкального искусства была и остается главной. И в гитарном искусстве та 
разновидность гитары, которая традиционно имеет название «классической» 
(со всеми своими «классическими» характеристиками – особой 
конструкцией, акустической природой звука, нейлоновыми струнами и 
специфической техникой игры) является основной – как в исполнительстве, 
так и в системе образования. Поэтому в данной статье объектом 
исследования предстает искусство классической гитары в Беларуси в 
историческом аспекте и (преимущественно) на современном этапе его 
развития.
Научным исследованиям в данной области почти три десятилетия. 
Именно в конце 80-х годов прошлого столетия белорусский гитарист В. 
Живалевский первым начал системно изучать историческое прошлое, 
открывая имена музыкантов, живших и творивших в Беларуси. Его перу 
принадлежит большое количество публикаций в различных научных и 
периодических изданиях по истории бытования гитары и такого старинного 
близкородственного гитаре инструмента, как лютня, на белорусских землях. 
Накопленный материал в итоге воплотился в солидную монографию [1], в 
которой охвачены все основные исторические этапы, в том числе и 
современный. Однако основа монографии – взгляд историка, погруженного в 
давние пласты белорусского культурного бытия. Современное гитарное 
искусство в Беларуси раскрыто лишь через краткое описание нескольких его 
ярких представителей (исполнителей и педагогов), а также через гитарное 
творчество белорусских профессиональных композиторов. Первой попыткой 
целостного системного рассмотрения актуального состояния современной 
белорусской гитарной школы и выявление основных тенденций ее развития 
явилась наша небольшая статья десятилетней давности [2], которая не 
претендовала на всестороннее, исчерпывающее рассмотрение темы и 
глубокий анализ всех элементов, составляющих гитарную школу в Беларуси. 
В работе скорее обозначалось проблемное поле данной темы, требующей в 
дальнейшем серьезного научного изучения. За прошедшее с публикации 
десятилетие произошло немало важных событий в разных сферах гитарной 
жизни страны, поэтому в данном исследовании мы попытаемся 
систематизировать весь основной накопленный материал.
Исследования Живалевского доказали, что гитара как минимум два с 
половиной столетия является частью музыкальной культуры белорусов, а в 
XIX – начале ХХ в. была широко распространена в качестве одного из 
основных инструментов любительского музицирования. С другой стороны, 
следует признать, что о серьезной профессиональной белорусской гитарной 
школе до второй половины прошлого века говорить не приходится. Весь 
предыдущий исторический период существования гитары на белорусских 
землях можно обозначить как «предысторию».

Успенский К.О.

Говоря о гитарном искусстве, следует сразу сделать принципиальное замечание. Историческое развитие гитары привело к появлению в течение ХХ века таких ее разновидностей, которые, используясь преимущественно в джазовой, рок- и поп- музыке, по многим параметрам существенно отличаются от классического варианта. Эти отличия касаются конструкции корпуса, звучания, техники игры и репертуара (строго говоря, некоторым современным разновидностям гитары для избавления от путаницы вообще следовало бы дать иное название). За десятилетия своего существования эти виды гитар, пройдя свой особый путь развития, породили целые направления в музыкальном искусстве. Представлены эти направления и в нашей стране. Более того – гитаристы получают полноценное музыкальное образование в рамках специальности «Эстрадная музыка» как в средних специальных заведениях, так и в высших (БГУКИ, ИСЗ им. А. М. Широкова). Есть и определенные творческие достижения в этой области.

Однако при всем значении в современной культуре различных видов массового искусства, именно классическая, академическая линия музыкального искусства была и остается главной. И в гитарном искусстве та разновидность гитары, которая традиционно имеет название «классической» (со всеми своими «классическими» характеристиками – особой конструкцией, акустической природой звука, нейлоновыми струнами и специфической техникой игры) является основной – как в исполнительстве, так и в системе образования. Поэтому в данной статье объектом исследования предстает искусство классической гитары в Беларуси в историческом аспекте и (преимущественно) на современном этапе его развития.

Научным исследованиям в данной области почти три десятилетия. Именно в конце 80-х годов прошлого столетия белорусский гитарист В. Живалевский первым начал системно изучать историческое прошлое, открывая имена музыкантов, живших и творивших в Беларуси. Его перу принадлежит большое количество публикаций в различных научных и периодических изданиях по истории бытования гитары и такого старинного близкородственного гитаре инструмента, как лютня, на белорусских землях. Накопленный материал в итоге воплотился в солидную монографию [1], в которой охвачены все основные исторические этапы, в том числе и современный. Однако основа монографии – взгляд историка, погруженного в давние пласты белорусского культурного бытия. Современное гитарное искусство в Беларуси раскрыто лишь через краткое описание нескольких его ярких представителей (исполнителей и педагогов), а также через гитарное творчество белорусских профессиональных композиторов. Первой попыткой целостного системного рассмотрения актуального состояния современной белорусской гитарной школы и выявление основных тенденций ее развития явилась наша небольшая статья десятилетней давности [2], которая не претендовала на всестороннее, исчерпывающее рассмотрение темы и глубокий анализ всех элементов, составляющих гитарную школу в Беларуси. В работе скорее обозначалось проблемное поле данной темы, требующей в дальнейшем серьезного научного изучения. За прошедшее с публикации десятилетие произошло немало важных событий в разных сферах гитарной жизни страны, поэтому в данном исследовании мы попытаемся систематизировать весь основной накопленный материал.

Исследования Живалевского доказали, что гитара как минимум два с половиной столетия является частью музыкальной культуры белорусов, а в XIX – начале ХХ в. была широко распространена в качестве одного из основных инструментов любительского музицирования. С другой стороны, следует признать, что о серьезной профессиональной белорусской гитарной школе до второй половины прошлого века говорить не приходится. Весь предыдущий исторический период существования гитары на белорусских землях можно обозначить как «предысторию».