Рождение, взросление и жизнь рок-н-ролла

Более 30 лет назад, в далёком 1983 году, Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» записали безусловный по тому времени хит «Рок-н-ролл мёртв…». Но, похоже, что скорее забудут БГ и его хиты, чем ставший бессмертной легендой РОК-Н-РОЛЛ! Итак, где и как появился Его Величество Рок-н-ролл?

Краткая предыстория

Начало 1950-х стало атмосферой джаз-тусовок, на которых идея чего-то «такого» уже витала в воздухе. Тесно и постоянно пересекавшиеся музыканты того времени в Штатах постоянно делились друг с другом соображениями и то и дело наигрывали друг другу и для массовой аудитории свои находки.

Развлечения американцев в те времена были неразрывно связаны не с джазовыми, а с коммерческими оркестрами, слащаво-приторными и аккуратно-прилизанными и в музыкальном, и в визуальном отношении. Выглядело это очень добропорядочно, но не было речи о импровизации, как и о том, что сегодня называют «драйвом». Белая, ищущая острых эмоций молодёжь того времени (их ещё называли бобби-соккеры) настойчиво и методично искала большего, а так как сильное влияние имело радио, то погружение в «чёрные» радиостанции становилось всё сильнее и глубже.

И пока это было в зачаточном положении, особой истерии не было, но тенденцию увидел тот, кто стал «первооткрывателем» - диджей Алан Фрид. На самом деле, никто не сможет назвать точную дату появления на свет рок-н-ролла, однако год нам известен абсолютно точно: рок-н-ролл родился в 1952 году, как?

Рождение и дарение имени

Алану самому тогда было 30 лет, в поисках своего местечка в шоу-бизнесе он «пролетел» в попытке стать радиокомментатором в Нью-Йорке, но преуспел в получении места диск-жокея в Кливленде (радиостанция WJW). И вот тут-то и произошло историческое музыкальное событие: буквально «срослись» слова из популярной тогда песни в стиле ритм-энд-блюз, звучавшие как «We’ll rock, we’ll roll» и растущее увлечение «белой молодёжи» «чёрными ритмами».

Айк Тёрнер - один из создателей первых песен в стиле рок-н-роллНичего не утверждая, всё же сообщим, что в качестве претендентов на звание «папаша» традиционно называют двух музыкантов: Айка Тёрнера с его композицией «Rocket 88» или Литтл Ричарда с написанной примерно тогда же, но записанной и раскрученной позже «Tutti-Frutti». Популяризатором и продвиженцем стиля считают Чака Берри.Литтл Ричард также стоял у истоков создания нового стиля - рок-н-ролл

Интересный факт: те, кто внимательно смотрел знаменитый фильм-трилогию «Назад в будущее» помнят, что по сюжету рок-н-ролл «рождается» в результате игры на гитаре главного героя, попавшего в прошлое и «подарившего» саунд и ритм своего любимого рок-н-ролла брату Чака Берри, игравшему на «сладком школьном балу» традиционный джаз и блюз. Временная петля – идея, конечно, забавная и оригинальная, но…

И тут буквально тугой на ухо, но не на сообразительность и коммерческую хватку Алан Фрид начинает активно раскручивать названный им «rock-and-roll» всеми доступными способами! Во-первых, Алан уговаривает директора WJW выпускать в эфир новую программу, причём еженедельно. Во-вторых, он устраивает настоящие рок-вечеринки. Но тут восстаёт «старшая белая Америка» и строго указывает место чёрным… После этого развязываются буквальные военные действия против музыки, объединяющей белых и чёрных, к тому же не просто слушающих музыку, но иногда и ведущих себя неадекватно, а порой – даже агрессивно.

Явно «нежеланный младенец»

Это мнение не всех, но всё же американская (а точнее расистская) аудитория взбунтовалась, и на «малыша» посыпались камни. Радио и телевидение буквально заполонили достаточно известные личности, утверждавшие:

 

  1. Что рок-н-ролл развалит и уничтожит Америку и её культуру.
  2. Что рок-н-ролл – это чёрная и даже коммунистическая зараза!
  3. Что рок-н-ролл следует навсегда запретить (вот она, демократия…).
  4. Что запретить также нужно и джинсы!
В такой недоброжелательной, даже враждебной атмосфере Алан Фрид не сдаётся и продолжает борьбу, как?
Рок-н-ролл уверенно встаёт на ноги и идёт, а потом – летит!

 

Свою еженедельную радиопрограмму Фрид называет «Рок-н-ролльной вечеринкой Лунного Пса" (по-английски: Moondog`s Rock And Roll Party), так как себе он выбирает удачный по тем мрачным временам псевдоним Moon Dog или Лунный Пёс. Удачный ход: это образ одиноко воющего дикого зверя, что весьма романтично, а с другой стороны – если передача пролетит, то пострадает не его имя, а только псевдоним, который, если что, и поменять можно!

Биллу Хейли принадлежит авторство на тот момент одного из самых популярных рок-н-роллов 1954 года Rock Around The ClockВ таком накале страстей прошло совсем немного времени, и буйный «крутись-вертись» (так дословно можно перевести сочетание rock-n-roll) буквально прорвал линию обороны и завоевал своё место под солнцем. В значительной степени этому посодействовал фильм «Джунгли грифельных досок», в котором был запущен в сознание масс рок-н-ролл «Rock Around the Clock», исполненный оркестром Билла Хейли, ставшего одним из «белых» исполнителей драйвовой музыки. Да и далеко не подростковый возраст Билла, а ему тогда было около 30 лет, не очень-то нравился молодёжи, жаждавшей видеть в первых рядах кого-то из своих сверстников.

Тут и появились, оперились и стали корифеями Чак Берри, Элвис Пресли, Бо Диддли, Литтл Ричард, Джерри Ли Льюис, Карл Перкинс, Бадди Холли, Эдди Кокран и многие другие. Мы не претендуем на логику или хронологию или уровень популярности этого списка. Кто-то всё равно будет в начале, а кто-то – в конце. Да и всех «героев рок-н-ролла» перечислить тоже невозможно, однако эти традиционно входят во все мыслимые сборники хитов, за что им благодарность и уважительный поклон.

Что же из себя представляет рок-н-ролл в музыкальном смысле? По сути это – традиционный двенадцатитактовый блюз, но с ровным и ускоренным ритмом (без свинга), состоящий, как и классический блюз, из малых мажорных септаккордов. Многие музыканты говорят о нём, как о гармоничном сочетании ритм-н-блюза с кантри и некоей частичкой от самбы. Спорить не будем.

Так мёртв Rock-and-roll или ещё нет?

Почему вообще возник этот вопрос? В конце 50-х, начале 60-х появились причины для появления слухов «о похоронах рок-н-ролла»: в 57-м по религиозным причинам со сцены уходит Литл Ричард, в течение двух лет – 59-м и 60-м – погибают Б. Холли, Р. Валенс и Э. Кокран, в том же 60-м на 2 года в армию призывают Элвиса, вернувшегося уже другим по характеру человеком… А добавить к этому длительное тюремное заключение Чака Берри и бойкот Джерри ли Льюиса, из-за женитьбы на «чрезмерно молодой невесте», становится ясно, что речь идёт о серьёзных вещах.

Но рок-н-ролл продолжать жить в многочисленных композициях известных рок-коллективов: начиная с «Roll Over Beethoven» Битлов, продолжая «Are You Ready, Eddy?» от E, L & P, «Long Live Rock-n-roll» и «If You Don't Like Rock'n'Roll» от Rainbow и другими. И уж если не чистый рок-н-ролл, то хотя бы каверы хитов звучали, звучат и будут звучать.

И хотя после 60-х корифеи жанра закончили свои выступления, рок-н-ролл не умрёт до тех пор, пока живы те, кто его слушает и любит, что бы ни говорили его противники!

Rocket 88 (Original Version) - Ike Turner/Jackie Brenston

Bill Haley & His Comets - Rock Around The Clock (1955) HD

Little richard - tutti frutti

Комментарии

В трилогии "назад в будущее" есть куча нестыковок, в частности Марти МакФлай, подавший идею нового звука Чаку Берри в 1955 году играет на гитаре Gibson ES, которые появились лишь в 1958. Идея была вообще то создать эдакую атмосферу пятидесятых, и это им удалось, ну и еще  намек на то, что Марти попытался закосить под Ван Халена, но мир был не готов принять столь прогрессивную музыку в пятидесятые. 
Кстати, в третьей части на вечеринке на диком западе  выступают эдакие типичные музыканты с гитарами, скрипками и банджо, играющие какую то стилизацию под кантри. Этих музыкантов сыграла группа ZZ TOP, исполнив, между прочим, свою же песню. 

С удивлением прочитала , что  рок-н-ролл некоторая часть аудитории не любила в Америке.Я думала рок-н-рол не любили только в Советском Союзе. Ну а то, что это коммунистическая зараза....как раз все наоборот выглядело в СССР - это было западной заразой. Вот тут и пойми кто тут и как.

Да как бы не так. В советском союзе хиппи всего лишь заставляли сбрить волосы и заняться полезным делом, ну и парили им мозг на комсомольских собраниях. А в демократических США просто толпы полицейских и военные подразделения мутузили их дубьем и шли на них с огнестрельным оружием. Чем то они не угодили. Есть ооооочень много нестыковок, о которых мы не подозреваем, поскольку не изучали вопрос-а как рок музыка развивалась на западе. Как ее там запрещали-советским людям и не снилось

Я думаю, что в настоящий момент рок-н-ролл это уже вполне мирное музыкальное направление с оттенком ностальгии по прошедшим годам. И так получилось , что у меня появилась идея использовать мотив рок-н-ролла для самых первых занятий с юными гитаристами. Вот что из этого получилось-ноты и табулатуры для 2 гитар.

http://queenguitar.by/content/detskii-rok-n-roll

http://queenguitar.by/content/detskii-rok-n-roll-tabulatury

 Партию 2 гитары можно исполнять как самостоятельное соло.

Также эта пьеса в чем-то перекликается с темой "О проблеме игры на ощупь" .Первая партия может быть использована для автоматизации игровых навыков правой руки.

http://queenguitar.by/guitar-question/o-probleme-igry-naoshchup

Я  даю тему  рок-н-ролла ребятам на первом году  обучения после    изучения нот первой,второй и  малой  октав.Они исполняют  его как самостоятельное  соло и некоторым,   действительно, сложновато, т.к.приходится часто переходить со струны на струну,но  тем  полезнее , ведь это развивает их  тактильные ощущения.

 Теперь же можно познакомить ребят   с историей  рок-н-ролла и его основателями  и рассказать о  нём более подробно. Спасибо!