Гитарная социальная сеть
Ханс Ог
ХАНС ОГ
(Hans Haug)
род. в Базеле (Швейцария) 27 июля 1900 года;
ум. в Лозанне (Швейцария) 15 сентября 1967 года.
Один из самых интересных швейцарских композиторов XX века Ханс Ог получил своё образование в Швейцарии и Германии. Он интенсивно выступал в качестве пианиста и дирижёра, преподавал Консерватории в Лозанне. Композитор написал около 200 сочинений (камерную, вокальную музыку, концерты, симфонические произведения, оперы, оперетты, оратории, музыку для радио, к фильмам и т.д.). Его стиль можно отнести к немецкой нео-классической традиции. С 1955 года композитор посвятил себя композиции, и его слава распространилась по всей Европе.
Ог использовал гитару начиная с 1930 года. Сперва в качестве оркестрового инструмента – в опере Don Juan à l'étranger. Позднее, в 1945 году в составе инструментального ансамбля (флейта, пикколо, гитара, ударные, струнный квинтет) в Berceuse pour les canons для ребёнка-певца, сопрано и ансамбля. Гитара в оркестре Ога присутствует в опере Les fous (1957) и Вариациях на тему Жака Оффенбаха (1961) для оркестра. Музыку Ханса Ога к фильму Tag ohne Ende (1961) исполняет ансамбль в составе – флейта, кларнет, арфа, гитара, труба и ударные. Гитара в составе большого камерного ансамбля – в Justice du roi (1963).
В 1951 году Ог впервые использует гитару в качестве солирующего инструмента – в Концертино для гитары и малого оркестра “Quasi una fantasia”, которое победило на конкурсе композиторов Академии Киджиана в Сиене (Италия). Для дуэта гитары с другими инструментами композитор пишет Концертино для флейты, гитары и оркестра (1966), Фантазию для гитары и фортепиано (1957) и Каприччио для флейты и гитары.
Ханс Ог внёс значительный вклад и в сольный гитарный репертуар. До мая 2001 года считалось, что он написал лишь пять пьес для гитары-соло, впервые изданных издательством Bèrben в 1970 году под руководством Анджело Джилардино. Это триптих Préludio, tiento и toccata, и две отдельные пьесы – Alba и Preludio, обе записанные Сеговией в 1961 году (Preludio на записи названа – Postlude). Интересно, что единственный экземпляр рукописи Alba, который Ог отдал Сеговии, перед изданием 1970 года оказался утерян. В результате Анджело Джилардино записал это сочинение по записи Сеговии (!) с разрешения маэстро, что было нелегко, учитывая, как свободно Сеговия исполнял многие сочинения!
И, наконец, в мае 2001 года Анджело Джилардино в Архиве Сеговии в Линаресе нашёл рукопись двух неизвестных до этого момента пьес – Étude (Rondo fantastico) (1955) и Пассакалья (1956) ни разу не исполнявшихся Сеговией публично.
По материалам магистерской диссертации Юлии Лонской "Гитара в творчестве значительных композиторов XX века",
Минск, 2005 г.