Почему гитары дорогие. Заготовка древесины

Давайте разберёмся, из чего слагается стоимость гитары. Понятие это весьма обширное и многих интересующее. Речь пойдёт о классических гитарах. Есть несколько, так сказать, категорий качества  инструментов. Пойдём от дешёвых к дорогим.

  1. Фабричные, потоковые, фанерные - самые дешёвые. Собираются в основном из высококачественной тонкой фанеры и недорогих пород  дерева. Слышал что наши китайские друзья, умудряются применять даже прессованный картон. Такие инструменты звуком абсолютно не блещут.
  2. Фабричные, потоковые, массивные – дороже фанерных, собираются из массива дерева недорогих пород. Попадаются экземпляры с вполне неплохим звуком.
  3. Фабричные, малосерийные, массивные – изготавливаются из более  дорогих пород  дерева чем потоковые.
  4. Фабричные, малосерийные, мастеровые – изготавливаются на фабриках, в основном за рубежом, с применением ручного труда мастера.
  5. Мастеровые – инструменты собранные от начала до конца, одним мастером.

Стоимость гитары, так же зависит от качества и породы древесины, из которой она собирается. Древесина, используемая в производстве музыкальных инструментов должна отличаться от той, которая идет для мебели, дверей, заборов и паркета. На ней не должно быть сучков, трещин и косого слоя, как это встречается в немузыкальных отраслях. Даже, если эти элементы красиво выглядят, то на звук они влияют скорее отрицательно, нежели положительно. Более ровный рисунок дерева в большинстве случаев для хорошего звука предпочтительнее, нежели хитро переплетенная фактура. Важнейшим фактором, от которого зависит звук, является метод сушки и срок выдержки материала. Существует два метода, которыми можно удалить влагу из дерева. Первый способ: поместить заготовки в сушильную камеру (печь) и выпаривать. Второй способ: сушить естественным образом, т.е. просто положить на несколько лет дерево под кровать, от этого в английском языке существует профессиональный термин: under bed drying – подкроватная сушка. Разберемся, что лучше, а что хуже и зачем вообще все это нужно?

Структура древесины

Вода, находящаяся в сыром дереве демпфирует колебания волокон и не позволяет дереву звучать. В процессе жизни дерево через клетки забирает из почвы воду и другие необходимые ему элементы. Клетки, впитывая в себя питание, по цепочке одна к другой передают его от корней к листве. “Пропускная способность” клеток ограничена, и, следовательно, отдавать влагу без ущерба для своей структуры, дерево может не быстрее, чем позволяет эта пропускная способность клеток. Сушка, т.е. выход влаги, происходит из-за разницы во влажности между окружающим воздухом и самим деревом. Если вода выходит быстрее определенного уровня, то она прорывает стенки клеток, а не просачивается через них, превращая ровную структуру дерева в некое трубчатое подобие веника. Современные методы искусственной сушки позволяют избегать крупных трещин. Но изменения структуры в сторону “трубчатости” избежать не удается. Даже при естественной сушке, во избежание ускоренного выхода влаги, торцы заготовок заливают воском или другим составом, плотно закрывающим поры.

 

Длительное хранение дерева имеет еще один положительный результат – снятие внутренних напряжений. Что это такое, и откуда они берутся. Для музыкальных целей используют только ствол дерева от земли и до первых веток. Ствол постоянно испытывает различные нагрузки и растет в соответствии с оптимальной компенсацией этих воздействий. Дерево может расти не строго вертикально, соседние деревья закрывают свет, и ветвям с одной стороны приходится быть длиннее, напор ветра по периметру кроны тоже неравномерен. Противодействуя этим и множеству других факторов, ствол находится в непрерывном напряжении. Каждый его срез работает, выражаясь языком сопромата на кручение, и растяжение-сжатие. Спилив дерево и распустив его на заготовки, мы лишаем его привычных нагрузок, поэтому-то доски крутит и гнет. Лишь со временем структура древесины привыкает к отсутствию нагрузок и приобретает стабильность.

Материал подготовил гитарный мастер Владимир Пименов

Поделитесь этой информацией