Какие струны поставить на гитару?

  Мне часто задают вопрос, – какие струны поставить на мою гитару. Ответ, казалось бы, простой – те, на которые рассчитана гитара. Плюс личные предпочтения. Но обычно после такого ответа следует другой вопрос – а как узнать, на какие струны рассчитана гитара? Что ж, попробуем разобраться. 

  На сегодняшний день существуют несколько разновидностей гитар. Единственное их  сходство в количестве струн и строе. Впервые такой инструмент появился в конце 18 века. Струны для таких гитар изготавливались из овечьих жил и кишок. Они обладали сравнительно тихим звуком по сравнению с современными струнами и рядом недостатков, среди которых был быстрый износ, неустойчивость к перепадам температуры и влажности, сложный и кропотливый процесс изготовления. Попытка найти более подходящий материал для изготовления струн привела к появлению двух основных разновидностей струн – металлических и нейлоновых. В первом случае преследовалась цель придать гитаре громкость, во втором – найти более совершенный материал, звучащий так же, как и кишечные струны, но лишенный  их недостатков. В результате мы получили два различных тембра – яркий и мягкий звук нейлона и звонкий звук металла. Но на самом деле мы еще получили два различных инструмента, каждый из которых рассчитан на свой вид струн. Дело в том, что у металлических струн сила натяжения гораздо выше, чем у нейлоновых, соответственно нам нужен пригодный для этого инструмент. В его грифе обычно встроен стержень, не позволяющий грифу прогнуться из за большого натяжения, который так же служит для регулировки прогиба грифа.

  Классическая гитара рассчитана для использования нейлоновых струн, а попытка поставить на нее металлические струны может привести к печальным последствиям – оторванный порожек, деформированный гриф или повреждения в деке. Ставить нейлон на гитару, рассчитанную для металлических струн тоже нежелательно. У таких гитар обычно более массивная дека, поэтому нейлон вряд ли сможет звучать на ней полноценно, хотя такой вариант возможен в качестве эксперимента в поисках нового звука. Надо сказать, что эксперименты в области поиска нового материала продолжаются, в результате которых на рынке появились карбоновые и титаниловые струны. По звуку и натяжению они схожи с нейлоном и предназначены для классических гитар. Нейлоновые (карбоновые и титаниловые) струны в свою очередь различаются по силе натяжения, от очень мягких до очень жестких. Выбор натяжения – дело индивидуальное, каждый решает сам для себя. Иногда гитаристы ставят струны смешанных комплектов (чаще всего басы от одного, а дисканты от другого комплекта). Иногда одни и те же струны могут звучать по-разному на разных гитарах, поэтому лучше попробовать различные варианты струн, чтобы найти свой звук. 

  Хочу обратить внимание, что среди нейлоновых струн встречаются так называемые «фламенковые». Они имеют несколько более агрессивный звук, характерный для музыки фламенко. Однако для исполнения этой музыки изготавливаются специальные гитары, дека которых делается из кипариса. Их также называют фламенковые. Для того, чтобы раскрыть полноценно тембр этих струн, их следует применять именно на фламенковых гитарах. В противном случае вы будете разочарованы звучанием инструмента. 

  Металлические струны для акустических гитар чаще всего изготавливаются из бронзы или ее сплавов, но гитаристы иногда ставят на акустические гитары никелевые или стальные струны, предназначенные для электрогитары. Если у нейлоновых струн различие в натяжении обеспечиваются за счет плотности материала, то у металлических струн натяжение зависит от их диаметра, обычно обозначенного на упаковке. Подбор диаметра струн дело индивидуальное. В рок музыке нередко понижают строй гитар на пол тона или тон. Для этой цели лучше применять более толстые струны. 

  Струны для электрогитар должны быть магнитными, чтобы работать со звукоснимателями. Обычно применяются стальные или никелевые струны. Они бывают нескольких видов. Во первых – в качестве основы может быть использован круглый либо шестигранный стержень. Утверждается, что у струн с шестигранным стержнем больше обертонов, однако на практике это не всегда так.  Следует помнить, что одни и те же струны могут звучать по разному на разных инструментах. Во вторых – в качестве оплетки может быть использована круглая либо плоская проволока (round wound и flat wound). У струн с плоской обмоткой мягкое звучание и не очень выраженная атака, их часто применяют на джазовых гитарах с резонирующим корпусом. Иногда их ставят и на цельнокорпусные электрогитары (solid body), хотя встречается это крайне редко. Рекомендуется так же ставить струны с плоской обмоткой на безладовые инструменты, поскольку острые края круглой обмотки быстрее изнашивают накладку грифа.

  Обычно для стандартного строя используются струны толщиной 0.09 -0.42 для электрогитар, 0.11 -0.48 для акустических, 40-105 для бас гитар, но это скорее не руководство к действию, а скорее струны, поставленные на фабрике «по умолчанию». Эти цифры могут  отличаться друг от друга весьма значительно. Опять же все зависит от инструмента.

  На одной гитаре, выпущенной в единичном  экземпляре и случайно приобретенной мной, стояли струны 0.10-0.46 для стандартного строя. Играть  на ней было совершенно невозможно, пока я не заменил их на 0.09 – 0.42. У моего коллеги на гитаре Фендер Стратокастер 1965 года выпуска стояли струны 0.11 – 0.48. Обычно такие струны используют для пониженного на тон строя, однако у него строй был стандартный. При этом я не испытал никакого дискомфорта при игре на его гитаре. 

  Надеюсь, я помог вам разобраться в струнном многообразии. Напоследок хочу лишь напомнить, что нет универсальных советов, есть общие рекомендации, которые не всегда являются руководством к действию. Пробуйте, экспериментируйте, ищите свой звук. И помните, что звук – это не цель, а лишь средство, рабочий инструмент музыканта. 

Статью подготовил Леонид Райнхардт