я и мое я

Сайт посвящен гитарной теме...Королева Гитара...

  Но мне бы хотелось рассказать о том, на что вдохновила меня гитарная музыка...ну, конечно же..не только она одна. Моя страсть и необъяснимая любовь к М. А. Булгакову сильнейшим образом проявилась на последних курсах университета. Мной была выбрана интересная тема для Выпускной Квалификационной работы: "Символика одежды в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Особый вклад в написание это сложнейшей (так как тема еще совсем не изучена) внесла музыка. И музыка какая, как вы думаете...да, гитарная...А. Пъяццолла, в исполнении братьев Ассад...такой вот несовместимый на первый вид микс представляю в характеристике своей работы. 

  В 1ой главе провели сопоставительный анализ трактовок символа и пришли к выводу, что символ – это образ, тяготеющий к многозначности, но сохраняющий в то же время свое прямое значение.  В качестве символа может выступать любой знак (предмет, действие) условно передающий какую-либо информацию. Двойственная природа символа (сосуществование в нем прямого и символического значения) приводят к тому, что нередко символика знака раскрывается лишь при повторном прочтении текста и интерпретируется по-разному.

  Во 2-ой главе анализируем символическое значение одежды. С понятием «одежда» неразрывно связано понятие «костюм». Современное трактовка костюма включает в себя платье  (надевают непосредственно на тело человека), головные уборы и аксессуары. Следовательно, символику костюма в романе необходимо рассматривать, опираясь на данное разграничение. Одежда в романе проходит через 3 мира: мир XX в., мир Ершалаимский, и потусторонний. Согласно данному разделению по мирам, одежду героев будем рассматривать, опираясь на принадлежность героя к тому или иному миру.

  Одежда Мастера и Маргариты характерна для 30-х гг. XX в. Во внешнем облике Маргариты  есть несколько лаконичных деталей: черное пальто, перчатки, туфли. А Мастер все действие в романе облачен в больничный халат, но лишь на последних страницах романа накидывает длинный плащ.

  В плащ облачен и герой в древнем Ершалаимском мире. Но плащ Понтия Пилата с «кровавым» подбоем с оторванной пряжкой. Цвет его плаща символизирует невинно пролитую кровь Иешуа. Га-Ноцри, стоящий перед прокуратором Иудеи, облачен в хитон голубого цвета. Отметим, что голубой цвет – цвет небесных божеств.

  И, как антипод божественного начала, в романе появляется серый костюм Воланда, который постепенно становиться черной сутаной.

  Потусторонний мир в романе представлен широко и многогранно одеждой  не только Воланда, но и его свитой.  «Жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный  пиджачок» Коровьева-Фагота, «в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове» появляется в романе Азазелло, а Кот-Бегемот – с галстуком-бабочкой.

  Отдельно выносим во 2ой главе мотив грязной одежды, который соединяет все временные пласты в романе.

  У М. Булгакова  в описании одежды нет случайных деталей. Иногда метко найденная деталь костюма является «узлом» всей характеристики персонажа. Следовательно, в описании одежды героев, М. Булгаков уделяет большое значение и аксессуарам.

  В название третьей главы отдельно вынесены головные уборы. Из элементов человеческого тела преимущественное внимание М. Булгакова привлекает голова; и, как следствие, важное значение приобретает головной убор. Отметим, что значимым для характеристики персонажа оказывается не только сам по себе головной убор, но и наличие или отсутствие его на голове героя.

  Особое внимание в 3 главе уделяется не только головным уборам, но и очкам, пенсне, моноклям и биноклям. Почему Берлиоз единственный обладатель сверхъестественных размеров очков в романе? Для чего демону смерти Абадонне черные очки? Он ведь слеп! А вспомним пенсне у Коровьева –Фагота, которое делает его еще «гаже»…Случайных деталей в облике героев не существует.  В 3 главе уделяем внимание и трости Воланда, портсигару, золотым часам. 

  Одежда облачает и разоблачает не только человека, но и героев в художественном произведении. В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» одежда наделена не только символическим значением, но  и соединяет все миры, является отличительными чертами героя, выявляет его отношение к свету и тьме, добру и злу.