Я ему отказал...

Сегодня я был очень строгим учителем.

Строгим, но справедливым. Наверное...

Я пытаюсь возобновить репетиции детского гитарного оркестра, который некоторое время назад "собирался" под моим руководством в одной из муз.школ где я преподаю. Дело, надо сказать, немного буксует. Речь о том, что не получается собрать много хороших учеников сразу вместе, а по моей задумке надо сделать именно так. Ведь впереди, кроме всего, планируются и кое-какие концерты, да-да! И хочется "выглядеть" очень достойно.

Так вот сегодня я попросил одного моего очень хорошего юного гитариста не посещать ближайшую оркестровую репетицию. Дело в том, что он не сделал домашнее задание, которое связано с игрой в этом самом оркестре и о выполенении которого мы говорили как фактор приглашения в оркестр.

И все вроде бы справедливо. Договорились - невыполнено - отказ. Но его глаза... У ученика почти накатились слёзы на глаза. А у меня уже есть горький "слезный" опыт учеников во время моих уроков.

В этом месте хочется пошутить (без отношения к делу). Нет, я не злопамятный. Но я простой злой и у меня хорошая память!

Слезная туча зависла просто на волоске, но я настаивал на своем. 

Варианта развития этих событий как правило два: ученик подготовится к следующему уроку на отлично, с радостью все сыграет как надо и будет принят на репетиции оркестра (какая честь, заметьте!). А вот второй вариант (ау-ау) - не такой лучезарный. Ученик может отказаться от занятий на гитаре вовсе.

Вот и где же тут правда? Где правильное решение?

Мне представляется, что тон и подача отказа имеет большое значение для восприятия учеником и как следствие для развития дальнейших событий. Конечно же, мои мотивы носят самый положительный характер, а именно - создать хороший оркестр и научить ученика играть на гитаре. И вроде бы все хорошо. Но вот какая мысль посетила меня не так давно. Что же этот мой мотив значит для ученика?..

Не всех учеников надо учить играть на гитаре с полной отдачей.

Не всем из них это просто надо, притом даже тогда, когда ученикам или их родителям этого очень хочется и кажется, что надо. Ученики и родители порой не знают, на какой шаг они идут... Да, им представляется, что они делают что-то хорошее, реализуя мечту стоять на сцене как их кумиры. Но чего это порой стоит для них самих они даже не догадываются.

Но это уже тема другой истории..

* * *

В этой же могу добавить про оркестр. Как только получу согласие от родителей учеников на публикацию видео в интернете, с удовольствием "покажу" его в блоге.

Комментарии

Ром ,  а ты суровый педагог! Может даже слишком суровый ... 

Ученики и родители порой действительно слабо себе представляют ту "музыкальную среду" в которую им предстоит влиться . Исключение составляют только потомственные музыканты, у которых есть переемственность поколений среди музыкантов в семье .Скажем там отец или мать работают в музыкальной сфере. Причем даже если родственники заняты в сфере музыке они не всегда могут иметь верное представление о том , что на самом деле происходит в другой смежной области .Так пианисты не могут точно знать всех тонкостей скрипичного мастерства и особенностей преподавания струнно-смычковых инструментов. А скрипачи и вовсе не осведомлены о том ,как преподают музыку для духовиков. Эдакое разделение труда и узкая специализация...Это не хорошо или плохо - это объективная реальность .

Ну а все остальные выходцы из "немузыкальных семей" набивают "свои шишки" на личном опыте взаимодействия в этой самой музыкальной среде и различных оркестрах.

Да, я оказался суров. Теперь даже не знаю кто больше об этом переживает - я или мой ученик. 

Но нужно понимать, что уговор должен выполняться иначе грош цена таким договоренностям. Кроме того, как и говорил, вопрос в "подаче материала". Я старался сгладить сказанное, смягчив тем, что, мол, Ты же не хочешь, чтобы нас на сцене забросали тухлыми яйцами или помидорами за плохое исполнение. Ученик не хотел и согласился со мной. Я бы тоже не хотел.

Это строго, но справедливо. Ведь сама жизнь окажется ещё более строгой. И кроме всего, я ему предложил по сути дела доделать то оговоренное ранее задание и тогда мы вновь посмотрим что из этого выйдет. Я выразил надежду перед учеником, что для него это задание не составит трудности и в следующий раз мы сможем пойти дальше. (Надеюсь, так и будет). Такой у меня способ борьбы с ленью и "забывчивостью".

Ром, извините, можно я выскажу свое мнение по этому поводу.

Безусловно, каждый из оркестрантов должен быть готов к репетиции. Но если кто-то (по разным причинам) оказался не готов исполнять свою партию на должном уровне, то я бы поступил иначе. Есть много педагогических приемов. Мой вариант - не отлучать ученика от репетиции, а предложить помолчать во время исполнения какого-то эпизода, и сказать оркестру,что стало звучать чище, лучше , но нехватает еще одного инструмента для силы звука и красоты тембра. Я думаю оркестрант поймет, что ему нужно быть достойным участником коллектива, и будет подготовлен к следующей репетиции.

Огромное спасибо Вам, Владимир!

Это действительно хорошая идея. Кстати говоря, я именно это уже и применил. Так уж получилось, что наметив репертуар не все ученики его ещё освоили и в тот момент, когда часть ребят играют, другая часть просто сидит и слушает. Далее, на уроках, я замечаю заметное повышение интереса к изучению партий оркестра. Это, конечно же, очень приятно.

Ещё раз Вам спасибо за подсказку. Все таки опыт - большое дело!

P.s. А ученик, которому я отказал, также начал посещать репетиции. Он не сдался, он с нами. Это очень хорошая для меня новость.

Сдался, правда, другой. Вот так и работаем - победы - поражения - победы. 

 

Хочу увидеть выступление вашего коллектива. Скорее всего в записи (в ине-те).

У меня как раз есть небольшое видео с репетиции моего оркестра. Я его сделал прошлым летом и недавно получил разрешение от родителей учеников на публикацию в интернете. Пожалуйста, посмотрите его здесь, по ссылке. Я там все описал подробнее