Творчество! Должно ли оно быть достойно оплачено?

  Встречаясь с другом (организатором театра абсурда, писателем и по совместительству еще и начинающим кинематографистом), мы затронули такую тему: творчество! Должно ли быть оно достойно оплачено? Мой друг, не без оснований, заявлял, что деньги для него не главное, и что если за свою "работу" получает кусочек серого хлеба (нет, это не метафора) - это нормально. Человек творческой профессии - он не бизнесмен, он не должен "гребсти деньги лопатой". Да, конечно, бизнес и творчество вещи не совместные, но никто их не совмещает. Вопрос в другом, достоин ли музыкант-гитарист, дизайнер достойно жить на то, чем он любит заниматься? Как быть, если  гитарист любит свое занятие, а дизайнер свое,  юрист тоже любит свою деятельность, но его положение намного выгоднее, чем у предыдущих... Может, в наших странах (Россия, Украина, Белорусия) так заведено, что гитарист, музыкант, дизайнер - это не профессии, этим нельзя зарабатывать себе на жизнь, нельзя за счет этого прокормить не только себя, но и свою семью.  Какая-то несправедливость в такой дискриминации... получается, что человек, потратив 10 лет своей жизни (допустим, отучившись в музыкальном училище, а затем в консерватории) должен работать за 50 000 белорусских рублей за сольный концерт (50 000 - это 500 росс. рубл.). Но согласитесь, что это смешно! В плане дизайна все еще плачевней. Многие думают, что это и вовсе ничего не стоит...и что щедрым словесным спасибо можно весь материальный вопрос решить...но а как же быть нам? Ведь мы, стремясь заниматься своим делом (ведь каждый занимает определенную нишу в жизни, каждый человек должен заниматься своим делом), мы должны забыть о том, что это дело хоть теоретически сможет нас прокормить. И тогда человек не может наслаждаться тем, что он делает...он вынужден заниматься подработкой (такси, написание статей, стройка). Или, если например, рассмотреть беспробудного оптимиста, можно работать по 24 часа в сутки, а гитаристу играть по 20 часов (!) и все равно никогда ничего не иметь и даже больше, не уметь свети концы с концами. 

  Что плохого в том, что гитарист за концерт должен получать хороший гонорар, а дизайнер, за выполненную работу, хороший оклад!!! Неужели мое стремление жить достойно теперь рассматривается как то, что начинаю увязать в меркантильности  и  денежном вопросе? 

Поделитесь этой информацией

Комментарии

переписываясь с подругой, выяснилось, следующее..."знаешь, я тоже об этом задумалась...я полностью согласна с тобой в плане того, что идеал - это когда у тебя твоя творческая работа, от которой ты получаешь не только моральное удовлетворение, но и материальное вознаграждение!но вот вопрос. что из этого должно доминировать...и стоит ли уделять этому такое большое внимание и придавать значение...", пишет мне моя подруга Ксюша, а потом добавляет, что я , то есть я, другая..., что все люди меняются, а уж тем более если  начинают жить в другой стране. 

хм...и тут я задумалась, неужели из меня делают какого-то денежного монстра, жаждущего наживы...

может, не стоит мне разрушать устои, сложившиеся веками о том, что творчество должно быть БЕСПЛАТНЫМ....

Труд-это оплачиваемая деятельность человека

(основы экономики)

Все остальное-это сжигание каллорий (разгрузка угля), хобби (музицирование ради апплодисментов) или просто какой то процесс (автомат по продаже кока колы). Это примеры, которые мы разбирали на первых уроках, когда мне довелось поучиться в экономическом колледже. Там же говорилось-что любой труд должен быть оплачен, иначе это косвенно расшатывает экономику. Ну и конечно всегда трудно оценить творческий или интеллектуальный труд, в процессе которого получается "нематериальный" товар (музыка, сфера услуг, патент на идею).

Много лет назад я пытался освоить информатику. С целью обеспечения себя надежным рабочим местом и материальным благополучием.  Я вырос в среде инженеров-электронщиков, освоить точную математическую науку казалось делом нехитрым, главное-усердие. Увы-за 2 семестра я сдал только английский, остальное тупо завалил. Оказалось-не особо я расположен к точным наукам.

Отписав экзамены после второго семестра, я погрузился в глубокие раздумьe о своем будущем. Результаты еще не были известными, хотя я знал, что мне ждать. Год я не вылезал из справочников, учебников, таблиц. сидел по 18 часов (не метафора), и пришел к тому, что придется мне сжигать калории на низкооплачиваемой работе. Перспектива не радовала. Можно быть безработным. В Германии это вполне приемлимо-пособия хватает не только на серый хлеб, но и на колбасу, сыр, пиво и прочее, а при удачном планировании бюджета можно и старый ржавый опель прикупить.  Но все таки хотелось новый лексус, а не ржавый опель. Хотя-у безработных в развитых странах есть два больших преимущества-стабильность завтрашнего дня и куча свободного времени. А это значит, что я могу посвятить это время полностью своему любимому делу. Гитаре.

Я всегда следовал формуле-музыкант-это не профессия, а диагноз. В свое время меня зацепила ливерпульская четверка, и я взял гитару в руки. Мне просто захотелось научиться издавать те же самые звуки, что и они. С тех пор я с гитарой не расставался. У меня было огромное желание-освоить этот инструмент в совершенстве. У меня были хорошие педагоги, я совершенствовался изо дня в день, но у меня осутствовали профессиональные амбиции-выйти на большую сцену и превратить музыку из хобби в профессию. Хотя...мне почему то казалось это невозможным. Шансы заработать казались невеликими, рисковать не хотелось.

Итак, я сидел после экзаменов в комнате общежития, размышляя на тему-какую профессию освоить, чтобы не скатиться до прожиточного минимума. Хотя-я попытался уже освоить профессию с точки зрения прожиточного максимума, и скатился до минимума. Терять было нечего. Я рассудил, что если я занимался 4 часа в неделю с инструментом и это у меня получалось лучше, чем информатика, с которой я сидел 18 часов в день, то каких бы я достиг успехов, если бы занимался 18 часов в день на инструменте.

Пару дней спустя  наткнулся я в интернете на объявление-молодая домохозяйка хочет взять уроки игры на гитаре. Я рассудил, что раз уж я решил посвятить себя гитаре, то неплохо бы начать зарабатывать. Мы оговорили по телефону условия, и, честно говоря-я смущался когда назначал цену. Вроде мне неудобно было затрагивать финансовую тему. После этого я сам дал объявление об уроках игры на гитаре. Нашел еще одну студентку, которая была бы не против освоить инструмент. Я точно так же стесняясь назвал свою цену. Причем как оказалось - в два с половиной, а то и три раза ниже, чем назначают в этих краях за аналогичные занятия. Правда энтузиазма у обеих учениц хватило ровно на 2 занятия.

После этого у меня начали появляться новые ученики. Цену я поднял, но она была все равно ниже, чем у моих коллег по цеху. До той поры, пока ко мне не начали переводиться ученики от других преподавателей. Выяснилось, что у меня дети осваивают гитару быстрее и с большим интересом, чем у других педагогов. Назвать себя гением педагогики было бы не скромно, причины были несколько иные.

Дело в том, что в Германии достаточно коммерческий подход к музыкальному преподаванию. Школы в основном частные, клиентура-дети. Порой ребенка трудно заставить освоить ноты, поставить руку правильно. Частые придирки со стороны педагога могут надоесть, ребенок может бросить музыку, педагог останется без заработка. Поэтому детей и не заставляют делать что то особенное.  Не хочешь осваивать ноты-не осваивай. Не хочешь учиться ставить баррэ -не надо. вот тебе струна-дергай ее. когда научишься-вторую будем дергать. В общем-когда научишься играть-поставим на гитару струны. Конечно я тоже понимал, что у ребенка можно отбить желание потенциальными трудностями. Поэтому я старался найти общий язык, упростить, договориться-в общем сделать все то, чтобы трудности не пугали, а наоборот привлекали, укрепляли и закаляли. Получается это не всегда, и не со всеми.  Но я стал выше ценить свой труд. Причем материально в первую очередь. Пока еще у моих учеников не возникло мысли, что деньги потрачены впустую. Тем более в свое время я сам делал какие то материальные вложения, и немалые. Любой труд должен быть оплачен. Основы экономики.

Кстати, об основах. Был такой американский ученый с типичной американской фамилией-Маслов (был ли он бывшим одесситом-неизвестно). Нарисовал пятиступенчатую пирамиду имени Маслова (тавтология). Суть тавтологической пирамиды Маслова такова-у человека есть пять степеней потребности. Первое-физиологические, то есть прежде всего-пропитание, вторая-потребность в безопасности, ну или уверенность в завтрашнем дне, третья-социальные потребности (друзья, знакомые, общение и прочее). дальше не помню, ибо экономический колледж позади, а конспекты я не перечитываю. но где то от четрвертой ступени начинается творческая реализация. Идея такая-пока человеку нечего жрать-ему не до твочества, только Маслов эту идею запирамидил и докторскую защитил)). Явно бывший одессит. К сожалению, на территории бывшего СССР большая часть населения находится не выше второй ступени. Плюс за 70 лет советской власти людям вбили в голову, что работа-это когда по три смены на заводе пашешь, а все остальное-спекуляция, не соответсвующая высокому моральному облику советского человека. СССР в прошлом, а массовую психологию поменять-увы, быстро не получается.

PS. таки да нашел. Маслов родился в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из Киева.

Друзья, мне уже казалось, что такого дельного предложения и перспективного во всех отношениях не будет...по крайне мерее,  очень хотелось верить, что прошло то время, когда нужно было работать бесплатно...но мне недавно псотупило предложение от организации очередного конкурса. Не секрет, что ни один конкур не обходиться без дизайнерской работы. Хотя, нет, скажем так, ни один уважающий себя организатор уважающего себя конкурса не будет пренебрегать данным вопросом. Ну, ближе к делу...Организатор был очень заинтересован в оформлении, хотя, судя по всему, это была не его заинтересованность, а других людей. Мы начали разговор, предоставила им свое портфолио, высказала свои услоия, опираясь на то, что конкурс, предположим, елси и готовиться на гос. основе, то работа моя будет оплачена. Спустя несколько дней после разговора, мне пришел отказ. Мотивировали они не тем, что спектор проделанной предыдущей работы им не подходил, а то, что они искали дизайнера, который бы согласился сделать свою работу "на общественных началах". Меня это даже как-то расмешило...В документации к организации любого конкурса прописано, что на оформление и все дизайнерские работы будет выделяться сумма, которая согласусется с вышестоящей инстанцией, вместе с этой сметой согласуются, так же, затраты на цветочные композиции. А вот интересно, где они будут брать цветы "на общественных началах"...

Да, Леня, все намного хуже. СССр в крови у всех, ну или почти у всех, кто живет в старенах бывшего союза. Этот вирус еще не скоро можно будет как-то вывести из затхлого постсоветского организма...

причем здесь СССР и что значит "достойно оплачено творчество"? В Вашем понимании "достойно"?

Человек зарабатывает ровно столько, насколько он себя оценит. Неуверенный в себе юрист может зарабатывать копейки... Это зависит не от профессии, а от самого человека. Конкуренция есть везде! Только одни зарабатывают больше, а другие меньше в одной и той же сфере. 

Скажите, пожалуйста, и кем же оно должно быть достойно оплачено? СССР здесь таки причем (: Вы ждете что кто-то возьмет на себя отвецтвенность за Вашу жизнь? На мой взгляд, какая-то очень детская позиция...

Я считаю, что важно для себя определить: для чего ты занимаешься творчеством? и что оно тебе дает? Дает что-то, неприменно. Но если ты едва сводишь концы с концами, значит оно дает в другом плане нечто большее, что для тебя более важно чем деньги. Тогда ответ очевиден - они тебе не нужны :))

прошу прощения, что не подписалась :) Марина

Марина, я вас прощаю. Аминь.

Давайте опустим слово достойно, если оно вас смущает, и сформулируем вопрос по другому - должно ли творчество быть  оплачиваемо, или люди, затратившие много сил, средств (включая финансовых) и энергии, изучая музыкальную теорию, оттачивая часами технику исполнения, повышая свою эрудицию, довольствоваться аплодисментами и сознанием того, что несут свет и радость людям? Настолько ли это зависит от человека, сколько он зарабатывает? Я всегда считал себя гением, скромностью не страдал, однако зарабатывать музыкой смог не так давно. Фактор был – увы, внешний – в средней Азии невозможно заработать много, а творчеством просто невозможно.  Грузил уголь. А в Германии смог реализовать себя как музыкант.

Для чего я занимаюсь творчеством? Потому что я тупой и не сумел реализовать себя в другой сфере. А если копнуть глубже – творчество, это способность человека реализовать себя в различных видах деятельности. Если ты умеешь делать что-то лучше, чем другие – это уже искусство. Неважно, математика это, кинематография, информатика, физика, лингвистика или еще что то. Так что музыка-это всего лишь одна из профессий.  Однако почему то не всегда достойно оплачиваемая.  Наглядный пример – молодая девушка хочет записать диск со своими песнями. Петь не умеет, играть тоже, сочиняет средне, разве что стихи относительно приличные. Ей очень хотелось, чтобы я ей помог с реализацией ее идей. Первое – ей нужно минимум 50 занятий по вокалу. Второе – мне нужно выпасть на месяц из общественно полезного труда, чтобы написать аранжировки.  Третье – непосредственно запись, причем два возможных варианта – она обращается в профессиональную студию, либо звукорежиссуру я беру на себя, то есть еще один месяц, вычеркнутый из общественной жизни.  Далее – не мешало бы подключить пару других музыкантов.  В результате она получает мастер диск, с которого может штамповать копии. Весь этот труд я скромно оцениваю в 5000 евро. Это лишь только потому, что я очень скромный. За аналогичную работу менее скромные музыканты взяли бы с нее 50 000. Закончился наш разговор фразой – пять тысяч за запись какого-то там диска? И двумя выпученными глазами, размером с этот самый диск. И постарайтесь после этого переубедить меня, что труд музыканта всегда оценивают по достоинству.

А СССР тут в общем то при том же.

Недавно Владимир Холстинин-гитарист группы Ария - жаловался на правила перевозки багажа в самолетах и сложностью транспортировки дорогих редких инструментов.

«Был у меня такой случай. Подхожу утром, в Ростове, после вчерашнего мастер-класса к стойке регистрации, настроение хорошее, там сидит старая ведьма:
-Багаж ставим на весы – глядя мимо меня вежливо приказывает ведьма.
-А нет багажа — отвечаю, нервно прижимая к себе изысканный Jackson Warrior в тонком чехольчике.
-А это что, по-вашему? — говорит довольная собой старая швабра, указывая на гитару.
-Это ручная кладь! – гордо говорю я — В виде музыкального инструмента.
«Ручная кладь» потянула на 6 кг.
-А в салон можно только 5! — торжествующе говорит старая скотина.
Еще школьником я прочитал в советском журнале, в разделе «Их нравы», про западного рок-музыканта, который купил на самолет два билета. Придя в салон сел сам, а рядом поставил в кресло гитару. Это подавалось под соусом, что вот мол, сволочи, в Африке детям жрать нечего, а они гитарам билеты покупают.»

Так вот – музыкант, это свободный художник, по сути - частный предприниматель, джентльмен в поисках десятки, как выражался О. Бендер. А если вы вспомните времена СССР – частное предпринимательство было уголовно наказуемо как способ нетрудового дохода. Причем в обществе считалось чем-то аморальным. Все 70 лет со дня выстрела Авроры. Думаете просто искоренить общественное мнение? Я уже насмотрелся на русских эмигрантов в Германии. Если они собирались толпой свыше 20 человек, то они умудрялись организовать очереди в магазины, дефицит товара, выдачу продуктов по талонам, сплетни в очередях, склоки на рабочем месте из-за графика дежурств, первомайские демонстрации и пятичасовые заседания раз в месяц.  И это в центре Европы в чуждой системе. Так что заставить людей платить музыкантам за их труд на территории бывшего СССР крайне трудно, тем более что сами люди зачастую живут на грани борьбы за существование. 

Марина, мне кажется, что Вы совсем далеки от тех вопросов и ситуаций, с которыми сталкиваются люди творческой прфессии. И говорю сейчас не о любителях, а о профессионалах, котрые целенаправленно учились и стремились к совершенству и самореализации. Люди Творчества - что это за профессия в странах Украины, Беларуси и России?? Вот в чем вопрос. А если такая профессия не катируется, то ,соотвественно, и оплачиваться она не будет. Другое дело в развитых странах...

Александр

Мне бы хотелось прочитать мнение автора по поводу "достойно оплачено" и кем именно?

leothemetal, должно ли творчество быть оплачиваемо? - должно и оплачивается той монетой, которая для Вас важна. То, что Вы затратили много сил, средств и энергии - Вы сами на это подписались, никто не принуждал... Вы ждете что это кто-то должен оценить?

Молодая девушка, которая "хотела" записать диск, очевидно была совсем не готова это сделать и решила переложить свою отвецтвенность на Вас. У нее это не получилось, а Вы сделали вывод, что труд музыканта не оплачивается по достоинству... :)

по поводу ответа на вопрос: для чего я занимаюсь творчеством? - спасибо за ответ, но это штамп с долей иронии. Про СССР - согласна, но искоренять общественные советские штампы нужно прежде всего у себя в голове.

Я - человек творческой профессии и не раз сталкивалась со сложностями в музыкальной среде. Иначе, я бы не написала свой комментарий (наверное) :)

Александр, последняя фраза означает - "хорошо там, где нас нет"?! Ох, уж эти штампы...

Марина

Марина, я не штамповшик, а идейный борец... за денежные знаки :)

Не надо все воспринимать буквально. Да, я привел один из тысячи примеров с девушкой, которая была к этому не готова. Я мог бы выложить остальные 999 примеров, с которыми я столкнулся, однако не хочу забивать гигабайты сервера набором букв. Просто я могу проследить тенденцию-люди не всегда готовы дать объективную деенежную оценку товару, который невозможно пощупать руками. Суть такова-люди хотят слушать музыку на халяву, а им пофиг, что музыканты тоже есть хотят. Меня никто не принуждал заниматься музыкой, но это не значит, что я должен работать бесплатно. Какая монета для меня важна? Свободно конвертируемая с тремя нулями минимум с нужной стороны, ни в коем случае не перед запятой. Я действительно хочу чтобы мой труд ценили и свято верю, что любая деятельность должна быть оплачена. Это не синдром недооцененного гения. Если я хочу воспользоваться интернетом, я плачу провайдеру за услуги, если я хочу переместиться из точки А в точку Б я плачу за проезд, даже оформить визитную карточку стоит денег. У всех этих людей не возникает мысли предоствавить свои услуги бесплатно. Когда один из этих людей обращается ко мне с просьбой выступить, сыграть, помочь по моей специальности,  у них вдруг резко не оказывается денег. Не верю. Я такой же работник как и они, просто по другой специальности, так почему я должен предоставлять услуги бесплатно? Я специалист в своей области, мне платят за то, чтобы получить тот результат, который они хотят. Если не согласны с этим - пусть попробуют обойтись своими силами. Что у них из этого получится-не знаю, но им и карты в руки.

PS. Был такой анекдот

Смотрит американец на карту США, подходит к нему русский, спрашивает:

-Ты чего уже час карту разглядываешь?

-Да вот, смотрю где в Америки жить хорошо

-Эх,-вздыхает русский,-хорошо там, где нас нет

-Вот я и смотрю, где вас нет.

Для начала, мне бы хотелось всех поблагодарить за внимаение к  моему блогу и данному вопросу. Если Вы все здесь, значит, и для вас этот вопрос не безразличен. :)

Нас всех объединяет не только творческие профессии (гитаристы, музыканты, дизайнеры), но и разные и, вто же время, в чем-то схожие жизненные ситуации и позиции.

Можно каждому рассказывать свою историю о том, как он пробивался через терни к звездам, сколько сложностей стоит на пути у ТВОРЧЕСКОГО человека, суть останется та же. Вот есть такой  заковыристый вопрос: Творчество должно ли быть оно оплачено? Достойно оплачено?

Отвечу всем по очереди.

Leothemetal и Александр, во многом наши с вами позиции схожи. Вы так же считаете, что творчесто, как и любой другой "продукт" должен быть оплачен. Сколько и как - это другой вопрос, но в первоистоке мы с Вами согласны, пусть, конечно, у нас разные сферы творчества. Видимо большой опыт или просто жизненные ситуации заставляют думать так, а не иначе. 

Марина, что же касается Ваших вопросов, то на них уже попытался ответить Leothemetal и, чувствую, даже со всем его красноречием, это ему  не совсем удалось сделать. 

Вся соль в моем первом абзаце, если Вы внимаетельно его прочли, то, конечно, бы поняли о чем идет речь. А речь в том, что человек творческий он не может жить на другой планете (не жить в квартире или доме, не питаться, не одеваться и не платить за свет и тепло, когда это ему необходимо.)Конечно, творческих людей часто называют, прилетевшими с другого мира, что Творчество дает намного больше, чем деньги - это безусловно, об этом даже никто и не спорит, но это совсем не означает, что земным "дарами они не пользуются". И, соотвественно, не должны за все платить. Если так устроен мир, что за все мы платим, то почему за наше творчество не всегда согласны платить(и здесь я должна оговориться, что подобная ситуация"работы на общественных началах" присуща во сновном работадателям из бывшего союза, хотя, нас не специалистами в своей области не назовешь. Мы начали копаться дальше и выяснилось, что все дело в том, что не только оценивает себя сам человек, как говорите Вы, Марина, но и другие, скажем, работадатели, а еще, в странах бывшего союза, это еще и позиция народа такова, что за это платить не стоит, что работа такого плана происходит на "общественных началах", как, скажем, суботники (добровольная уборка территории  за спасибо). Мне стало  интересно, неужели только я, моя семья и друзья, которые проживают и проживали на территории стран Украины, Белоруссии и России попадали в такие ситуации. Оказалось, что нет. :) Многие творчесикие люди уезжали и уезжают до сих пор из этих мест только по тому, что не могут здесь достойно жить за свое творчество. Марин, ведь, когда живешь один в общаге и учишься, скажем, на курсе на первом Консы, или дизанерского, то все в кайф, понимаешь, что все только начинается и иногда не возброняется сделать что-то бесплатно. Но так же всю жизнь не проживешь. Появляется естественное желание обзавестись семьей, квартирой или домом, собакой...но так уж тут повелось, что на первом курсе, что потом, ты получаешь копейки. И тут  уже не стоит вопрос в том, как оцениваешь себя Ты. Получая очередной заказ из Европы вопрос денежной стороны отпадает сам собой и занимешься творчеством в свое удовольствие и удовольствие заказчика. Там другие взгляды на дизайн, на музыку, на творчество вообще...но, если,Марин, Вы читали ранее,  получая заказ из стран бывшего союза, ситуация может быть совсем другой и даже смешной. 

Понятие "достойно" словарь В. И. Даля трактует, как "по заслугам; прилично, пристойно". Исходя из этого и придерживаясь позиции, что во всем необходима золотая середина, скажу так, достойно оплачиваемое творчество, что бы хватало на жизнь, что бы музыкант или дизайнер не занимался посторйкой мебели или такси, а занимался своим делом! 

Ой, да что это я все штампами да штампами...

Кто оплачивает? - А это хороший вопрос. Если музыканта  приглашает филармония, то кто оплачивает его ганорар? Если дизайнер получает заказ на оформление CD от группы или брошюры для определенного предприятия, то кто оплачивает его работу? Все ответы на поверхности.

Что же касается конкуренции, то, лично я, всегда за ЗДОРОВУЮ конкренцию, соперничество. Это всегда помогает находиться в Творческом тонусе. Стремление к идеалу может благополучно отразиться  на количестве заказов и, соотвественно, на оплате.

Не уверенна, что я смогла ответить на ваши вопросы, Марин, так, как хотлось бы вам. :)

уже прошло достаточно много времени  стого момента, как мы обсуждали эту тему, други мои. надо сказать, что многое поменялось, все перемены только в лучшую сторону:) 

но этот вопрос не покидает меня до сих пор.

как-то я услышала такое высказывание, что лучшая работа - это высоко оплачиваемое хобби!!! ВОТ ЭТО, в моем понимаении, ИДЕАЛ!!! 

Когда и работа в радость, и все устраивает. 

 

Мне кажется, что, коненчо, среда обитания много дает и откладывает неизгладимый отпечаток на людей, на их стремления, желания, потребности, профессии. 

Моя подруга неданвно обратилась ко мне с вопросмо стоит ли ей учиться на веб-дизайнера (хотя ей очень это интересно) по тому лишь вопроу, что обучение может не окупиться. Вот бы, кажется, человек бы и не хотел бы думать о деньгах, но жизнь и среда его заставила так размышлять. Печально, что у многих стоит вопрос не о том, как и кем найти себя в жизни, а сможет ли он/она потянуть рассходы на обучение, а потом на проживание, если все же пойдет по пути такому. 

 

Но все же, друзья, желаю вам не задаваться данным вопросом, а жить и заниматься ТВОРЧЕСТВОМ в удовольствие!!!!!!!!!!!!!!

 

С оплатой творческого труда всегда будут проблемы , потому что

-если бы шьете одежду или делаете сосиски (к примеру ) у вас всегда есть такие четкие показатели как затраченный исходный материал или продукт,потом сам труд (механизированный или нет) + энергия(свет -вода) и затраты по упаковке и дизайну +расходы на доставку в магазин или потребителю скажем домой.  И что очень важно-это можно просчитать до копейки.
А теперь попрубуем эту схему применить для музыкантов
-исходный материал-ну скажем инструмент ,ноты ,струны и подставка  для гитаристов .Это все стоит денег а каких никто точно не скажет.Потому что гитару  вы можете выбрать от 50 долларов и до 10.000 долларов. Это уже всех ставит в неравные условия изначально,кто-то купил подороже кто-то подешвле.
-затраченный труд -тут и вовсе начинается очень большая разбежка-все зависит от способностей - Ваня выучил пьесу за месяц -а Коля играл целый год и так и не сыграл(ну скажем медведь по ушам походил). А при этом Ваня играл на 300 долларовом инструменте -а Коля был крут и сразу купил гитару за 1.500 долларов.
-конечно упаковывать музыкантам нечего-но есть другой немаловажный момент -материальные возможности для участия во всяких конкурсах и фестивалях и запись дисков. и опять парадокс бедный и талантливый  Ваня не смог поехать и не прославился , а Коля заплатил денег за участие (а может даже и дал кому надо ,что надо в жури )и -О чудо! он победил !И теперь всем кто не верит в его музыкальные способности он может предъявить диплом . Может краски и сгущены  ,но тем не менее...
А потом начинается и вовсе интересная штука .Тот бедный Ваня берется за любую работу играет где платят (свадьбы -похороны) тащит целый класс детей в школе и в конце концов славится как хороший специалист и музыкант и все таки получает деньги за свои труды. Ну а Коля скажем спивается от тоски и не способности применить себя на творческом поприще (ну в самом деле не все купить можно)
Ну и попробуйте тут что-нибудь вообще просчитать хоть приблизительно!

Ну и потребители видя нерешительность продавцов творочества этим в наглую и пользуются,пытаясь что-нибудь отхватить на халяву.

С оплатой творчества будут проблему, потому что невозможно уравнять художественную ценности всех произведений ,картин ,дисков и концертов.
Потому что легче оценить более приземленные вещи-как-то сразу понятно давят вам новые ботинки или нет, сломали вы зуб о колбасу или нет.
Реально и объективно оценить произведения искусства может не так много людей. И среди них могут быть противоположные мнения . Кому-то эта пьеса красивая и интересная ,а кому-то кажется полным ужасом и безвкусицей.

А пирамиду Маслова я бы переделала в другую пирамиду.
Эдакую пирамиду музыкального творчества например. В самом низу -самая ходовая "попсовая" музыка -самая доходная и востребованная .И люди занятые в ней будут с самыми большими доходами . Для гитаристов -это игра на эстараде ,в кабаке, для педагогов -это как раз обучение по пожеланию учащихся(хочу 3 аккорда и 2 слова уметь и ничего больше -на тебе пожалуйста). Чем выше вверх тем меньше людей остается на более высоких уровнях. А на самой верхушке -это Элита-население всяческих Академий ,самые яркие исполнители-виртуозы , в репертуаре которых только очень сложные вещи.И порой эти люди как раз и совсем не оплаченны и творят "искусство ради искусства". (вот тот же Диенс ,я читала ,что он совсем ничего не имеет за свои пьесы)
И каждый может попытаться найти компромис между совсем попсой и чем-то посерьезнее. Или совмещать и то и другое.

В творчестве всегда есть интрига -а пойдет ли какая-то новая музыка ,новая идея ? Или останется так и не востребованной на данный момент.

Тем кто хочет стабильного заработка тогда надо искать соответственную работу -скажем дизайнеру -оформлять баночки для йогурта или фантики для конфет в крупной компании.
А всякой действительно творческой работой заниматься по факту наличия заказов -вот как раз тут оформление фестивалей и прочих штучных вещей (ну конечно не бесплатно)
А без этой тупой работы с баночками никуда -ведь действительно есть то хочется(да к тому ж 3 раза в день)!
Так что желаю всем найти баланс и гармонию !

Ну вот насчет самой доходной музыки-сложно мне сказать. Не могу я одну из наиболее доходных групп Rolling Stones отнести к разряду дешевой попсы. Да и еще многих других Led Zeppelin, Deep Purple и Queen. Как раз пример, когда люди играли то, что хотели, результат весьма впечатляющий да и еще бабла срубили немало.
А вообще то один профессор высказал интересную мысль: "Интерес к музыке во всем мире на втором месте сразу после интереса к проституции, если при этих условиях вы не можете заработать, то вы не музыкант, а лох". После чего он учит студентов не только уметь играть, а уметь продать себя и как можно дороже. А в данном случае ни Бах, ни Диенс и ни какие другие академики вряд ли помогут. И тут классический профессор предлагает обратить внимание на Квинси Джонса-продюссера Майкла Джексона, Джорджа Мартина-продюссера Битлз, да и вообще проанализировать современный музыкальный рынок.
Меня, если честно, вообще то несколько удивляет ситуация, когда человек поступил в консерваторию, проучился пять лет как минимум, получает диплом, и только после этого обнаруживает-что оказывается моцарт в общей массе востребован только для сотовых телефонов. И вдруг этот человек начинает искрене удивляться-почему никто не слушает классику. То есть, человек первые двадцать лет жизни как будто жил в информационном вакууме, и лишь после получения диплома он вышел в свет, и обнаружил, что музыкальная жизнь совсем другая, нежели ему рассказывали в консерватории. А ведь сколько тысячелетий существует музыка, одно оставалось неизменным-люди всегда хотели слушать современную музыку. Правда в разные времена понятие современная музыка было различным, причем это проходят с точки зрения исторических музыкальных эпох. При этом никто не пытается анализировать-а что же сейчас творится? И если хорошо покапаться-есть немало примеров хорошо оплачиваемого творчества, которое, в общем то задумывалось ради творчества, а не ради срубить денег по быстрому. Ну и если разобраться до конца-оказывается оплачивается именно творчество-то есть, скажем, Эрик Клэптон, сотворивший не только новые произведения, но и где то новое звучание и новое направление в музыке в целом. В чем отличие Клэптона от студента консерватории? Студент учился играть музыку, написанную более 100 лет назад, он может быть хорошим исполнителем, но если ему приходится творить что то новое-именно новое, а не вариацию на старую тему-оказывается он этому не учился. Да и вообще не разбирается в музыке, если она не написана Чайковским. Конечно, будучи еще студентом, он занял 10 раз подряд первые места на всех мыслемых и немыслимымх международных конкурсах Чайковского, но простого обывателя Чайковским уже не удивишь, да и хороших исполнителей Чайковского в целом не так уж и мало. И вот ежегодно консерватории выпускают по пол миллиона исполнителей Чайковского, конкуренция большая, музыка невостребованная. Вот и начинаются среди выпускников разговоры о недостаточно оцененном таланте. При этом лишь еденицы из них додумываются идти по несовсем стандартному пути-создать нечто новое, чтобы отличаться от общей массы-ведь именно тогда появляется шанс обратить на себя внимание. А тут как раз и талант не повредит.
конечно есть в современном мире и перегибы. многие страраются стать звездами, а не музыкантами. В данный момент я работаю как студийный музыкант для записи инструментальных партий именно для таких "звезд". Они могут быть далеко не бездарными, но крайне необразованными. В студии им помогают сессионные музыканты, отсутствие ритма можно исправить квантизацией партии в программе qubase, в той же программе можно исправить недостаточно точное попадание в ноты, а последняя версия вообще может свести знание музыкальной теории до минимума-ткнул ноту, а тебе автоматически аккорд выстроился, если правильно автоматику настроить, то она тебе и аккопманимент забубенит. Продукт получается мягко говоря попсовый. Но достаточно легко продаваемый, ибо многие используют музыку как шумовой фон во время поездки на машине или во время просиживания в бюро. Это не ценители музыки, а простые люди, которые могли бы и без музыки обойтись, а посему они музыку и не анализируют, а просто потребляют все то, что звучит по радио. Ну и со временем привыкают, так что от какой нибудь сложной сонаты у них может быть музыкальное несварение. Но даже с таким явлением музыканту не мешало бы ознакомиться.
В целом, оплачиваемое творчество зависит во многом от умения музыканта создать рекламу.

Есть перегибы в классической "советской, академической системе образования-где учат  по большей части на исполнителей. Просто уж ооочень много учебных часов заняты черте чем типа социологии и прочей хренологии (извиняюсь).
Особенно был хорош в музучилище оркестр народных инструментов, где гитаристы играли на контрабас балалайках и домрах. Причем мою домру вообще не возможно было настроить( последние 20 лет у нее колки на 2 из 3  струн вообще не крутились.И эти оркестры занимали часов 6 в неделю не меньше. В этом отношении в западных вузах лучше .У них часы заняты вещами строго по делу (теория музыки ,сольфеджио и импровизация ).Есть в штатах весьма престижный Berklee College of Music ( там изучают рок, хип-хоп, фламенко и джаз). Умение импровизировать входит во вступительные требования и оно решающее для поступления конкретно в данный колледж.
А люди из академиков между прочим тоже слушают и рок и "попсу". Просто не у всех коммерческие способности совпадают с музыкальными.

просто в яблочко! я бы даже сказала "в десятку!" можно просто не уметь "продавать себя", правильно преподносить, и работать за спасибо или вовсе не работать.

ДРУЗЬЯ МОИ!!!! А давненько мы ничего не обсуждали в этой прекрасной и, наверное, наболевшей для всех, теме.

У меня даже есть вопрос в тему: "Как вы считаете, должны ли быть ноты в открытом доступе, где можно их скачать бесплатно, или же нужно обязательно приобретать сборники с нотами, чтобы композиторам было тоже с чем чай попить?"

Сейчас дойдем до нелегальный скачиваний и пиратства. 
Есть один хороший сайт-http://therecordingrevolution.com/
Там чувак дает кучу советов по звукорежиссуре-по мне-действительно грамотный подход. Высказал он как то одну весьма интересную мысль-как перейти из любителей в оплачиваемые звукорежиссеры. Для начала надобно наработать себе имя, ну и потренироваться, потом надобно завести кучу знакомств, и проще всего это сделать, выполняя работу бесплатно. Ну-там тебе и тренировка, и все прочее. А потом надо просто назначать цену. А вот какую? Далее его слова-ну, можно поглядеть, что берут звукорежиссеры в округе, ну и может быть предложить чуть дешевле, как раз для тех, кто не может позволить записаться у тех, кто в округе. НО-при этом-не стоит занижать цену вообще. А все по одной простой причине-человек вообще склонен считать, что хорошее дешевым не бывает. Ты можешь быть супер виртуозом, но если ты предложишь свои услуги очень дешево, ты просто можешь напугать клиентов-если у него так дешево, значит что то в этом есть-наверное и качество у него такое же. 
Эта мысль вполне здравая. 
Как то в Нью-Йоркском метро играл уличный музыкант, скрипач. Народ проходил мимо, практически никто не останавливался послушать. Ну так, кинули ему за пару часов несколько долларов. А на самом деле это был скрипач, который накануне отыграл грандиозный концерт-кажись где то там в Карнеги Холле или еще в каком престижном концертном зале, билеты стоили за 200 долларов и были распроданы задолго до концерта. А еще он играл в метро на той самой скрипке Страдивари. 
Хочешь чтобы творчестов было оплачено-умей его продать.
А насчет нот...вопрос сложный. Методы копирования и распространения стали такими, что это уходит в прошлое. Ну и ноты-это вообще продукт для узкой группы людей, кто может с ними работать. Плюс-если раньше это был единственный способ донести свою музыку через кучу поколений, то сейчас эту часть взяли на себя другие виды носителей информации-ну, кассеты, диски, теперь вообще аудио и видеофайлы. Так что значение нот в современной жизни стало еще меньше. Я бы вопрос по другому поставил-стоит ли мне как музыканту заморачиваться с изданием нот или на этом сегодня не заработаешь? И я склоняюсь ко второму варианту. Записать свою музыку нотами...ну иногда приходится, ибо я играю с другими музыкантами, и надо им как то чего то заслать. А вот издавать...ну по мне-это так, может быть приработком, ну или чем то вроде личного самолюбия-опа, а я ноты издал. Но поскольку я считаю, что много не заработаю на нотах, то скорее всего я бы свои произведения просто слил в свободный доступ, чтобы не мучить мироздание с редакцией, печатью, и прочими примудростями. 
А я за последние два года сделал одно наблюдение. 
Все эти два года я активно выступал-примерно раз в месяц по концерту. Это были сборные концерты-ну, собирались три рок-группы, организовывали концерт, или нас приглашали на концерт, где все было организовано. Но каждый раз это было не меньше 3 коллективов. И каждый раз разные. То есть, если 24 умножить на 3, получаем 72. Ну-за эти два года я услышал около 70 новых групп. И все они играли исключительно свои вещи. Из них один был весьма неплохой, играл на уровне, живьем смотрелись хорошо, но в целом-они не сделали ничего необычного-просто качетсвенная музыка. Да и клип хороший сняли

https://www.youtube.com/watch?v=p1qrS0bbDF0

Из всех 70 групп у этих наиболее мощный потенциал быть оплаченными достойно. 

Вторая группа-мне довелось с ними поиграть-сильный коллектив, делают сложную музыку, уже с тремя альбомами
https://www.youtube.com/watch?v=yBImHylElis

Из недостатков-они несколько не так поняли, что такое прогрессивный рок, или прогрессивный метал. Пытаются взять кучей ритмических переходов, сложнонавороченных пассажей, при этом не всегда эти пассажи запоминаются слушателям. Хотя действительно коллектив мощный.
И все. И это из более 70 групп. Остальное было скучно, неинтересно, иногда вообще не сыгранно, с косяками-ритмическими, игрой мимо нот, а иногда просто хоть и сыгранно и отработано, но примитивно. 
И на что жаловались все эти группы

1. Музыкой заработать невозможно
2. Никто не хочет поддерживать местные начинающие группы
3. Интернет. Да да, все скачивают на халяву, и никто не хочет покупать
4. Поддержка в СМИ. Мы играем настоящий хардкор, прогрессив, трэш, тяжелый рок, ультимативный метал (нужное подчеркнуть), а ТАКОЙ ЖАНР никто не слушает.
5. То ли дело в Америке-там все по другому.

Никто не искал причины в себе-ну не дотягивают они до уровня Дип Перпл, Стива Вая, или еще какой Металлики. Они не способны увлечь публику на концертах, они выпустили такой продукт, который никому не интересен, поэтому они не могут заставить никого купить диск, то что перечисленные жанры являются наиболее популярные в Германии, что для них СМИ не надобно никого не волнует. Да и в Америке никто не был, и не знает как там. А в России постоянно говорят о том, что у нас никто рок не слушает, то ли дело в Германии-там тебе и радио, и телевидение все по року есть, и возможностей больше. На самом деле это не так, но у соседа лучше. А когда я жил в Казахстане, все глядели на Россию-вот где рок тусовка-ну там-и Максидром, и Нашествие, и еще чего, а у нас ничего нет. 
Так что для того, чтобы творчество было достойно оплачено-не мешало бы еще и достойный продукт сделать. И не просто сделать-а уметь его продать. 
Кстати-недавно я получил предложение-поучаствовать в концертах одной женщины-автор и исполнитель своих песен. У нее творческая самореализация, а по мне-сделано это несколько примитивно. Но она иногда получает гонорары. Я ей сразу поставил условие-без гонораров я не хочу работать, в бесплатных концертах не участвую. Она как бывший советский интеллигент слегка возмутилась-а как же это так-ну, гонорары это хорошо, а как же творчество? Неужели при моих музыкальных способностях я думаю лишь только о деньгах? Нет, я этим занимаюсь профессиоанально, и этим зарабатываю на пожрать, и поэтому не трачу время впустую. В бесплатных концертах я не участвую-ну по крайней мере не с такой программой. Так что-не хочешь-не надо. Без рассуждений о достойной оплате и творческой самореализации во имя высокого искусства. Я не ради денег взялся за гитару, но это не значит, что я работаю бесплатно. Вот и все.

Спасибо, leothemetal, за свой душещипательный рассказ.


Но вернемся к нашим баранам, а точнее сказать к нотам. Хоть они востребованы для "узкого круга", но очень часто слышешь:" где можно взять вещицу поиграть". Притом взять, а не купить. 

Речь идет здесь не о тех гитарных пассажах, которые мы слышали ранее, спасибо, leothemetal за ссылки и подробный рассказ о музыке в стиле метл и рок. Скорее всего тут нужно думать о людях, которые пишут музыку в стиле боса-нова, блюз, а еще, несравненные произведения в классическом стиле. Каковы будут мнения окружающих, интересно было бы послушать...

П.С.

Сегодня услышала на самом деле ПОТРЯСАЮЩУЮ музыку...и мне захотелось НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ НА ГИТАРЕ,чтобы только исполнять это произведение!

 

По моему-вся проблема начинается как раз с того, что мы все начинаем категоризировать-тут те метал, тут те боса нова-тут те блюз. 
А на самом деле это не настолько принципиально. Можно вычернуть слово метал, вставить блюз, а все остальное останется тем же-типа нету радиостанций, нету интереса публики и прочее. Причем почему то есть отдельно взятые представители, которые собирают концертные залы, и работают имено в этих направлениях. 
Кстати-блюз тоже не совсем то, что пишется нотами, это изначально была музыка, сочиняемая на ходу и не играющаяся по нотам. этот так, к слову. Да и боса-нова-далеко не невостребованный жанр. А что я думал по поводу классической музыки можно почитать хотя бы здесь, чтобы по много раз не печатать. 

http://queenguitar.by/content/mysli-o-kontsertakh-klassicheskoi-muzyki

где можно взять вещицу поиграть". Притом взять, а не купить. 

Вполне, надо сказать, закономерное явление. Люди любят халяву. Слышали про черную пятницу? Ну-в америке, после дня благодарения наступает день, когда магазины объявляют скидку ввиду готовящихся предрождественских распродаж. В этом году в сети появилась куча видеороликов, как это происходит-видимо количество видеоустройств на душу населения стало больше. Люди стояли в очереди с вечера, чтобы достать чайник со скидкой, били друг другу переднюю часть головы, вроде как кто из них первый схватил коробку с телевизором. Обычно после этого дня в США куча переломов, трупов и арестов, а все потому, что магазины объявили скудку ну там в 30 процентов. И ведь народ толпится, рискует здоровьем и жизнью, чтобы купить хренотень с надписью Made in China. 
Еще одна реальная история, все в тех же США, компания Sun Microsystems, ныне Oracle, эта которая за язык программирования Java ответственная. Там сидят хорошо оплачиваемые программисты, ну-выглядит это как в Матрице, куча коробочек, где эти товарищи трудятся, большое здание в кучу этажей-это эпизод, где агенты Нео брали. Ну-вот примерно аналогичная обстановка. И тут приходит сообщение по аське-в столовой на первом этаже остались десять пончиков, берите бесплатно. В этот момент весь штат сотрудников-а это значительно больше десяти, ну так-человек 500 подрывается и несется по этажам ради того, чтобы схватить пончик. Шансов получить пончик мало. Но главное-это не голодающий с поволжья, а хорошо оплачиваемый сотрудник, ему можно вообще только пончиками питаться на его зарплату. Но тем не менее-он рвется за халявой. Обыкновенная психология. А интернет-это вообще рассадник халявы. Вот такая человеческая натура. И это не переделать никакими рассуждениями-хорошо это или плохо. Это реальность. Поэтому вопрос-должны ли быть ноты в открытом или закрытом доступе просто несколько некорректно сформулирован. Они есть-если есть-в открытом доступе, и с развитием технологий они будут в еще более открытом чем сейчас. Хочешь закрыть доступ-отрубай интернет, откати прогесс лет на 200 назад-и тогда композиторы будут получать прибыль за ноты. В современном мире это не совсем работает. 
Ну и еще-есть куча организаций по авторским правам. В частности-если произведение композитора исполняется кем то на концертах, композитор получает свои проценты. Так что на казинаки к чаю ему хватает-если он действительно написал что то стоящее, что востребовано. Но в любом случае-я показал на примере, с которым столкнулся сам, а не на жанре тяжелый рок, не надо путать понятия, принцип действует везде-оплата творческого труда зависит от двух факторов

1 сумел ли ты сделать то, что кого то заинтересовало

2 Сумел ли ты продать то, что сделал. 

И жанры тут ни при чем. 
Ну и отсюда вопрос-если композитор видит, что на сегодняшний день на продажах нот не заработаешь-зачем этим заниматься? Почему бы не найти тот способ заработка, который приемлем сегодня, а не в 1950 году? 

Возвращаясь к вопросу  должны ли быть ноты в открытом доступе, где можно их скачать бесплатно, или же нужно обязательно приобретать сборники с нотами

В этом мире никто никому ничего не должен. Есть человек, старающийся чего то продать, есть человек, который решает-покупать ему это или нет. И если этот человек решит, что это ему покупать не надо, тем более что есть места, где это можно взять бесплатно-ты никак не изменишь эту ситуацию. Можно взывать к совести. можно рассказывать о голодающих музыкантах, которе недополучили денег за ноты-но ситуацию это не изменит. Если человек с самого начала ничего не хотел покупать-он и не купит. Это нужно понимать. И исходить из этой ситуации. 
Я не случайно затронул тему моих концертов последних двух лет. 
На каждом концерте мне пытались продать диски. Каждый. Да и мы сами пытались продать свои диски. А я не покупал. Просто я не хотел их брать. И все. Ну как профессор Преображенский из собачьего сердца-мне не жалко полтинника, я сочувствую детям Германии, но журналы не возьму, потому что не хочу. 
Можно и дальше упорно издвавать свои ноты, нести расходы, и потом жаловаться на людей, за то, что они не покупают. Не работает схема.