Три причины, по которым вы никогда не станете блестящим гитаристом

  -- Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых

П.И.Чайковский

  Если вы обыный парень или девушка и хотите посвятить свою жизнь или хотя бы ее часть профессиональным занятиям на гитаре и при этом достичь блестящих результатов в исполнительстве и вводить публику в экстаз своей неподражаемой игрой, то вам следует знать о том, что может помешать в достижении этой цели.

 

Нерегулярные занятия

  Если вы даже много занимаетесь на гитаре, но нерегулярно, не систематично, то вы можете просто забыть о каких-либо приличных достижениях в исполнительстве на этом инструменте. Гитара - ревнивая дама и не "прощает измен" в виде отвлечений на другие дела. Как говорил мой учитель Владимир Захаров:

  - Всегда есть что-то, что мешает нам играть: зимой - это холодные руки, а летом - хоть муха на струну сядет...

  Всегда есть что-то, что отвлекает нас от занятий, но чаще всего - это простая и банальная лень... Есть много высказываний и замечаний великих людей по поводу лени и того к чему она приводит или не приводит. Сводится все к тому, что или Вы занимаетесь исполнительством регулярно или вообще не играете. И действительно, не важно по причине лени вы не поиграли сегодня или по какой угодно другой причине. Ведь когда вы выходите на сцену для концертного выступления, вы не можете сказать:

  - Дорогая публика, простите меня, но сегодня я не в форме по уважительной причине, той-то или той-то.))

  Это было бы просто глупо. Начинающие гитаристы занимаются от нескольких минут (кто-то 15 минут, кто-то 30, но это все условно) в день до нескольких часов в день регулярных занятий (это уже больше касается профессиональных гитарситов). На самом деле, здесь речь идет более о начинающих исполнителях на гитаре, так как профи, обладая рядом других качеств, умеют "держать форму" не только за счет количества занятий. Но это уже предмет другой темы.

  Удивительное дело, но такая регулярность занятий свойственна не всем специальностям в равной степени. Например, композитор, сочинив значимое произведение, остается композитором даже если он более ничего не сочиняет. Исполнитель, и в данном случае - гитарист, отработав блестяще пассаж, да что там - целый концерт сегодня, завтра должен снова приниматься за работу, за занятия, иначе послезавтра такой гитарист не сможет повторить с большой вероятностью успех сегодняшнего дня. Наша исполнительская специальность в данном случае отчасти близка занятиям спортом. Думаю, здесь все понятно. Нерегулярные занятие на гитаре могут стать причиной вашего "провала" как гитариста-исполнителя.

 

Немотивированные занятия

  Мотивация помогает нам идти вперед к достижению цели. Если у вас нет мотивации, то, скорее всего, у вас нет цели и как следствие - занятия не приносят должного результата. Порой трудно поверить в то, что даже в музыкальном училище встречаются студенты, которые учатся там потому, что нужно было после школы куда-то поступать или потому, что родители так пожелали и т. д. Конечно, желание родителей - тоже некоторая мотивация для некоторых начинающих гитаристов.

  В этом случае правильно было бы разделить мотивацию на условные категории - от мотивации "ниже плинтуса" до высшей внутренней мотивации. Под высшей внутренней мотивацией я понимаю такое естественное и жизненно важное желание занятий на гитаре, как покушать, как получить ещё какое-либо неотьемлимое удовольствие. Человек в этом случае занимается независимо от внешних причин как то зарплата, погода и т. д. Такие занятия уже не называем занятиями, а просто смыслом жизни. Но это высоко. Мне кажется, что подобную мотивацию мог иметь например Вольфганг Моцарт.

  Примеры мотивации "ниже плинтуса" вы вполне можете придумать сами (например: я занимаюсь, потому что мне сказал так делать учитель). Важно самим себе ответить на простой вопрос - зачем я это делаю. Если вы сомневаетесь в ответе на этот вопрос потому, что вы совершенно естественно и с удовольствием приступаете к ежедневным занятиям на гитаре, значит с мотивацией у вас должен быть порядок и вам не стоит больше "загружать" свой мозг ненужными чтениями подобных статей.

  Однако, если вы отвечаете на вопрос иначе, то отчаиваться тоже не следует. Оказывается, даже великим музыкантам иногда нужно прилагать усилия для занятий. Помните, мы не роботы и людям свойственно уставать, надоедать что-то делать и т. д. Главное, чтобы эта "усталость" не переходила в привычку. А мотивацией для занятий в таком случае могут быть придуманные концерты для друзей, родителей, сочинение для любимых, а также игра для домашних животных, птичек, рыбок и т. д., более далекие мотивации и цели - это победа на международном конкурсе гитарстов, мечта выступить с Элом ди Меолой в дуэте, например, или дать открытый концерт на телевидении и т. д. Посмотрите - все просто. Мы сами себя в большинстве случаев можем мотивировать к занятиям на гитаре. И это очень важно - ставить себе цели. Иначе, немотивированные занятия - бесцельные занятия - безрезультативные занятия.

 

Неосмысленные занятия

  Осмысленные занятия или занятия "с головой" обычно становятся доступными опытным музыкантам. Такие занятия предполагают как анализ исполняемых произведений, так и общий анализ занятий и музыки в целом. Другими словами - невозможно достигнуть совершенства в том, что плохо себе представляешь. А для понимания требуется изучение и осмысление. Говоря языком практическим - не станет тот гитарист большим мастером, который проигрывает программу от начала и до конца бездумно и бесцельно.

  В каждом сочинении нужно уметь находить музыкальные "зерна", осмысливать их и отрабатывать отдельно, постепенно объединяя в единое целое и общую форму.

  Что это за "зерна", как их объединять и почему, как работать с трудными местами и даже как понять где есть эта трудность - все это вопросы осмысленных занятий. И без тщательного изучения деталей игра гитариста будет оставаться лишь игрой по наитию, а это уже непрофессионально. Вы, возможно, возразите - а как же гитаристы-самородки такие как Пако де Люсия, которые порой даже ноты не знают, не говоря уже о форме. Ок. А кто вам сказал, что такие мастера занимаются неосмысленно, посвещая гитаре большую часть своей жизни? И форму музыки они впитывают "с молоком матери" и, уж поверьте, анализируют много, но, возможно, не как музыканты классической школы. И самое важное - гитаристы, которые сочиняют и исполняют свою собственную музыку, поверьте, знают и осмысливают каждую ноту своего сочинения. Поэтому, повторюсь, если и вы хотите достичь высот в исполнительстве на гитаре - не ленитесь, а изучайте и экспериментируйте с каждой музыкальной фразой, штрихом или даже нотой, осмысливайте то, что вы делаете на гитаре. 

  Без осмысленных и продуманных занятий результат получается поверхностный, а занятия часто в тягость, так как вы не сможете найти в них красоту больше той, что записана лишь графическими значками-нотами и при таком подходе не достичь вам вершин гитарного исполнительства. 

 

  Подытоживая хочу добавить, что эти три вышеописанные причины, по которым вы не сможете стать серьезным гитаристом-исполнителем не являются конечными. Причин может быть гораздо больше. Но эти три в большинстве случаев занимают лидирующее положение.

  Желаю вам никогда с ними не встречаться, если такое вообще возможно. Учитесь получать удовольствие не только от перебирания пальцами струн, а от тех музыкальных мыслей и идей, которые заложили в свои произведения композиторы.

Поделитесь этой информацией

Комментарии

В чем разница между правильным и неправильным подходом к занятиям по музыке? При правильном подходе человек найдет способ достижения результата, при неправильном человек найдет причины, по которой он не смог достичь его.
Это то, что я обычно говорю своим ученикам. К сожалению, приходится говорить это ученикам, ищущим причину. И честно говря, не особо помогает. А вот другим ученикам зачастую ничего говорить не надо. Можно еще свести все к банальному-дано или не дано стать профессионалом. Я зачастую часто встречался с таким мнением-у него талант от бога, а такое дано не всем. На самом деле-блестящий музыкант, это лишь 1 процент таланта и 99 процентов работы над собой. А зачастую, многие известные музыканты-это люди, которым нужно было больше, чем другим, а уж если взять мир шоу бизнеса-то там самым известным и продаваемым может быть далеко не талантливый, а просто хорошо прорекламированный музыкант, и не всегда следует на него ориентирваться и сразу записывать в профессионалы. 
В общем, если вы решили стать профессионалом, для начала нужно четко представлять, чего именно вы хотите достичь. А наметив цель, приступайте к ее достижению. Звучит банально, но без этого никуда. А в остальном, нужно помнить о трех выше перечисленных причинах. Путь профессионального музыканта-это не тот путь, который можно сократить, препятсвия на этом пути следует преодолевать, а не обходить. Но при этом у каждого музыканта этот путь индивидуален, и об этом тоже следует помнить. У каждого свои стартовые позиции, у каждого индивидуальная мотивация, свои вкусы, цели и интересы. Далеко не всегда схема-музыкальная школа, училище, консерватория (аспирантура) -является  единственным способом. Даже начиная с того, что за пределами бывшего советского союза понятие "музыкальное учишище" встерчается крайне редко. А еще есть много примеров виртуозного мастерства у людей без (официального) музыального образования. Но это были фанаты своего дела. Хорошая музыкальная школа еще никому не вредила, но бывают случаи, когда она не доступна. Это не повод отчаиваться и опускать руки, тем более что интернет во многом может компенсировать ее отсутствие. Если вы по настоящему любите музыку и готовы посвятить ей жизнь, у вас все получится. Тем более что мне уже довелось встретиться с дипломированными и при этом весьма посредтсвенными музыкантами. Хотя это уже отдельная тема. 

Творческих успехов

"Если вы по-настоящему любите музыку..."

В статье и говорится как раз о том, что для простых ребят недостатчно ее просто по-настоящеу любить, теша себя иллюзиями, что все вот-вот скоро получится и откроются большие сцены. Ничего не произойдет само собой. К этому нужно идти. Нужно очень много "пахать". Об этом и речь. При том, что любовь к музыки никто не отменял.

Я бы к этой статье добавила еще ряд причин , которые могут помешать стать блестящим гитаристом.Именно блестящим гитаристом ,от прослушивания исполнения которого захватывает дух и хочется слушать еще и еще.

1 Плохой инструмент , который не соответствует вашему уровню,инструмент возможности которого "вы переросли".

Если попросить блестящего гитариста исполнить произведение на на 2 инструментах по очереди - на плохом и хорошем,то вы сразу ощутите огромную разницу. И игра на слабом инструменте (со средними звуковыми характеристиками) будет очень резко отличаться в худшую сторону.

Можно сколько угодно много заниматься на скажем "средней" фабричной немецкой или испанской гитаре,но звездой вы на не станете. Это как на Запорожце учавствовать в Формуле 1. Блестящему гитаристу нужна "блестящяя" гитара.

2 Сценическое волнение или "мандраж". Есть люди ,теряющие самообладание ,нотный текст, динамические оттенки,темп от сценического волнения. Всем свойственно волнение в разной степени,но у некоторых оно просто уничтожает огромную часть виртуозных навыков. Чтоб быть блестящим гитаристом надо тренировать не только пальцы ,но и нервную систему . Готовить себя морально к выходу на сцену . В какой-то книге для пианистов я прочитала хороший совет . Мысленно проигрывать день концерта. Прям от момента пробуждения утром и до выхода на сцену и  исполнения .Представлять как вы выходите ,как кланяетесь ,как выглядит зал. И потом ,по идее ,вы будете более спокойны и меньше потеряете на сцене . А можно мысленно пропевать нотный текст в сознании перед выходом на сцену. Это отдельный и непростой вопрос - моральной готовности к сценическому выступлению.

3 Отсутствие концертов или аудио-видео записей. Такие моменты очень ярко высвечивают вашу техническую подготовленность. Если хоть где-то что-то недоучено ,то оно сразу станет весьма заметно вам так точно , а публике... это зависит от степени образованности публики:) И для музыканта такие события становяться стимулом для более качественных занятий,особенно в случае провалов (забытого текста ,просаженного темпа и т.д и т.п) 

4 Отсутствие определенных психо-физиологических качеств . Это такие качества как способность концентрироваться, полностью "выкладываться" на сцене ,харизматичность и неповторимость (чтоб публика вас как-то отделила от общей массы музыкантов и запомнила) Можно очень много часов заниматься ,но при отсутствии способности "блеснуть" вас вряд ли отнесут к блестящим музыкантам. Здесь будет важна и ваша одежда ,и походка ,и жесты ,и поведение. Есть люди артистичные от природы ,а есть наоборот. Если артистизм - не ваше врожденное качество над ним тоже надо будет работать (прям как театральные артисты или перед зеркалом или перед видео камерой).

Вот на такие мысли меня навела эта статья . В ней как-то все упор идет работать и работать. А ведь блистать надо перед кем-то ,перед слушателем .Выход на сцену это несколько другая стихия ,это тоже работа,но другая ,порой более сложная ,чем просто многочасовые домашние занятия. Есть музыканты способные блистать и при относительно небольшом наигрывании часов-занятий,а есть ,те кому надо гораздо больше времени на подготовку-это очень индивидуально.