Техника современной классической гитары (упражнения для продвинутых гитаристов)

  В этой статье мы поговорим о технике гитариста. Что там уж воду мутить. Эта статья - прямое руководство к действию для тех, кто метит в профессионалы или уже таковым является. Данные упражнения основаны на школе развития техники Хуберта Кэппеля (известный немецкий гитарист, основатель одного из престижных международных гитарных конкурсов в Кобленце), на упражнениях Юсуки Джимбо (молодой японский гитарист, ученик ещё одного известного гитарного преподавателя Тадаши Сасаки, который долгое время преподавал гитару в высшей школе музыки в городе Аахен, в Германии) и др. Этот курс упражнений рассчитан на 90 минут ежедневных занятий гитарной техникой. С большой долей вероятности можно сказать, что если Вы будете выполнять описанные замечания и пожелания, а также сохранять последовательность упражнений и общую регулярность занятий, то уже через короткий промежуток времени Вы сможете сами убедиться в действенности этих методов. Ваши пальцы правой руки станут гораздо более цепкими и чувствительными к струнам, левая рука значительно окрепнет, улучшится координация движений обеих рук в совокупности. 

  Итак, начнем, пожалуй.

  Сначала разогреем правую руку игрой арпеджио (здесь будут ещё пояснения). Каждое из 6 приведенных примеров арпеджио следует играть аналогично первому, но с разной аппликатурой. Каждое упражнение играть по 2 минуты. Всего 12 минут на эти основные арпеджио.

 

Гитарные арпеджио

Гитарные арпеджио

 

  Далее 6 минут для упражнений на координацию левой и правой рук (пояснения скоро будут) с нижеприведенными упражнениями.

Упражнения на координацию рук гитариста

 

  Упражнения на легато с триолямина разных струнах. Помогает Вашим мышцам левой руки быть в хорошем тонусе (ещё будут пояснения). Общая продолжительность этих упражнений 4-5 минут.

Упражнения для отличного тонуса мышц пальцев левой руки гитариста

 

  Теперь поиграем пассажи в разных "вариациях". Это коротенькие фрагменты гамм. Этот этап подытоживает первичный "разогрев" игрового аппарата. Обратите внимание на то, что спешить, пытаясь сыграть как можно скорее эти пассажи, совершенно не стоит. Будет лучше если Вы добьетесь в игре плавности при скачках и переходах в позиции, а также хорошего звука. 

  Первое упражнение под надписью 5 играем с 4 по 12 лад. Аппликатура правой руки - пальцы i-m. Повторяем пассаж в каждой позиции по 3-4 раза. Общее время звучание примерно 3 минуты.

http://youtu.be/RQRNKHiwoqM

 Пассажи и гаммы на гитаре

 

  Второе упражнение с надписью 6 играем с 1 по 11 лад пальцами в правой руке i-m, повторяя пассаж в каждой позиции по 4 раза. Продолжительность примерно 3 минуты.

Играем пассажи и гаммы на гитаре

 

  Следующее упражнение под цифрой 7 играем с 1 по 9 лад пальцами в правой руке m-a, а также повторяя его в каждой позиции по 4 раза. Продолжительность звучания будет около 3 с половиной минут.

Пассажная техника на гитаре

 

  Упражнение под номером 8 играем с 1 по 7 лад пальцами i-m. Повторяем каждый пассаж по 4 раза. Общее время звучания окажется около 2 минут.

Осваиваем пассажную технику на гитаре

 

  И, наконец, ещё один пример пассажной техники значится под номером 9 , который следует играть со 2 по 12 лад пальцами m-a, также повторяя по 4 раза в каждой позиции. Продолжительность звучания этого упражнения составит 3 минуты.

Работаем над пассажной техникой гитариста

 

  Теперь возвращаемся к упражнениям на легато. Левая рука к этому времени отдохнула от силовой нагрузки легато и находится в хорошем тонусе. Следующие упражнения на легато хоть и похожи на описанные выше, но развивают при этом другую связку пальцев левой руки. Играем оба упражнения с 1 по 5 лад. Длительность этих двух упражнений составляет примерно 4-5 минут.

Развитие техники легато на гитаре

 

  Теперь снова играем основные арпеджио на открытых струнах способом, описанным в самом первом упражнении этого занятия. С 7 по 12 такт (разновидность упражнения) по 2 минутки каждое. Всего требуется 12 минут.

Снова арпеджио на открытых струнах, но с другой аппликатурой

Поделитесь этой информацией

Комментарии

А продолжение в самом деле будет, или это давно заброшенная статья? Просто не нашел никаких сведений а дате публикации этой статьи.

Эта статья действительно давно не обновлялась по причине отсутствия явного интереса к материалу у публики. Но если есть такой комментарий, то, конечно же, будет и продолжение. Единственная просьба, дорогие гости и читатели, называйте свое имя (хотя бы выдумайте его) и говорите о том, что Вас конкретно интересует, какие возможные трудности возникли. Наша задача помочь Вам разобраться в этих вопросах. 

С уважением, Роман.

 

Да, я не представился, меня зовут Кирилл.

 

Я себя претендующим на профессионализм пока не считаю (хотя в статье и сказано, что она для профессионалов и стремящихся), но на сносном любительском уровне играю не первый год, поэтому упражнения меня заинтересовали. В силу этого, пояснения, которые автор обещал дать по некоторым уражнениям, могут оказаться для меня весьма ценными.

Взял упражнения не все сразу, постепенно добавляю новые, сейчас дошел до пятого. Возник вопрос: нужно ли в пассажах первую ноту играть не сдергивая струну? Там стоит знак глиссандо, то есть по идее я должен "подъезжать" к этому ладу. Но тогда начало пассажа получается размытым. Мне это показалось странным. Так же хотелось бы уточнения, какими пальцами в этом упражнения зажимать си - ля# - соль# - ля# (в позиции четвертого лада, ну, и аналогично в последующих).

 

Спасибо и надеюсь на продолжение!

Кирилл, рад Твоему интересу к упражнениям. Позволь объясню. В упражнении номер 5 нет глиссандо. Те линии, которые Ты, как я предполагаю, считаешь глиссандо, на самом деле не являются таковыми. Они обозначают перенос, скольжение, верно, но беззвучное в данном случае. В этом принципиальная разница с глиссандо. Пальцы левой руки везде обозначаются обычными арабскими цифрами. Т.е. ноты си - ля# - соль# - ля# (четыре последние шестнадцатые первого такта) прижимаются соответственно 1-3 1 3- пальцами. Чтобы прижать эти ноты нужными пальцами нужно сменить позицию левой руки с четвертой на первую и обратно в четвертую в последующем такте или в пятую при переходе на позицию выше. О смене позиции говорит неприметная римская цифра I , стоящая над ля диезом. 

При игре этого упражнения в других позициях V и выше, аппликатура левой руки сохраняется и в этом и есть смысл. Это упражнение и тренирует не просто быстроту игры нот, а именно чистую смену позиций при игре пассажей. Линии "глиссандо" лишь подсказывают нам, что для удобства некоторые пальцы лучше оставлять или, лучше сказать, скользить ими по струнам, причем, БЕЗЗВУЧНО!

Эти упражнения лучше всего играть не по отдельности, а именно в той последовательности, в которой они даны в данной статье. Каждое последующее техническое упражнение имеет цель переключить работу на последующую группу мышц, т.е. не тренировать только одну группу мышц, а именно разные от упражнения к упражнению. При этом мышцы, которые не участвуют в активной игре имеют возможность расслабиться и отдохнуть. Если играть долго отдельно кадждое упражнение, а особенно на начальном этапе обучения игре на шитаре, то, как мне кажется, есть вероятность переиграть руку на некоторых из них. Возможно, такое сложное упражнение на легато появится в продолжение статьи, о которой уже так много говорилось.

p.s. у меня появилась задумка сделать простую видеозапись этих упражнений. Может быть так будет ещё более наглядно. Это как раз может быть то, что трудно объяснить словами, но проще показать? Как вариант.

Если серьезно , мне кажется видео урок действительно хорошая идея.
Я предполагаю, что не все читающие этот сайт могут сыграть по нотам эти упражнения.
Можно было бы и табулатуру добавить для большей доступности.
А вдруг не только "продвинутые" гитаристы захотят это сыграть?

Спасибо за разъяснения!

Да, я и имел в виду, что простепенно добавляю все новые упражнения, проигрывая при этом и все предыдущие по порядку.

Видео было бы здорово, действительно, лучше один раз увидеть...

А вот и долгожданная ссылка на описываемое видео. Здесь я поясняю исполнение упражнения номер 5, то самое, по которому был задан вопрос в комментариях от Кирилла. Надеюсь, будет все понятно.

С уважением, Роман.

Здорово! Действительно ,как бывает полезно просто один раз увидеть.
Ведь не всегда глядя в ноты мы представляем,
 какое положение должна занимать кисть руки или под каким углом лучше поставить палец.

Спасибо Роман! Продолжайте нас радовать видео уроками!

Да, урок наглядный, понятный, спасибо!

Даже, наверное, немного затянуто получилось. И еще я, если честно, надеялся увидеть пассажи на высоких ладах - ведь там из-за того, что левая рука не опирается на большой палец, ее положение меняется. Кроме того, третий палец на верхних ладах удобнее использовать вместо четвертого. Правильно ли так изменять аппликатуру?

Еще раз спасибо,

Кирилл

(наверное, надо будет как-нибудь зарегистрироваться все-таки)

Роман! Вы не могли бы продолжить публикацию разнообразных упражнений. На мой взгляд, те, что уже опубликованы, очень удачные. Прежде всего, в отношении умеренных нагрузок на руки. Они действительно эффективные (в отличие от множества других). С уважением, Вячеслав!

Благодарю Вас, Вячеслав, за проявленный интерес к упражнениям.

Я с удовольствием продолжу данную тему. Кажется, даже в этом небольшом курсе упражнений ещё не была поставлена точка. Там имеется логическое продолжение, которые Вы скоро сможете обнаружить на сайте.

p.s. Кроме того, прямо сейчас "монтирую" специалдьную кнопку для сайта, по нажатию на которую пользователи смогут написать свой гитарный вопрос. Среди отвечающих буду я и мои коллеги - профессиональные гитаристы. Самые интересные вопросы смогут получить не только ответы в виде наших публичных комментариев, а также могут могут быть обсуждены с участниками наших гитарных подкастов.

Вот так эта кнопочка будет начинаться-выглядеть).

Спасибо.

Что й то глючит кнопочка - ничего там нет

о заработала

Так я же ее только "монтировал", а у Вас, судя по всему, получилось прямо в этот процесс вмешаться).

А затем, спустя пару минут Вы уже попали на форму добавления вопроса. В ней ничего и не должно быть кроме формы для введения Вашего вопроса.

Вопросы со спамом фильтруются. Примерно такая схема. Раздела с ответами пока не прибавилось, так как только включается функционал и вопросов ещё никто задать не успел. 

Интересно, надо ли пользователям в этой форме возможность добавлять видео с ютьюб. Например, поступает вопрос - "а шо это такое?" или "а как сыграть также как этот чел на одной струне?" и прикрепленное видео из ютьюб. Вот же интересный ответ получится, как думаете, коллеги?

Роман!

После месяца занятий этим комплексом упражнений (примерно 1,5 часа в день) техника у меня заметно улучшилась. Но затем, уровень игры стабилизировался и дальше уже не растет. Что Вы порекомендуете, продолжать заниматься  упражнениями этого комплекса или поискать что-то новое?

С уважением, Вячеслав.

Ваш вопрос, Вячеслав, меня порадовал. Спасибо Вам!

Очень важно понимать, на мой взгляд, две простые вещи:

 - 1. всякой физической технике есть предел независимо от методики;

 - 2. определиться с целью. Развиваете ли Вы технику для того, чтобы играть быстрее, быстрее, быстрее и т.д. или для конкретной цели типа сыграть определенное произведение.

 

Подробнее.

Думаю, что с первым вопросом более менее понятно. У каждого человека есть какие-то рамки в техническом отношении. Кстати говоря, многие из этих технических рамок начинаются в рамках психологических, но это уже другая тема. Возможно, уверен, уже сущесвуют более продвинутые методики или ещё будут изобретены методики для прогрессивного развития техники гитариста в узком смысле (имеется ввиду скорость движений, точность, выносливость). Если Вы будете постоянно гнаться за этим то... и тут пришла мысль, не сочтите за грубость, посмотреть мультфильм "Бессмертный". Смысл в том, чтобы не гнаться за тем, за чем не нужно. Однако поиск нового - это большое дело! Даже если Вам нравятся эти упражнения и они приносят Вам пользу (приятно слышать, что моя работа оказалась кому-то полезной), то хотя бы даже из любопытства не стоит отказываться от поиска ещё чего-то более интересного.

Так или иначе мы приходим ко второму вопросу. А зачем нам эта техника? Занимаемся ли мы, чтобы ещё заниматься или для того, чтобы воплощать в звуках музыкальные образы? Первый вариант сродни описываемому выше мультфильму и мой совет - не стоит! Даже если Вы поставите цель сыграть конкретный пассаж в определеном быстром темпе, то это будет лучше, чем ещё быстрее до ... неизвестности. Самый лучший вариант - подумать о том, что Вы хотите получить из этой техники и лучше всего остановить свой выбор на исполнении определенной музыки. И здесь начинается совсем другой подход. Техника оказывается на службе музыки. И те все упражнения не являются самоцелью, но лишь небольшим инструментом в построении большого сооружения. 

Эти упражнения помогают Вам держать определенную хорошую форму. Как известно, для поддержки формы нужны постоянные упражнения. У каждого гитариста, спортсмена, вокалиста и т.д. есть любимые упражнения, которые повторяются ежедневно. Итак, предположим, форма есть. Для дальнейшего роста Вам нужна музыка. В музыке, в каждом произведении есть определенные сложности, которые в упражнениях невозможно предугадать. Если Вы находитесь сейчас на этом этапе и сталкиваетесь с определенными техническими трудностями, то здесь Вам нужны специальные упражнения для преодоления этих трудностей, с учетом Вашего технического и музыкального уровня. Так вот такими деталями обычно занимаются или с преподавателем (здесь нужен только профи и это важно, так как во дворе этому не учат) или если Ваш уровень позволяет, то самостоятельно (под каждое технически сложное место составляется или придумывается комплекс упражнений с целью преодоления сложностей). Это происходит конкретно и индивидуально, поймите правильно. 

В общем же случае Вы можете поиграть различные технические этюды. Этюды имеют музыкальную составляющую и акцентируют внимание на определенных видах техники. Но, опять же, я не могу ничего сказать конкретно в абстрактном вопросе. Напишите о Ваших конкретных целях, о музыке, которую Вы играете или хотите исполнить, интересно бы узнать о каком исполнительском уровне в Вашем случае идет речь (если у Вас есть запись, то можно попробовать ее проанализировать в индивидуальном порядке).

p.s. в продолжение цикла скажу, что дополнительные упражнения уже в работе. Приношу извинения за задержку в этом вопросе.

С уважением, Роман.

Роман!

Спасибо за развернутый ответ. Вы ответили практически на все мои вопросы.

Немного о себе:

1. Я - обыкновенный любитель. Люблю музыку классической гитары, ее звук. Не люблю электронное звучание (хотя в детстве любил). Купил хорошую гитару (6 струн) год назад и занялся вплотную. Но играть аккордами мог и раньше.

2. Играть на публике на собираюсь, даже среди друзей. Да и не тот уровеь.

3. Больше всего нравться игра гитариста Сергея Орехова, холодноватая классика Иванова-Крамского - не очень.

4. Разучил несколько этюдов Крамского, обработки С. Орехова (Мардяньда, Полька Соколовского, Хризантемы) в переложении Зырянова, продолжаю учить другие пьесы.

После Вашего комплекса упражнений могу эту музыку "доиграть до конца". Планирую убрать "заикания" и заняться собственно музыкой этих пьес.

С уважением, Вячеслав.

Роман, ваши упражнения очень хороши для поддержания общего тонуса обеих рук. Но хотелось ,лично в моём случае, упражнений для стабилизации правой руки. С уважением - Игорь!

Скажите, пожалуйста, Игорь, что Вы имеете ввиду под "стабилизацией правой руки". Объясните в деталях что у Вас не получается и чего Вы хотите достичь в результате. Я постараюсь помочь.

С уважением, Роман.

 

Да и мне не совсем понятно? Игорь изложите подробнее...

Иногда хороший результат для стабилизации какого-либо навыка дает простой ОТДЫХ.Тем более что впереди выходные-сразу 3 дня подряд. Руки гитариста должны тоже отдыхать-а то их и переиграть можно. Вот такая рекомендация с моей стороны. 

В том-то и моя беда!Smile Не могу и дня без гитары прожить -просто "ломка" какая-то начинается. Хоть 30 минут,но обязательно поиграю. По поводу "стабилизации" правой руки: этюд "Ручеёк"-Джулиани проигрываю за 30 секунд на достаточно ровном уровне,как-то на автомате получается без всяких помех,но когда играю более медленную какую-то вещь (тоже арпеджированием) начинаются косяки, "зависания" правой руки. Или в каких-то пассажах , не особо быстрых, тоже самое какая-то неуверенность в правой руке,неровность исполнения и т.д. Порой теряю синхронность с левой рукой. Прогон всего этого в очень медленном темпе, а потом в натуральном особых результатов не даёт.Может быть забита,заиграна правая рука? А может в голове что-то не так-нет собранности... С Уважением-Игорь.

Руки у всех работают с разной синхронизацией. Путем систематических занятий оно как раз и синхронизируется. По большому счету-секретов нет, надо просто много играть, навык придет сам. Упражнения могут быть самыми разнообразными, я вот по большому счету ими вообще мало заморачиваюсь, хотя я уже развил руки достаточно, чтобы простые упражнения казались мне скучными, хотя и полезными. Возможно у вас просто не совсем хорошая постановка правой руки, отсюда и начинаются все нестыковки. Сложно давать советы по интернету.

Может быть вы правы. У меня классическая (Сеговиевская постановка),а она ,может быть ,мне как раз и не подходит.Отсюда и дискомфорт (ощущение что-то "не то") в правой руке.

Я хотел бы добавить кое-какие видео объяснения и показы на эту тему, Игорь, продолжая Ваш вопрос. Конечно же, регулярные занятия, постановка рук может иметь значение. Но я собираюсь поделиться практическими примерами из своей практики, которые мне помогли вывести технику на новый качественный уровень.

Например. В работе правой руки я использую так называемый способ подготовки струн или пальцев (не помню точное название). Лучше всего это увидеть. Принцип в том, чтобы прежде, чем извлечь звук поставить палец на струну, оттянуть ее, и только потом извлечь, собственно. 

Второй совет может касаться различных ритмических кофигураций при игре огромного количества арпеджио, пассажей, аккордов. Есть также специальные упраженения на развитие координации обеих рук. И много-много всего другого исходя из конкретной музыки (кажется, я повторяюсь о том, что нужен индивидуальный преподаватель).

Да. Сразу скажу наперед, что до какого-то момента (это было и вправду давно) у меня не хватало ни терпения заниматься такими мелочами, ни желания. Я думал примерно как Лео о том, что играть упражнения - скучно и я и без того крут. Возможно это и скучно порой. Но какого было мое удивление, когда превратив упраженения в увлекательные игры они начали приносить реальный результат. Пальцы стали цепкими и точно находили нужные точки соприкосновения со струнами, звук плотный, упругий, появилась более точная ритмическая составляющая в игре арпеджио и пассажей.

Надо понимать, что работа эта - дело не одной недели или месяца. Это постоянная работа. Если скучно или нет терпения - не стоит и начинать. 

Примерно в течение двух недель должно появиться ещё одно мое видео-объяснение вышеописанного.

С уважением, Роман.

 

P.s. У техники все же есть секреты!

Спасибо за ответы,советы! С нетерпением ждём новых упражнений!

Ну я не то чтобы совмем против упражнений, просто какие то упражнения уже вполне могу придумать сам, и зачастую отработка оттдельно взятых мест произведения, которые не получаются-это тоже упражнение. Или скажем так-попытка придумать упражнение к конктретной задаче
По поводу "Сеговианской" постановки. Мне сложно сказать, в чем ее фишка. Мой первый преподаватель старался заставить меня ставить правую руку так, чтобы пальцы были расположены перпендикулярно к струнам. Вроде наилучшее сцепление, наибольший вектор силы и прочее. Честно скажу-я старался, но как то при удобной возможности слегка разворачивал руку, и очень переживал, что пускаю все на самотек. Когда на меня наподало самосознание, я услиленно старался развернуть пальцы перпендикулярно струнам. Другой мой преподаватель-бывший доцент Таллинской консерватории-обьяснил, что некоторые приемы были уместны лет 150 назад, тогда и гитары были другие, и струны кишечные. Интересный факт поведал мне за кружкой пива небезызыестный Дмитрий Илларионов.
СССР 30 е годы, о том, что гитара бывает шестиструнной догадываются крайне немногие, а полноценными инструментом считают вообще единицы. Среди них-Петр Спиридонович Агафошин, Александ Иванов-Крамской. Учиться им негде, науку постигают сами, рады любой информации, и тут - о боже, в СССР с мастер классами и концертами приезжает сам Сеговия. Все именитые гитаристы-шестиструнники тут же прибежали на его концерты, а поскольку авторитет Сеговии был неоспорим, то все нюансы постановки его рук запоминаются и ложатся в основу русской гитарной школы. Агафошин и Иванов-Крамской начинают популяризацию в СССР классической шестиструнной гитары и издают свои пособия, в который описывают постановку рук Сеговии. Так вот и начинают преподавать гитару во всех музыкальных заведениях на шестой части суши. 
Когда русские гитаристы в 90х годах начинают разъезжать по конкусам и концертам, обмениваться опытом с зарубежными музыкантами, они вдруг выясняют, что никто правую руку так не выгибает, как этому пытались научить в СССР. Дальше выяснилось, что у Сеговии был вросший ноготь на большом пальце, так что он по другому руку не мог поставить, она у него гнулась только под таким углом. Когда Дмитрий наглядно продемонстрировал как у Сеговии была вывернута рука, я вдруг увидел, что при таком положении пальцы расположены перпендикулярно к струнам. Так что на всякий случай-перед тем пока не появилось видео, что я усвоил:
1 юкисть руки не выгибать, она должна быть как бы продолжением руки, находиться на прямой линии
2. не класть ладонь на деку 

3. взять в руку яблоко, тенисный мяч, или другой предмет круглой формы, кисть примет очертания этого круглого предмета-это наиболее естественное положение руки. запомнить эту форму, убрать из руки предмет, но чтобы рука сохраняла эту форму-это и будет правильная постановка. Я так делаю с учениками в возрасте 10-12 лет, если другие уговоры не помогают 

4 Движение пальца не должно ограничиваться первой фаллангой. Увы-достаточно частая ошибка начинающих, когда пальцы стоят статично, а двигаются первые две фалланги, при этом пальцы сворачиваюся в клубок. тут пожалуй без видео не обойтись, увы-я без камеры, но в целом...вы когда нибудь играли в кукольном театре? На руку одевается какой нибудь плющевый медведь, и мы им манипулируем. Еще хороший пример-это театр теней, когда на стенку проецируется луч света, а мы вытворяем всякие трюки руками. Зачастую, чтобы заставить куклу-или персонаж на стене-открывать рот мы делаем движения пальцами, причем это движение начинается из самого первого сустава-между ладонью и пальцами-увы-не силен я в анатомических терминах. Но если кто понял-такое же движение и нужно в правой руке для хорошего звукоизвлечения, именно оттуда оно и начинается, а не из последней фалланги. А кто не понял-ну может когда нибудь и видео появится. 

5.ну и как собственно Ром уже писал, подготовка пальцев-поставить на струну, оттянуть, опустить, и будет вам счастье. 

Спасибо! Всё очень интересно. А вот по поводу 5.ну и как собственно Ром уже писал, подготовка пальцев-поставить на струну, оттянуть, опустить, и будет вам счастье. -было бы интересно посмотреть видео. Вообще-то и так понятно,но в быстром темпе как можно сделать эту подготовку? В быстром только слёту (особенно в пассажах) или я может что-то недопонимаю? С Уважением-Игорь.

leothemetal писал:

"...никто правую руку так не выгибает, как этому пытались научить в СССР."

Это мнение, вообще говоря, спорное. Если занять классическую позу, положить правую руку на гитару и полностью расслабить кисть, то пальцы правой руки займут положение в точности перпендикулярно струнам. (Хотя возможно, у разных людей разные руки). Другое дело, что во время игры кисть напрягается и занимает положение на продолжении руки. Мне кажется это вредное явление, хотя сам этим страдаю.

Вячеслав.

Во как народ оживился. Даже приятно -а то веками тишина на сайте была:)

А то пишешь тут пишешь -а читают пару человек я да Ром да Leothemetal

В хорошей гитаре есть что ли хороший резонанс -тогда и звук приятный получается. Ну а если еще и технику отшлифовать....ну тогда будет супер.

Игорь, шутка в том, что это оттачиается в медленном темпе настолько хорошо, что аналогичное движение происходит и в быстром, с лету, просто человек уже не особо задумывается, хотя делает правильно. идея-довести технику до автоматизма, чтобы уже не думать о технике, а сконцентрироваться на музыке. В америке есть шоу-кажись Time Warp, они снимают какие то повседневные моменты очень скоростной камерой и показывают в замедленном действии, как это все происходит. Были там барабанщики-рекордсмены, группа Металлика и многие другие интересные люди. Идея была такая-как ведет себя музыкант, насколько барабанщик просчитывает следующее движение рук, из каких суставов идет звукоизвлечение и что в конце концов происходит с инструментами. Естественно, что как Металлика, так и барабанщик-рекордсмен Майк Магини играли очень скоростные пассажи. На удивление на замедленном кадре было видно, настолько четко и прецезионно они работают. Так что принципиально скоростная игра мало чем отличается от нескоростной, разве что одному удобно играть в медленном темпе, другому в более быстром, третий на экстремальных скоростях не чувствует дискомфорта. 
Вячеслав, я периодически хожу на открытые концерты в высшей музыкальной школе Карлсруэ, студенты там со всего мира, идеально перпендикулярных пальцев по отношению к струнам я ни у кого не видел, точнее вообще не видел попытки поставить пальцы перпендикулярно.  В целом я пришел к выводу, что угол пальцев по отношению к струнам не настолько важное явление, хотя он, бесспорно, влияет на звук. По крайней мере, когда я попробовал как и несоветские гитаристы не заморачиваться по поводу угла, а просто расположить руку, чтобы она была расслабленной и кисть являлась продолжением руки, то у меня дело пошло на лад. Плюс вышеуказанный пятый пункт, да и четвертый очень помогли. Вообще то я писал, что не стоит выгибать руку, чтобы не создавать перенапряжение, а Сеговия-так, к слову пришелся :)

Роман, Вы сказали: "...превратив упраженения в увлекательные игры они начали приносить реальный результат". Я не совсем понял, о чем идет речь? Не могли бы Вы привести пример.

Вячеслав.

Вячеслав, ну это же совсем просто.

Пример. Вы видели как кошка играет с пойманной мышкой? Игра? - Игра!

Ещё пример. Вы слышали или играли в компьютерные игры, которые известны тем, что "засасывают" все внимание игрока. Игра? - Игра!.

Смысл в том, что когда мы начинаем играть на этом уровне, как в подобных примерах, то азарт просыпается ещё тот! При этом забываешь о многих вещах. Ты весь поглащен - ИГРОЙ!

Надеюсь, теперь Вы понимаете, что я имел ввиду?

p.s. Обратите внимание на появление продолжения упражнений на развитие техники. Ссылка прямо под этой статьей, т.е. выше комментариев. 

Спасибо, Роман! Сразу не понял о чем речь.

Вячеслав.

Роман, спасибо за классные упраднения) а у меня странноватый вопрос, он может показаться глупым. Я играю на классической гитаре недавно, сам пианист. Так вот в нотах гитарных произведений не указываются пальцы для правой руки, откуда мне знать какой последовательностью играть? Это подбирается интуитивно?

Это примерно то же самое, как когда пианисты играют музыку Баха, а в нотах ничего нет. Нет аппликатуры. Даже динамика, как известно, в оригинале не всегда стоит. Думаю, Вы правильно все понимаете, коллега. Но дабавьте к этому ещё и основные принципы проставления аппликатуры, общемузыкальные. Помните из методики о чем я?

Спасибо за упражнения! неделя занятий и уже приятный подвИг! Спасибо!!!

Алексей, мне хочется верить, что Вы играете и вторую часть в один заход. Так уж получилось технически, что материал расположился в две статьи. На самом деле это один подход. 

Готовим укороченную и упрощенную версию упражнений. Надеюсь, что будет также полезно.

признаться, ещё нет, но буду стремиться. как электрогитаристу освоение классической техники - это нечто другое. на данном этапе нагрузки хватает. в укороченной версии будет что-то новое? спасибо, Роман.

Алексей, а вы можете уже сами все посмотреть, попробовать и оценить. Этот материал уже доступен на сайте по этой ссылке. Все принципы построения упражнений остались прежними, повторяются только несколько упражнений, а остальные - новые.

спасибо, Роман! перeйду к ним чуть позже. Хочеться обрести уверенность в этих упражнениях Особенно понравились "кайфовые".

Просмотрел мельком упражнения. Здесь говорилось, что это всё (упр.) для профессионалов. Я бы не сказал. Для учеников пойдёт, полезно. Пусть не обижается (ются) на меня составитель (и) сих упражнений, но у меня сложилось впечатление, что это написано для галочки. Неужели составитель(и) и в правду считает (ют), что это для профессионала? Может просто жаба кого-нибудь мучает, вот так просто взять и выложить всё как есть на самом деле, без утайки (без тайн).

Конечно, скажет уважаемый автор упражнений: "А что вы конкретно можете сказать"? Моё мнение по поводу того, что эта "система" упр-ий не для профессионала, и, даже, я бы сказал не универсальность данной системы в том, что не обсуждается вопрос туше (а именно, - это способ взаимодействия пальцев правой руки со струнами). И тогда сразу встаёт вопрос о механике движения пальцев правой руки и об их многообразии (разные постановки и т.д.) В связи с этим можно было бы предложить (собрать данные и выложить их сюда) разные способы реализации (этих очень простых примеров - это не для профессионалов, это просто и очень легко) одних и тех же упр-ий Выложить для начинающих все плюсы и минусы таких вот реализаций. Говоря о механике движения рук и пальцев пр. руки, можно было бы  схемы нарисовать (например, как работают сухожилья и мышцы рук при разных подходах реализации). И я бы не стал утверждать, что для этого придётся целую школу писать и выкладывать на сайт. Нет, просто это была по настоящему серьёзная и демократичная работа. Ну а на данный момент, повторюсь, данный материал даже приблизительно не может являться напоминанием пособия для профессионала.

В чем  разница между любителем и профессионалом?

Любитель тоже играл когда то аналогичные упражнеия, потом порешил, что он уже научился, и оно ему нафиг больше не надо. А профессионалы-не поверите-до сих пор для разыгрывания используют все то, что когда то играли любителями. Отдельно взятые профессионалы ежедневно начинают свой день с того, что просто переигрывают несколько наиболее простых этюдов каркасси. Спрашивается-а зачем? Вроде они и без них виртуозят. А вот дело в том, что моторика пальцев-это что то вроде спортивного снаряда, без систематических тренировок расслабляется. Профессионалы об этом помнят. И стараются поддерживать форму. Насколько простыми и безликими ни казались бы упражнения, и насколько скучным не казалось бы занятие. Мой педагог говорил мне-я как никак-профессиональный дипломированный гитарист, не считаю лишним проставить пометки, аппликатуру в листах, уделить час времени скучным упражнениям, ты же пока что не являешься профессионалом, но почему то считаешь это все лишним-и это наглость по меньшей мере. 
Данные упражнения не лишены смысла, хотя и не являются абсолютной истиной, есть много аналогичных и не менее полезных. Администрация сайта пошла можно сказать вам навстречу, решив помочь вывести свою игру на новый уровень, предоставила хоть и простые, но весьма полезные материалы, которые могут помочь многим. И попытка просто так наехать, показать свою компетентность и некомпетентнось администраторов по меньшей мере неуместна. Так что, товарищ, если вы уверены, что можете что то противопоставить этим упражнениям, дать нечто лучшее-вам и карты в руки, берите и делайте. А умничать мы все умеем-я у нас вообще гений и теоретически лучший гитарист со времен мироздания, могу всех сразу перекоментировать в форуме. На практике дела обстоят всегда несколько иначе. 

Знаете, Геннадий, когда в Шаолине, знаменитом своими боевыми искусствами, ученикам вешали на спину ведра с водой и заставляли их носить по нескольку лет, то "мельком" можно было не заметить для чего это нужно было. Однако по факту, Шаолинь на протяжении длительного времени относился к ряду выдающихся монастырей мира по целому ряду причин.

Если бы Вы вникли в описание материала, то могли бы заметить, что упражнения не взяты с потолка, но имеют основу, а также авторитет ряда значительных гитаристов планеты.

Помимо работы с правой рукой здесь также не затрагиваются многие техники, а также не затрагивается организация концертов, продажа билетов и ночлег в холодных гостиницах во время гастролей. Надо понимать, что для раскрытия тех вопросов, о которых Вы говорите, стоило бы написать целую работу, одна из которых называется "Искусство игры на классической гитаре" Чарльза Дункана.

Комментировать по причине Вашего мимолетного ознакомления что-то большее, думаю, не имеет смысла.

С самыми теплыми пожеланиями, Роман

"...Надо понимать, что для раскрытия тех вопросов, о которых Вы говорите, стоило бы написать целую работу". Я же написал тогда Вам, что не стоило писать никакой работы, всё гораздо проще и меньше по объёму, сжато, конкретно и понятно, вот и всё.

 leothemetal  - у    Ваша фраза "Мой педагог говорил мне-я как никак-профессиональный дипломированный гитарист, не считаю лишним проставить пометки, аппликатуру в листах, уделить час времени скучным упражнениям, ты же пока что не являешься профессионалом, но почему то считаешь это все лишним-и это наглость по меньшей мере" адресована мне? Как-то не грамотно Вы пишите. Не понятно кто говорил и кому говорил, или говорите Вы кому-то, или мне говорите, или в мой адрес, или не в мой адрес?

А по поводу профессионалов и не профессионалов я скажу так: "Профессионал это тот кто играет, кто знает как играть и делает это молча, без выпендрёжа, претендующего на научную статью или ещё на что - либо серьёзное. Ну например, гитарист Алексей Цыплаков, ещё будучи учеником (выпускником) специальной музыкальной школы не получил, насколько я помню, даже третьего места на международном конкурсе, а играл тогда божественно, молодец и, кстати, таких гитаристов даже в такой большой стране как Россия очень и очень мало. Между прочим его судили профессионалы титулованные, которые сами так играть не могли на тот момент, их ученики играли позорно (полное отсутствие качества исполнения, особенно в техничных местах), а места получили. Ну так вот, на тот момент Цыплаков вроде как не считался профессионалом. Весь вопрос в том кто судьи.

Говоря по поводу тех "чудесных" упражнений, на которые я скинул свой комент, хочу сказать, что предисловие к этим упражнениям начиналось с того, что они предназначены для профессионалов и , в основном, предназначены для развития техники правой руки. Я всего лишь высказал своё мнение, Господа. Не надо так болезненно (подобно религиозным сектантам) реагировать и не стремитесь оскорблять, Вы же "Деятели культуры".

"...Администрация сайта пошла можно сказать вам навстречу, решив помочь вывести свою игру на новый уровень, предоставила хоть и простые, но весьма полезные материалы, которые могут помочь многим.." Leothemetal,  а Вы что, лично со мной знакомы? Так рассуждаете, как буд-то Вы меня вчера только видели. 

Ну вот и играйте Каркасси дальше. Каркасси можно иногда играть. Мир не стоит на месте, а развивается и музыка развивается, а Каркасси, - он уже всем надоел давным давно, это очень примитивно и не кому не надо кроме преподавателей, которые работают за нищенскую зарплату, грызутся друг с другом из-за того, что кто-то высказал своё мнение, которое им не понравилось и ходят на работу для того, что бы учить музыке Каркасси и ему подобных устаревших композиторов., не хотят при этом развиваться сами, топчутся на месте, бегают по общеобразовательным школам, собирают учеников для того, чтобы получить по больше часовой нагрузки, чтобы по больше получать в зарплатном эквиваленте и делать вид что без старинной музыки Каркасси никто не сможет ничему научиться. Я вижу в Ваших рассуждениях логику школьного или училищного преподавателя. Вы ещё Эмилио Пухоля вспомните. Там полно подобных упражнений.

А по поводу моего профессионализма, - так я не преподаватель, а практик, и счастлив, что ни какого отношения к этой прогнившей системе, в которой до сих пор играют Каркасси, Карулли и т.д. не имею. И надобности в таких специалистах (в преподавателях муз школ и училищ), я считаю вообще нет. Их надо разгонять, сокращать, от них только бюджет страдает. Лучше пенсии старикам повысить, а бездельников разогнать, в 2015 году при секвесторе бюджета, думаю это и произойдёт, - сами разбегутся.

 

Кстати, исправьте у себя ошибку, преподаватель, Каркасси пишется с заглавной буквы.

Ром-у    " ... а также не затрагивается организация концертов, продажа билетов и ночлег в холодных гостиницах во время гастролей...". Ром, ну Вы прямо совсем потеряли самообладание и стали кидаться в крайности. К мнению других людей стоит относиться  с некоторым терпением, уважением. Я высказал своё мнение, вот и всё. Мне упражнения эти не понравились. В своей работе я использую совсем другой подход и смотрю на подобные упражнения, как Вы их называете, несколько иначе, т.е. шире. На простых упражнениях особо не разыграешься. С такими упражнениями можно битый час разыгрываться, ну, или, там... совершенствоваться..., кому как удобнее. На мой взгляд  - это топтание на месте. Мне интереснее более универсальные методы, которые дают ощутимые результаты. Не знаю, может сейчас это распространено среди преподавателей и тех кто занимается классическим направлением. Но это никому не интересно сейчас, так как ориентирует исполнителя на классическое направление, а если сказать точнее, - на исполнение, техника которого привязана к репертуару классической гитары, к репертуару учебных заведений...Cool, ну, что-то типа этого. Поэтому я и сказал тогда, что "...кого-то душит жаба, что бы всё показать как есть..." Этим я хотел сказать, что или выкладывать на всеобщее обозрение что-то типа WOW или не выкладывать, потому, что у профессионалов это уже давным давно есть, и поэтому многим не интересно. А любезничать и кривить душой я  не привык. Так что, по поводу вокзалов, гостиниц, храмовLaughing я речи не заводил. Удачи на поприще!

 Геник. Будьте любезны.Поделитесь своей методикой занятий.

Мне показалось, что этот комментарий Игоря самый короткий и коструктивный. Спасибо.

Геннадий, поделитесь своими наработками. Давайте их добавим на сайт! Это на самом деле интересно многим.