Со скольки лет заниматься ребенку на гитаре и как?

Со скольки лет можно начинать занятия на гитаре

В последнее время часто слышишь вопрос: "А со скольки лет стоит ребенку заниматься на гитаре?"

Точный ответ дать достаточно трудно, но одно из распространенных мнений  - лет с 6-7. Но вот вопрос, а если малышу захотелось научиться играть до этотго времени. А если придет срок, поставленный каким-то авторитетом, то хорошо, если ваше чадо не передумает. 

А вот странно, почему такие вопросы возникают по отношению игры на гитаре, занятия музыки в целом, а , скажем, не к занятию спортом. 

Музыка важна для полноценного развития личности. Ребенок - это чистый лист бумаги с огромнейшим потенциалом и возможностями, но мы сами порой ставим свои рамки: "Ты еще маленький", не задумываясь над тем, что для малыша все ново и интресно, будь это мобилка над кроватью причудливой формы или классическая музыка, музыкальный инструмент из которого можно извлекать звуки. 

Чем раньше возмет ребенок в руки кисточку и увидет, что может оставить след на белоснежной бумаге, тем интересней и лучше будет для него же самого в будущем. Развитие творческих задатков - это и музыка, и пение, и  игра на музыкальном инструменте, и лепка и многое дургое, в дальнейшем даст свои плоды.

И если уж ребенку интересна гитара, то зачем ждать? Конечно, логичен и следующий вопрос: "Но как с ним можно заниматься на гитаре?". И тут на подмогу вам или преподавателью по гитаре придут  специально разработанные методики для малышат (для меня, как мамы, это стало  настоящей находкой).

Например, цветная методика преподавания гитары Буркхарда Миколая (Burkhard Mikolai), который в игровой форме рассказывает и о строении самой гитары, и о нотах и о том, как же играть, сочинять. 

Основоположенником подобной теории в Беларуси стал Юрий Курилович, ученики которого уже в 5 лет (!) выступали на сцене. 

На самом деле, такие программы будут интересны не только детям, но и взрослым! На уровне понимания ребенка рассказываются очень интересные и позновательные гитарные моменты, что всецело способствует творческому развитию малыша!

 

Комментарии

Позавчера одна участница мандолинового оркестра из Эттлингена торжественно объявила: "я приналя решение-мой сын (5 лет) будет играть на мандолине".  Я ее тут же спросил - а не забыла ли она спросить сына, хочет ли он этого?

Каждый из родителей хочет дать своему ребенку как можно больше, это касается и общего развития, как интелектуального, так и творческого. Однако подходят к этому так, что иногда становится жалко детей.

Первые лет пять ребенок как губка - впитывает информацию. Причем большую часть информации, полученной за всю жизнь, он впитывает именно в эти первые пять лет - точные цифры я не помню, но они внушительные, то ли 80, то ли 90 %. А вот какую информацию он впитает, зависит от его окружения. Если понаблюдать за детьми, то можно заметить, что они в игровой форме повторяют то, что делают взрослые.

Думаю, многие наблюдали картину, когда ребенка отправляли в музыкальную школу преобщаться к прекрасному и заставляли верить, что Моцарт - великий композитор. Я часто замечал, что родители этого ребенка сами в это не верят, для них это всего лишь факт из википедии. Они не живут музыкой, я не замечал, чтобы они добровольно посещали концерты, собирали фонотеку, ну и наконец, они сами не пытались взять в руки инструмент. Часто они, уже в зрелом возрасте, послушав живое выступление, сожалели, что они не освоили эту дисциплину, поэтому они стараются  дать это своему ребенку. А многие и сами были детьми, которых родители "заставили" развиваться творчески и они просто привыкли к этому.  Их взгляды на искусство несколько статичны - Моцарт - это великий композитор, потому что это общеизвестный факт. Многие из них даже становятся музыкантами. Причем достаточно статичными, способными изобразить полет музыкальной мысли в пределах, изученных в консерватории. Но это напоминает скоее заслугу профессора консерватории, а не самого музыканта.  Так что дорогие родители, прежде чем приобщить ребенка к прекрасному, подумайте, насколько это прекрасное важно для вас самих.
А с какого возраста начинать-тут нет однозначных рецептов. Один мой ученик изъявил желание заниматься гитарой в 4 года. Мой шеф - владелец музыкальной школы, поглядев на его руки, сказал, чтобы он подождал хотя бы пару лет. Два года спустя они отдали его к одному посредственному гитаристу, который вручил ему медиатор и заставил играть Sweet home alabama - произведение, требуюее определенных навыков. Спустя пол года он оказался у меня и мы начали с азов-ноты, постановка рук, ритмические упражнения, звукоизвлечение и прочие примудрости гитарного мастерства. Надо сказать - небезуспешно. Другой мой ученик пришел в сознательном возрасте, с хорошей моторикой, но он не интересовался музыкой вообще. У него не было интереса уметь играть, ушел от меня два года спустя, так ничему и не научившись. В общем то не страшно, из него может получиться хороший архитектор, программист, менеджер или летчик.  Не всем дано освоить музыку.

Бывает и наоборот - в очень прагматичной семье с математическим складом ума ребенок вдруг изъявляет желание играть на виолончели. Желание и выбор инструмента непонятные, особенно если чадо ни разу не видоло виолончель и не слышало Ростроповича. Тем не менее этот ребенок при правильном подходе может стать профессиональным виолончелистом.  Я видел и такие случаи. Со временем я пришел к выводу, что возраст не играет решающего значения для музыки. Конечно, если начать в раннем детсве, то шансов стать профессионалом гораздо больше, но решающим фактором является внутренняя мотивация, когда человек живет музыкой, чувствует ее и готов посвятить ей свободное время. А это может случиться в любом возрасте. Поэтому, если ваш ребенок изъявил желание играть на гитаре - дайте ему шанс. Желательно найти хорошего педагога, причем фанатично преданного инструменту, поскольку он может "заразить" ребенка музыкой.
Про маленьких учеников - примерно до 9 лет - следует помнить, что у них еще слабо развитая моторика, многие прецизионные движения им даются с трудом и зачастую попасть пальцем на правильную струну для них уже большое достижение. С такими я занимаюсь несложными одноголосными произведениями. Ну и надо помнить, что это дети, им хочется играть. Поэтому занятие можно превратить в веселую игру. Надо сказать, я не особо люблю читать какие то методики, советующие как правильно развивать ребенка. Иногда достаточно вспомнить себя в пятилетнем возрасте, что самому было интересно, ну и исходя из своего жизненного опыта сделать это еще интересней и познавательней. Да и вообще, найти общий язык с ребенком - вещь очень простая и вполне естественная, для этого не нужны никакие методики. Опять же мой шеф за приличное поведение на уроке и хорошо освоенный материал угостил учеников мороженным.

1. Авторы цветомузыкальной методики «ИММИГРАД» (цвет + звук + движение) - Ю. Курилович, Ю. Жилко.

2. Мы старше.

3. Мы круче.

4. Мы не раскрашиваем обычные чёрные ноты (на нотоносце).

5. На сцене выступал даже 4-х летний гитарист (видео вскоре опубликую на своём сайте).

6. Ну, какая же это теория, если  дети играют и даже побеждают в различных конкурсах?

7. Хорошо бы дать ссылочки, как на заморскую http://bunte-noten.de, так и  на отечественную методику http://immigrad.com, использующие цвет в обучении музыки. И пусть люди разберутся, чем они похожи, и чем разняться.

С уважением, Юрий.

Зачем приходил гость? чего хотел сказать?

  Возвращаясь к теме блога хочу выразить свое мнение. Мне кажется, что возраст начала занятий на гитаре - это всегда что-то индивидуальное, субъективное. Так же как каждый имеет свой темперамент, так и у каждого есть свой "настрой на восприятие информации" подобного плана. Конечно же, как мне кажется, в музыкальных семьях дети воспринимают музыку и процесс музыкального обучения легче, чем в немузыкальных. Но можно даже сказать и шире. В музыкальных (там где звучит качественная музыка), а также в интеллигентных семьях, там, где присутствует понятие культуры вообще. Но это все лишь мое личное мнение. 

  Большое значение для того, с какого возраста брали раньше в музыкальную школу по гитаре играл, видимо, сам инструмент. Ведь гитары малого размера ещё в совсем недалеком прошлом были большой роскошью на просторах Беларуси. А для зажатия струн на грифе требуется некоторая физическая сила. Гитары "нормального" размера не подойдут всем деткам даже в возрасте 6 лет (в этом возрасте каждый ребенок также имеет свою физиологию, ее особенности).

  Подытоживая свое мнение. Мне кажется, что занятия на гитаре в самом раннем возрасте можно и нужно ассоциировать с занятиями музыкой вообще. Т.е. песни, которые поет мама и папа, когда малыш ещё находится в утробе, также можно считать музыкальным развитием (занятиями). А следовательно, отвечая на главный вопрос - со скольки лет заниматься ребенку на гитаре и как - заниматься на гитаре нужно начинать с занятий музыкой вообще, что можно делать с самого раннего возраста, который может быть раньше, чем даже слово "лет".

да, да) На самом деле есть много интересных примеров из жизни с семьями музыкальными или не музыкальными, есть много размышлений на этот счет, а так же интересной литературы. Но из всего этого многообразия мне бы хотелось выделить особенно книгу японского автора Масао Ибука "После трех уже поздно". В ней  то  и расскрывается подробно тема о том, что нет на самом то деле вопроса "со скольки лет". Масао Ибука скрипач по профессии. Ну уж не знаю существуют ли специальные скрипки для малышей, но вот о программе уроков он говорит очень много интересного.  И на самом деле, это не всегда занятия только на инструменте, но и занятия музыкой вообще.

 

На мой взгляд начинать занятия музыкой надо в 5 лет. Почему? Да потому, что в этом возрасте ребенок
1- надоел дома сам себе - ну надоело человеку возить машинку по полу, складывать 100 раз мозайку или одевать куклу.
2- надоела родителям его мантра "А чем мне заняться ?" Слыша этот страшный вопрос родители говорят , что они оооочень заняты и стараются куда сбежать от этого риторического вопроса в соседнюю комнату , создавая вид активной деятельности.И кроме этого , ребенок в 5 лет он сам осознает, что он наигрался и хочет осваивать что-то новое.
Вот как раз тот момент когда надо одновременно достать математику , азбуку и гитару.
Причем каждым предметом заниматься не больше 15 минут в день(в 5 лет).
Вот если с азбукой и математикой легче-сейчас очень много ярких пособий, то с гитарой сложнее.
Хорошо если родитель гитарист или музыкант. С родительской подачи гитара органично входит в жизнь как чистка зубов , укладка спать и поедание утренней каши.
А вот если родители не музыканты-тогда надо ждать муз школу.Ну или студию хорошую найти в своем городе.
А еще в 5 лет гитара -это замечательная игрушка! Я сколько раз замечала , с каким восторгом дети разве что не облизывают гитару , когда она попадает им в руки. До 8 лет конечно репертуар будет совсем детский . Но тут главное не убить интерес.
Ну и пусть песенка будет из 2 неприжатых струн. Зато человек будет горд, как-будто отыграл сольный концерт.
И , постепенно усложняя песенки, можно многое сделать.

игра на гитареНу, если говорить про облизывание гитары, то хочется поделится с вами вот таким вот замечательным фото. Фотография была сделана на первом дне рождении ребенка, возвращаяюсь к разговору про возраст:). Да, появление в комнате гитары вызвало у годовасов небывалый всплеск эмоций!! Что и говорить, на ней можно было побрынькать, постучать и вообще хорошенько изучить, где какое крепление:)  

Да, надо сказать, что они с ней только не делали))ха-ха))

Главное в том, как отмечалось выше: "Не убить интерес!!" А он прививается только так....

Ну или вдохновением.... Один мой знакомый рассказывал про Джо Банамасса, который в ТРИ года увидел гитариста (простите мою девичью память, не помню, как его зовут) и так вдохновился, что целыми днями проводил за инструментом! 

Честно, не знаю какую программу он исполнял в трехлетнем возрасте, но, судя по всему, она оказалась очень эффективной))))

И тут вышел на связь такой знакомый с целью подправить некоторые факты об Бонамасе-ему было не три, а четыре. А впечатлил его прощальный концерт группы Cream, сыгранный в лондонском королевском Альберт Холле, видеозапись которого отец Джо принес однажды домой. Его впечатлила игра Эрика Клэптона, и вот в свои четыре года Бонамаса решил-ничего не хочу в жизни, кроме как играть на гитаре, тоже хочу выступить в Альберт Холле. Зацепило это его настолько, что он часами сидел с гитарой комнате, пока родители его не выковыривали оттуда на свежий воздух. Такой энтузиазм принес ему плоды в 11 лет, когда ему довелось открыть концерт Бм Би Кинга. А 2009 сбылась его детская мечта-он дал концерт в Альберт Холле. Это событие было заснято на видео, а в качестве специального гостя к нему присоеденился Эрик Клэптон, которому Бонамаса-по его словам-обязан тем, что стал музыкантом.
Ну а теперь возращаясь к теме возраста...это абсолютно не важно. конечно, лет 50 начинать может быть и поздновато-все таки реакция уже не та, пальцы расшевеливать придется, но упорные тренировки могут помочь. Детям проще-они усваивают информацию быстрее-уж такова физиология. Почему то многие упорно игнорируют на мой взгляд весьма немаловажный фактор-внутреннюю потребность человека заниматься с инструментом.

Вот уже пять лет как я занимаюсь гитарной педагогикой, и начинаю в этом разочаровываться. По причине отсутсвия истинных фанатов. Не способных детей, а именно фанатов. 80 процентов из них не понимают вообще, зачем они взяли инструмент в руки. Кто то из них занимается вполне прилежно-не более. Самые лучшие выполняют задание как в школе-от и до. И все, ничего больше.
Всю свою музыкальную жизнь я занимался классической гитарой. Просто другой никакой не было. Ну или преподавателей. Мне давали задания от сих до сих, ставили руки, учили нотам-в общем то все как всегда. Но я старался усвоить материал настолько, чтобы не быть зависимым от преподавателей-рано или поздно я должен был уметь играть сам, без посторонней помощи. Плюс-мне очень хотелось научиться импровизировать-а этому меня не учили. Электрогитару я так же осваивал сам. А еще меня начали ценить как хорошего басиста-чему меня опять же не учили. При этом я не считаю себя состоявшимся профессионалом-у меня всего лишь были интерес,  желание и доступ к интернету. Такая комбинация дает очень хороший результат. Увы-я не встретил среди своих учеников таких задатков-кроме доступа к интернету. А были у меня и шести и пятнадцатилетние, и даже люди старше меня. А куды подевались фанатичные энтузиасты? Зачастую всего лишь стали музыкантами. Причем без моей помощи. Так я пришел к выводу-что от педагога мало чего зависит. Перед тем как откроем дискуссию на эту тему-да, педагог делится информацией, ставит руки, учит основам исполнительства и прочей ерунде. Но без внутреннего импульса это всего лишь бесполезная информация. А кто сильно хотел-научился, даже если педагога рядом не нашлось.
И все таки-в каком возрасте начинать? В любом, лишь бы вам было это интересно. Вопрос следовало бы задать по другому, например-а оно вам надо? Ну в смысле-занятие музыкой. Если ответ однозначный ДА-вам и карты в руки. Зачем оно вам? Думайте сами. Если вам это нраится-занимайтесь, если нет-повесьте гитару на стенку и не мучайте мироздание.
А для интересующихся Джо Бонамасой-зацените его концерт в Альберт Холле
http://www.youtube.com/watch?v=lBmLywRxxwA

 

leothemetal, дорогой, я так увлекся просмотром ссылки, что почти отвлекся от темы. А концерт-фильм здоровский, спасибо. Может быть стоит выводить ссылку в виде ссылки только? Для это нужно изменить формат ввода внизу формы отправки комментариев. Это же совсем просто! http://queenguitar.by/users/rom

 Что касается возраста обучения игре на гитаре, то склоняюсь тоже к очень раннему. Но здесь нужно определиться с тем, что понимаем под обучением на гитаре. Будут ли это спетые и прохлопанные песенки в сопровождение гитарного акомпанемента учителя или сольные произведения (считаю, что первый вариант также можно относить к обучению игре на гитаре, хотя и косвенно). 

 

http://youtu.be/yE7waNi5dc0

http://youtu.be/sjMDrXc3WfY

Мои любимые ролики о том, как можно выдрессиро... ,
ах простите научить детей играть на гитаре.

в первом случае,мне не совсем понятен возраст детей.
Возможно они старше,чем они кажутся .

А второй ролик -это Гриша Горячев в детстве.Потом когда повзрослел стал как-то менее интересен, на мой взгляд.
Такой эффект вундеркинда. Пока ребенок маленький , то кажется гением,а потом вырастает обычным музыкантом.