Сборники для работы с начинающими гитаристами

Начался новый учебный год. Как заинтересовать и увлечь наших учеников, тех, кто взял гитару в руки впервые? Как научить ребенка любить и понимать  музыку? Как не отпугнуть его непосильными задачами, непонятными и сложными пьесами?

Выбор репертуара для юных гитаристов – очень важное слагаемое успеха нашей профессии. Репертуар должен соответствовать возрасту ученика, т.е. музыка должна быть ему понятна и доступна. Еще одно непременное требование к репертуару начинающих – его разнообразие. Дети нуждаются в свежести репертуара, их утомляет однообразие и муштровка. Вместе с тем педагог должен учитывать музыкальные способности и предпочтения каждого ученика. При знакомстве с новой пьесой, я проигрываю ее ученику и спрашиваю, нравится ли она ему, а при работе с ребятами постарше предлагаю несколько произведений на выбор. Я считаю, что серый, неинтересный репертуар снижает стремление заниматься музыкой, а высокий репертуарный уровень, напротив, побуждает к творческим поискам художественных образов.

Часто я использую в работе пьесы из моих авторских сборников "Играем и сочиняем вместе", "Пьесы для гитары", "Ветер дальних странствий" и др. Для игры в ансамбле - сборники "Дуэты и трио для гитары", сюиту "Буратино" для трио гитар.

Музыкальный язык моих пьес прост и выразителен, музыкальные образы  яркие и доступные для детского восприятия. Для того, чтобы музыка была понятна и интересна для юных исполнителей, я часто обращаюсь к пьесам программного типа («Катание с горки», «Ночь перед рождеством», «Веселая прогулка») и излюбленному детьми жанру сказки («Баба-Яга», «Три медведя», «Золушка мечтает», «Мой друг – Карлсон»). Ребята всегда с удовольствием играют такую музыку. Удовольствие от игры любимого произведения также немаловажный аспект в нашей работе.

Многие мои пьесы  имеют элементы звукоизобразительности. Так, например, глиссандо и морденты в пьесе «Катание с горки» изображают скольжение санок по снегу. Почти вся мелодия построена на шестнадцатых длительностях, что изображает задор и суматоху катания, повторяющийся бас в пьесе «Башмачки» иллюстрирует стук каблучков. В пьесе «Три медведя» одна и та же мелодия проходит в трех октавах (медвежонок, медведица и медведь). А в пьесе «Баба-Яга» есть и портрет Бабы – Яги, и ее полет в ступе,  и  испуганные детские возгласы. Работая   над дуэтом «Мой друг-Карлсон», я объясняю ученику, что первые такты пьесы в партии второй гитары изображают звук заводящегося моторчика на спине у Карлсона и т.п.

 Юные гитаристы с удовольствием играют пьесы на сказочные сюжеты. А сколько положительных эмоций детей и их родителей вызывает исполнение таких пьес в костюмах любимых сказочных героев (Бабы-Яги, Буратино, Пьеро, Мальвины ) !!!

Дорогие педагоги, успех нашей работы во многом зависит от нашего энтузиазма, творческого поиска, смелых экспериментов, использования нового интересного репертуара. Успеха Вам в новом учебном году!

 

"Играем и сочиняем вместе"
"Ветер дальних странствий"
"Пьесы для гитары"
"Буратино"
""Дуэты и трио для гитары"

Светлана Ветушко "Буратино идет в школу" из сюиты "Буратино"

Баба Яга Ветушко Светлана

С. Ветушко "Маленькая фея"