Работа с начинающими. Ансамблевое музицирование.

Ансамблевое музицирование - одна из самых интересных и плодотворных форм работы с начинающими гитаристами. Она развивает гармонический, мелодический, полифонический слух, чувство темпа, ритма. Игра юных музыкантов становится более осмысленной и эмоциональной.

Я играю в ансамбле с учеником с первого года обучения и заметила, что этот вид музицирования наиболее любим юными гитаристами.

Разучивая с начинающими несложные одноголосные детские песенки (такие как «Елочка» М. Красева, «Веселые гуси»), я подбираю к ним аккомпанемент и подыгрываю ученику. Это первый опыт нашего совместного музицирования. Игра с педагогом учит ребенка слышать не только свою партию, но и звучание пьесы в целом, воспитывает культуру звука, помогает раскрыться эмоционально.

http://youtu.be/4V5hnLK4gGY

С удовольствием дети играют вместе с учителем и двухголосные произведения (ребенок - мелодию, а я - бас и наоборот). Например, так мы проигрываем русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» до того, как ребенок освоит двухголосие, затем я предлагаю ученику сыграть бас и мелодию одновременно.

Постепенно мы переходим к гитарным дуэтам. Это этюды А. Виницкого, написанные для двух гитар, в том числе любимый всеми детьми этюд «Дождик», несколько позже его же замечательный дуэт «В цирке», «Лиса – попрошайка» Ю. Гаврилова и т.п.

Среди моих сочинений также много дуэтов для начинающих. Как только ученик освоит звукоряд I позиции и 2-ух октавную гамму С-dur, я предлагаю ему разучить дуэт «Румба». Эта пьеса хорошо звучит с маракасами, так что, если ребенок приходит на урок вместе с мамой или бабушкой, при желании они также становятся членами нашего ансамбля и исполняют партию ударных.

При работе над пьесой «Очень простой вальс» юный гитарист учится связной, певучей игре, вместе с педагогом работает над динамическими оттенками, знакомится с понятием «музыкальная фраза».

С удовольствием дети играют мои дуэты «Веселая прогулка», «Три медведя», «Баба-Яга», «Мой друг – Карлсон».

http://youtu.be/ZBuKAIChPzw

Если в моем классе есть несколько начинающих. Я объединяю их в трио, иногда удваиваю партии и тогда состав ансамбля расширяется. Более сложную партию я разучиваю с более одаренным учеником, старшеклассником или исполняю ее сама. При игре со своими сверстниками дети старательно учат свои партии, тянутся за более сильными учениками, в них просыпается дух соперничества. К тому же при изучении ансамблевых пьес можно осваивать и закреплять многие приемы гитарной техники (флажолеты, глиссандо, пиццикато, барре и т.д.).

«Белоснежка и семь гномов», «Старичок – лесовичок», «Кот Базилио и лиса Алиса» - эти трио можно разучивать примерно на 2-3 году обучения. Знакомые сказочные сюжеты всегда находят отклик в детских сердцах. Кроме того - это яркие концертные номера, которые можно с успехом  исполнять как на академических концертах, так и на фестивалях ансамблей, конкурсах и концертах для родителей.

http://youtu.be/nMMi3iwD68I

Репертуар для игры квартетом можно подобрать в сборниках «Квартеты», составители О. Копенков и С. Кабанов и сборнике «На троих» № 4 (сборник включает сочинения О. Копенкова, С. Колгана, В. Мальганова). Мои ученики с удовольствием исполняют в этом году пьесу С. Колгана «Несказанная осень» из этого сборника.

Яркие, образные ансамбли для гитаристов  написаны такими белорусскими композиторами как И. Кузьмицкий, В. Живалевский, Е. Гридюшко, И. Лонский, И. Шошин, С. Буров и мн. др.

Наиболее любимой и зрелищной формой ансамблевого музицирования является «театрализация», т. е. исполнение музыкальных номеров в костюмах. Театрализация с успехом используется на внеклассных мероприятиях, концертах для родителей. Она вовлекает юных гитаристов в театральное действо, игру, раскрывает их актерские дарования, оставляет незабываемое впечатления

http://youtu.be/_9oSXsz0r5s

Гитара – уникальный инструмент. Она превосходно звучит в ансамбле с другими инструментами: флейтой, домрой, скрипкой, цимбалами. Игра в смешанных ансамблях знакомит гитаристов с возможностями этих инструментов, позволяет почувствовать себя как солистом, так и аккомпаниатором. Среди моих сборников есть сборник ансамблей «Гитара+…». Это совместный проект с О. Копенковым. Сольную партию в дуэтах из этого сборника можно исполнять на различных инструментах, все зависит от ваших возможностей и творческих предпочтений.

http://youtu.be/5MLy2VLRHH8

Никакой другой инструмент не пользуется такой популярностью при аккомпанементе пению. И мои ученики с радостью поют под гитару на творческих зачетах и концертах для родителей.

Ансамблевое музицирование – замечательный стимул к творчеству. Игра в ансамбле раскрепощает ученика,  учит работать в коллективе, способствует его творческому росту. Ансамблевые номера на начальном этапе обучения более всего подходят для сценических выступлений. А главное, на мой взгляд, это самый лучший способ увлечь, заинтересовать ребенка, пробудить его любовь к музыке.

Статью подготовила Светлана Ветушко