Про белорусского мамонта.

У меня есть пьеса "Белорусская фантазия" в 2 частях. Она была написана еще в студенческие годы. В свое время у нас был предмет - обработка и аранжировка народных мелодий в академии музыки. В результате посещения данной дисциплины и тесного сотрудничества с педагогом были написаны 2 пьесы - "Белорусская фантазия" и обработка песни "Ой , прачнуся  я у панядзелак", основанные как раз на обработках белорусских фольклорных тем. У меня долгое время не доходили руки до "Белорусской фантазии" , до переведения данной пьесы из рукописного варианта в вариант хотя электронно-нотного звучания через "Сибелиус". Пьеса уже как лет 10 пылилась в шкафу в виде рукописи. Но вот на прошлой неделе произошло событие, которое меня буквально подвигло на то чтоб встрепенуться и довести данную пьесу до ума, то есть до электронного звучания в виде mp3 файла. Пьеса длинная , нот много , работа объемная , как тот самый ископаемый белорусский мамонт про которого сейчас пойдет речь - но все ж собрала все трудолюбие и записала "набрала" данное произведение в "Сибелиусе".

Что же меня вдохновило на завершение работы над нотно-звуковой стороной фантазии ?

В руки мне попала книга , посвященная археологическим раскопкам под Полоцком , которые довольно регулярно проводятся энтузиастами - студентами и молодыми людьми. Что особенно приятно, книга написана на "роднай беларусскай мове". Итак книга " Пальцы або гiсторыя археалагiчнай экспедыцыi "Палатыда" ". Автор книги Нiчыпар Стунжак , книга отпечатана в Минске в 2013 году, разошлась не очень большим тиражом . В книге описано как любители археологии проводили археологические раскопки, чего откопали и чем развлекались во время отдыха на досуге в лесу под Полоцком. Все цитировать смысла не имеет. А меня вот до ужаса впечатлила глава 16 данной книги , которая называется ("Паляванне на маманта". Бяжы , Лола, бяжы!..) стр 89 данного печатного издания. 

Эта глава посвящена темам исторических реконструкций и в частности тем реконструкциям из истории Беларуси, которые были проведены в ПАЛе (ПАЛ -это сокращенное название всей этой археологической затеи под Полоцком). Подробностей организации раскопок не знаю , но это молодежь из БГУ , с исторических факультетов и т.д. и просто люди интересующиеся историей.

Итак в 16 главе книги очень живо описана самая зрелищная историческая реконструкция - "Охота на мамонта".Ставилась задача с помощью костюмов и фантазии, при активном участии самих археологов возродить к жизни обряд охоты на настоящего белорусского Мамонта .

Вначале главы 16 на стр.89 до читателя доводится информация о том ,что мамонты водились под Полоцком.. Реально древние белорусские мамонты .И вот о чудо!-во время одной из экспедиций под Гомелем:) копатели вырыли зуб мамонта -настоящего и древнего как сама древность . И решили наши археологи замутить реконструкцию охоты на мамонта. По началу затея была под угрозой по причине отсутствия мамонта. В тексте говориться, что реконструкция охоты на Оленя обошлась бы в разы проще и легче (дешевле)-волонтеру Оленю было бы достаточно рога прицепить и дать 100 грамм водки и дальше все пошло бы само собой. А вот Мамонта надо было еще поискать -мамонт должен был быть лохматым, диким и массивным . Короче соорудили они какого-то мамонта из подручных средств -внутри костюма помещалось от 4 до 6 человек. И стал у них в ПАЛе этот мамонт бегать по лесу да пугать девченок. Реакция девченок превосходила все ожидания...цитата дословная "не паспела дзяучына апрытомнець и сабрацца з думкамi-аб чым сведчыу адмыслова зморшчаны лобiк ..(.....)..далей дзяйчына збляднела и не здолела нiчога адказаць на самыя простыя пытаннi "- короче Мамонт вышел такой как положенно и пугал всех от души, ну прям как в крутейших Голливудских триллерах с нехилым бюджетом, потраченным на декорации.

Меня повеселило сокращенное название мамонта БММ "Баявы мабiльны Мамант"-его же археологи прозвали секретным оружием белорусской армии. Ну так вот целую 16 главу Мамонт бегал по лесу пугал девченок -на него охотились и затем разделывали -ну реконструкция обряда такая языческого охотничьего. Особенно  зрелищно вышло у них изловить Мамонта в 2003 году ибо мамонт застрял между 2 деревьев и был полностью неподвижен . А в 2010 году охотники слегка накосячили со временем и потеряли мамонта в чаще леса. Так потом он сам через полчаса должен был выйти на свет из лесу навстречу охотникам-археологам.

И вышло так все красиво у любителей истории, что они решили - если бы на эту реконструкцию посмотрел Малевич-то назвал бы свой знаменитый "Черный квадрат" - "Черным папоротником".

Итак, я зачиталась сатирическим текстом , залюбовалась "мiлагучная роднай мовай" и ...решила все -таки доделать свою "Белорусскую фантазию" на белорусские фольклорные темы, написанную аки в том самом 2003 году -когда мамонт у охотников застрял в кустах. Моя пьеса была частью учебной программы. В начале учебного 2003-2003 на стенку вуза повесили штук 15 белорусских народных тем , одну из которых одну надо было обработать или превратить в аранжировку .Далее на кафедре проходил конкурс этих самых обработок в исполнении авторов чаще всего. Мы исполнили вместе с моим педагогом этот дуэт в 2 гитары . Пьеса в целом вызвала очень положительную реакцию у педагогов в академии на кафедре обработки и аранжировки . .Пьеса прозвучала и заняла одно из первых мест на конкурсе к моему удивлению.

Так вот первая часть получилась не особо мелодичной -но по сути работа студенческая, учебная, много чего помогал делать педагог по ходу сочинения .Так что не совсем мой стиль возможно ,но на чем-то надо было учиться .И вот после прочтения описания реконструкции Охоты на мамонта я вдруг неожиданно поняла о чем моя музыка ....очень она подходит для наглядного изображения того самого мамонта плутающего по дебрям полоцких лесов. Часть вторая -просто вариации на тема "Весна-красна".Первая часть получилась настолько дисгармоничной и угловатой, что теперь мне кажется "прекрасной в своем музыкальном безобразии "и привлекает именно диссонансами , которые везде изобилуют . 

Так вот тут можно послушать аудио (пока только аудио) ноты тоже не за горами. "Белорусская фантазия" в 2 частях.

Могу точно сказать ,что "Белорусская фантазия" была написана отдельно от этого мамонта, просто не ведая ничего о данной реконструкции. Просто теперь спустя 10 лет я вдруг почувствовала какое-то сходство белорусских фольклорных образов между ПАЛовским  Мамонтам и моей музыкой. Ну а темы родной белорусской природы и животного мира в творчестве литературно-музыкальном - это всегда здорово.

НОТЫ http://nemeraksenia.musicaneo.com/sheetmusic/sm-234710_belarussian_fantasy.html   

Belorussian Fantasy

Комментарии

Сегодня решила добавить ссылку на ноты и видео произведения "Белорусская фантазия". И почему-то окинув взглядом проделанную работу вдруг наткнулась на неожиданные мысли общеисторического плана. 

Пьеса "Белорусская фантазия" была создана в годы учебы .Студентам показывали основы композиторского мастерства на предмете обработка и арранжировка народных песен. Нам было положено не сочинять самим свои мелодии, а обязательно брать за основу музыкальных сочинений именно НАРОДНЫЕ БЕЛОРУССКИЕ темы. Хотя почему бы студентов не научить писать свои собственные (авторские) мелодии ? (это скорее мысль общепедагогического плана и таким образом утверждены учебные программы были на тот момент). То есть нас учили обрабатывать народные, но не творить собственные мелодии. Так и появилась эта "Фантазия".

Затем я решила вернуться к чтению исторических фактов о родной стране. Территория сейчас именуемая Белоруссией или Республикой Беларусь в разные исторические эпохи относилась то к России, то в Прибалтике, то к Польше , то к СССР. Собственно независимость была объявлена менее 100 лет назад в марте 1918 было объявлено БНР , а затем в январе 1919 года - БССР. Эта краткая историческая заметка приводится здесь для того, чтоб отметить тот факт , что музыкальная культура в разные времена испытавала влияние с самых различных сторон . Всегда шла некая "скрытая борьба" за идеологическое влияние в музыке и искусстве на данной территории. А фольклор, лежащий в основе пьесы ... это нечто доставшееся нам из глубины веков , жившее на белорусской земле еще в древние времена в рамках традиций устного народного творчества . Хотя порой мелодии фольклорных песен удивляют своим совершенством и лаконичностью , будто не народ их создал , а какие-то давно забытые музыканты имена которых затерялись в веках. 

Эта пьеса не является агитацией за какую-либо позицию в историческом плане, а просто отражением процессов происходивших в жизни и истории страны.